Статья по химии на темуКоллективная форма организации учебной работы как средство активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы при ИУ


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 35»
Ленинского района города Саратова
Химия
Исследовательская работа
Тема: «Коллективная форма организации учебной работы как средство активизации познавательной деятельности
учащихся вечерней школы при ИУ»
Автор работы: Борисова Вера Владимировна,
учитель химии МКОУ «В(С)ОШ №35»
г. Саратов
2016 г.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Проблема активизации познавательной деятельности - одна из приоритетных в педагогике. Введение в процесс обучения коллективной формы организации учебной работы требует нового подхода к следующим составляющим проблемы активизации познавательной деятельности: определение уровней ее развития; обеспечение самореализации познавательного потенциала учащихся; изменение процедурно - деятельностных характеристик учебной работы на различных этапах.
Из отмеченного вытекает проблема исследования, сущность которой заключается в определении педагогических условий активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы в процессе организации коллективной учебной работы. Это обусловило выбор нашей темы исследования «Коллективная форма организации учебной работы как средство активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы».
Цель исследования: определить педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы в процессе организации коллективной учебной работы.
Объект исследования: учебная работа учащихся вечерней школы.
Предмет исследования: процесс организации коллективной учебной работы учащихся вечерней школы.
Концептуальная идея исследования отражается в следующей гипотезе. Коллективная форма организации учебной работы является эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы, если спроектированы следующие педагогические условия:
• учителем создано эмоционально-положительное отношение учащихся к знаниям, своим возможностям в познании, к своим товарищам;
• педагогом учтена зависимость применяемых на занятиях видов коллективной учебной работы от характера выполняемых учащимися заданий;
• учителем выделены наиболее эффективные возможности коллективной учебной работы: превалирование в коллективной учебной работе общения в динамических парах или общения типа диалогических сочетаний; совпадение ролевых позиций с индивидуальными интересами, потребностями и возможностями учащихся.
В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью и выдвинутой гипотезой предусматривается решение следующих основных задач исследования:
выявить уровень разработанности проблемы активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы в теории педагогики и педагогической практике;
построить модель организации коллективной учебной работы, активизирующей познавательную деятельность учащихся вечерней школы;
обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы в процессе организации коллективной учебной работы;
определить эффективность экспериментальной методики организации учебной работы.
В исследовании опиралась на труды учёных- педагогов и психологов, современный передовой педагогический опыт. Это позволило дать научное обоснование необходимости использования коллективной формы организации учебной работы для активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы.
База исследования. Основной базой экспериментальной работы явилась МКОУ «В(С)ОШ № 35» на территории ФКУ ИК-33 УФСИН РФ по Саратовской области.
Исследование началось в 2012 году и рассчитано на три основных этапа.
Первый этап (2012-2013) - поисковый. Изучались и анализировались философские, психолого-педагогические, социологические отечественные и зарубежные источники, система повышения квалификации и передовой педагогический опыт учителей; определялись методологическая и теоретическая основы исследования, противоречия, проблемы, цель, объект и предмет исследования. Основными методами в этот период были: теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, логический, обобщение опыта), а также наблюдение, беседы, анкетирование, анализ учебно-методической документации. Второй этап (2013-2014) - экспериментально-аналитический. Основное внимание на данном этапе уделялось проведению формирующего эксперимента. Выявлялись уровни проявления интереса к коллективной учебной работе учащихся контрольных и экспериментальных групп; выявлялись уровни готовности учителей к организации коллективной учебной работы; апробировался комплекс педагогических условий активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы; проводилась методическая работа с учителями, участвующими в проведении опытной работы путём организации консультаций, проведения бесед, дискуссий, показательных уроков с применением на них коллективной формы организации учебной работы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях базы исследования.
Основными методами на данном этапе были: моделирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, статистический анализ, анализ продуктов деятельности учителей и учащихся.
Третий этап (2014-2015) - контрольно - обобщающий. Нами выявляются уровни познавательной активности учащихся экспериментальной группы по следующим показателям: интерес к коллективной учебной работе; осознанное отношение к коллективной учебной работе; осознанное отношение к своим товарищам; адекватность самооценки своих результатов. Осуществлялась проверка эффективности выделенных педагогических условий активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы в процессе организации коллективной учебной работы. Обобщаются материалы исследования, формулируются выводы.
