Информация для использования в работе социального педагога О формах и методах профилактики нравственных и психологических отклонений в поведении подростков

Формы и методы профилактики нравственных и психических отклонений в поведении несовершеннолетних

В профилактике правонарушений важное значение приобретает проблема воздействия внешней и внутренней регуляции поведения. При социальной регуляции поведения личности основными регуляторами и посредниками социального воздействия оказываются высшие качественно определенные образования субъективного мира личности- ценности, нормы, нравственные и ценностные представления, убеждения, идеалы. Профилактика включает в себя комплекс мер, обеспечивающих предупреждение нежелательного явления, события. Эти меры применяются тогда, когда человек видит опасность. Но взрослые не могут жить в постоянном ожидании неблагополучия в развитии ребенка. Из-за этого в педагогике, в опыте благополучных семей четко определяются общие меры, обеспечивающие одновременно и качественное воспитание, и профилактику отрицательных свойств личности.
Потеря интереса к обучению - первопричина отклонений в поведении. Неуспеваемость - проблема не только социальная, но и педагогическая. И не потому, что многое зависит от учителя, от школьных условий, потому что предупреждение неуспеваемости - практическая задача – она постоянно стоит перед каждым учителем, каждой школой. Именно неуспеваемость, отсутствие интереса к обучению в школе, вследствие чего возникает ряд проблем асоциального поведения
Большинство правонарушителей отстают в усвоении изучаемого материала, и одной из причин этого является замедленный темп восприятия и мышления, возбуждение, неусидчивость, интеллектуальная пассивность, которая способствует появлению новых интересов, нередко с асоциальной направленностью.
Профилактика правонарушений, прежде всего, ассоциируется с индивидуальной работой среди детей и подростков. И это правильно, так как в центре воспитательной работы стоит ребенок с его проблемами, радостями и неудачами.
Воспитание школьников требует специального психолого-педагогического подхода и соответствующих средств коррекционного воздействия. Эффективность психологической коррекции зависит от того, сумеет ли педагог охватить своим воздействием все психологически значимые зоны развития личности ученика, где возможны функциональные нарушения: целеполагания, выбора средств, принятия решения, исполнения, оценки, закрепления результата и способа действия. При этом следует учесть, что коррекция каждого из типов отклоняющегося поведения предполагает использование всей системы психолого-педагогических средств. В то же время каждое воздействие педагога и его психологический результат находятся в причинно-следственной зависимости: каждый конкретный тип отклонения требует использования соответствующего ему механизма коррекции. Все другие средства воспитательного воздействия выполняют в этом случае вспомогательную роль.
При организации профилактической работы с учащимися психологу необходимо знать основное, что характеризует сущность их личности, определяет их поведение. Ведущими детерминантами поведения и развития личности выступают ее потребности. Для того чтобы успешно управлять процессом развития ребенка и его деятельностью, педагогу необходимо, прежде всего, установить с ним отношения доверия и сотрудничества, преодолеть психологическую несовместимость, создать основу для прочного, долговременного психологического контакта.
Установление психологического контакта между педагогом и ребенком с отклоняющимся поведением имеет существенное значение для профилактики. Благодаря психологическому контакту педагог получает достаточно глубокое представление о скрытых механизмах поведения ученика, его тайных желаниях и принципах поведения, может стать значимым доверенным лицом воспитанника и благодаря этому оказывать на него целенаправленное педагогическое влияние, воздействуя на определенные личностные качества ребенка, его ценностные ориентации и жизненные планы.
Анализ природы конфликта показывает, что профилактика и коррекция должна основываться на комплексном подходе, который включает в себя:
1) знание причины возникновения конфликта;
2) своевременная психолого-педагогическая диагностика конфликта;
3) разработка целостной программы психолого-педагогической профилактики
4) ее реализация совместными усилиями педагогов, учащихся, психологов, родителей и др.
Воспитание и перевоспитание трудных подростков только тогда будет успешным, если педагог, социальный педагог, педагог- психолог учитывает качественные результаты своего воздействия с воспитанниками, работает не вообще, а с пониманием существа дела, с учетом поведения учащихся, соответственно возрасту и уровню педагогической запущенности. Этому способствует четкая последовательность действий.
План мероприятий по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних включает в себя следующие компоненты:
1) cоциальная реабилитация;
2) психологическая коррекция;
3) юридическая консультация;
4) медико-просветительская работа;
5) правовое воспитание;
6) воспитательная работа, направленная на удовлетворение потребностей и интересов детей.

К психологическим аспектам работы следует отнести:
1. Обследование детей склонных к правонарушениям и вредным привычкам.
2. Индивидуальная психокоррекция.
3. Консультации и помощь воспитателей и учителей.
4. Знакомство с основами психогигиены.
Теоретическая модель взаимодействия координаторов профилактических воздействий на учащихся

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
К классификации методов перевоспитания относятся:
1. Методы разрушения отрицательного типа характера: метод “взрыва” и метод “реконструкции” характера.
2. Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:
а) объективное переосмысление своих достоинств и недостатков;
б) переориентация самосознания;
в) переубеждение;
г) прогнозирование последствий негативного поведения.
3. Методы перестройки жизненного опыта: предписание; ограничение; переучивание; переключение; регламентация образа жизни.
4. Методы предупреждения отрицательного и стимуляция положительного поведения: поощрения и наказания; соревнования; положительной перспективы
Каждый из приведенных методов осуществляется в единстве с общими методами формирования личности. Главной функцией всех методов перевоспитания выступает координационная - согласованное изменение социального окружения и развития личности, обеспечение активного влияния социальных воздействий, а также коллектива на все связи и отношения трудного ребенка с окружающим миром.
Таким образом, комплексный подход к осуществлению целенаправленной профилактики правонарушений, учет основных психологических факторов в их структурной и функциональной взаимосвязи, использование логически упорядоченных средств коррекционного воздействия, а также овладение приемами налаживания контактного воздействия и реализация требований индивидуального подхода создают научно-методическую основу, овладение которой позволит педагогу, воспитателю оптимально решать задачи по профилактике антиобщественного поведения.

Заголовок 115