Основными методами на данном этапе являются: педагогический эксперимент, анкетирование, статистический анализ, метод экспертных оценок.
Теоретическая значимость проблемы исследования определяется тем, что результаты исследования позволяют сформировать новые подходы к анализу проблемы активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школыособенно вечерней сменной школы при пенитенциарном учреждении в процессе организации коллективной учебной работы и могут служить научно-теоретической базой для разработки инновационных методов интеллектуального развития учащихся-осужденных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты ориентируют учителей вечерней школы в организации коллективной учебной работы с целью активизации познавательной деятельности учащихся.
Научная достоверность и обоснованность полученных в исследовании данных обеспечены чёткостью методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, широтой и разносторонностью экспериментального исследования, адекватных его объёму, цели, задачам и логике, достаточной длительностью и возможностью повторения педагогического эксперимента, репрезентативностью объёма выборок и статистической значимостью полученных данных, количественным и качественным их анализом.
Личное участие автора в получении научных результатов определяется разработкой и обоснованием основных концептуальных положений исследования, непосредственным руководством и участием в проведении экспериментальной работы.
Заключение:
Результаты исследования имеют практическую значимость, так как позволяют строить образовательный процесс в вечерней сменной школе как взаимодействие и сотрудничество учителей и учащихся в сфере их совместной деятельности с целью развития личности обучающегося особенно в вечерних школах при исправительных учреждениях. Материалы исследования используются для организации коллективной учебной работы на уроках химии в МКОУ «В(С)ОШ № 10» при ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по Саратовской области и имеют положительную динамику.
С точки зрения этих аспектов мы и будем продолжать дальнейшее исследование.
Выводы:
Активизация познавательной деятельности является актуальной проблемой, стоящей перед наукой и практикой, так как в современном обществе возрастают требования к уровню интеллектуального развития человека: профессиональной культуре, способности учиться на протяжении всей жизни. В этой связи использование коллективной учебной работы в качестве средства, активизирующего познавательную деятельность учащихся вечерней школы, приобретает особую важность, так как заинтересованность учащихся в получении знаний развивается в процессе совместной деятельности.
Постановка проблемы опирается на результаты теоретических и практических исследований в области философии образования, психологии, дидактики (теории урока), методики преподавания различных школьных дисциплин (математики, химии, физики, иностранных языков и др.).
Как показало предварительное исследование, учащиеся вечерней школы при ИУ имеют низкий уровень познавательной активности на учебных занятиях. Это объясняется рядом причин: отсутствием интереса к коллективной учебной работе; преимуществом групповой и индивидуальной форм организации учебной работы; недостаточной теоретической и методической разработанностью положений, определяющих направления в работе по организации коллективной учебной работы учащихся в условиях вечерней школы; низким уровнем готовности учителей к организации коллективной учебной работы.
В результате проведённого исследования были решены следующие задачи:
1. Выявлен уровень разработанности проблемы активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы в теории педагогики и педагогической практике.
2. Построена модель организации коллективной учебной работы, активизирующей познавательную деятельность учащихся вечерней школы.
3. Обоснованы педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся вечерней школы в процессе организации коллективной учебной работы, такие как:
• создание учителем эмоционально-положительного отношения учащихся к знаниям, своим возможностям в познании, к своим товарищам;
• учёт педагогом зависимости применяемых на занятиях видов коллективной учебной работы от характера выполняемых учащимися заданий;
• выделение учителем наиболее эффективных возможностей коллективной учебной работы: превалирование в коллективной учебной работе общения в динамических парах или общения типа диалогических сочетаний; совпадение ролевых позиций с индивидуальными интересами, потребностями и возможностями учащихся. В ходе исследования было выяснено, что данные условия действуют в комплексе, так как связаны общей целью: активизацией познавательной деятельности учащихся. Комплексное использование педагогических условий в заданном алгоритме позволяет решить поставленные в исследовании задачи.
4. Была определена эффективность экспериментальной методики организации учебной работы по уровню сформированности выбранных показателей:
• интерес к коллективной учебной работе;
• осознанное отношение к коллективной учебной работе;
• осознанное отношение к своим товарищам;
• адекватность самооценки своих результатов.