Обобщение опыта работы учителя начальных классов по проблеме Технология проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе.


Обобщение педагогического опыта работы учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №10» Рузаевского муниципального района
Дворецковой Татьяны Ивановны
«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее,
если им дают возможность самостоятельно
исследовать основы изучаемого материала.»
Питер Клайн Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.
Конфуций
Тема педагогического опыта: «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе».
Гипотеза: использование проблемных заданий и вопросов оказывает влияние на эффективность обучения и развитие познавательных способностей учащихся и повышает мотивацию детей к обучению.
Цель педагогического опыта:
— учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;
— создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;
— формирование интереса к образованию;
— создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия
способностей каждого ученика;
— создание ситуации комфортности на уроке;
— развитие личности ребенка;
— развитие речи учащихся;
— развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.
Новизна работы состоит в представлении собственного опыта работы по технологии проблемно-диалогического обучения.
Практическая значимость заключается в возможности использования опыта по созданию на уроках проблемно-развивающей среды.
Актуальность опыта:
Работая продолжительное время своей трудовой деятельности в школе, постоянно задавала себе вопросы:
— Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для детей?
— Как сделать так, чтобы каждый ребенок был активным участником процесса?
— Как максимально развить способности каждого ребенка?
— Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке?
В связи с загруженностью на работе, ритмом жизни родителей, какими-либо другими проблемами в семье родители гораздо меньше уделяют времени детям при подготовке домашних заданий. Учителю приходится максимально рассчитывать только на работу, организованную на уроке. Возникает необходимость в организации процесса обучения таким образом, чтобы ребенок максимально усваивал новый материал на уроке. Использование технологии проблемно-диалогической обучения дает такую возможность. Учащиеся самостоятельно открывают новые знания, а знания открытые детьми самостоятельно, запоминаются лучше, таким образом, нет необходимости дома зазубривать правила, которые детям не всегда понятны.
Сократ: «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».
Все эти вопросы вполне решаемы, если процесс обучения строить на принципах развивающего обучения. Ни от случая к случаю, а систематически готовить уроки ОНЗ в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения. В этом случае каждодневное объяснение учителем нового материала сменится поиском, решением возникших проблем, выходом из затруднительных ситуаций, самостоятельным выведением правил, свойств, алгоритмов и т.д.
Конечно, приходится учитывать уровень подготовленности класса, социальный состав семей, ситуации на уроке, настроение, погоду. Постоянно находиться в поиске более удачных педагогических решений.
Технология является долгосрочной, рассчитана на время обучения учащихся в начальной школе.
В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общества. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования активной, самостоятельной, творческой и саморазвивающейся личности.
Начальная школа – это, прежде всего, творческий труд учителя. Как правило, много детей встречаются в классе не подготовленными к обучению, так как многие из ребят не посещали детский сад, а родители не прикладывали достаточных усилий к их развитию. Поэтому у многих детей, как правило, узкий кругозор, слабо развито внимание. При подготовке к уроку часто возникают вопросы:
- Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для детей?
- Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?
- Как максимально развить способности каждого ребенка?
Учителю приходится максимально рассчитывать только на работу, организованную на уроке. Чтобы реализовать цели начального образования, научить младших школьников учиться, развить их познавательный интерес один из вариантов – это использование технологии проблемно- диалогического обучения.
Не раз приходилось убеждаться, что те знания, которые ученик «добывает» сам, те правила, которые он «открывает» вместе с учителем, он усваивает глубже и прочнее и лучше чем те, которые учитель преподносит ему в готовом виде.
Задача педагога – не просто преподавать свой предмет, а развивать личность
каждого ребёнка его средствами.
Конечная цель образования и педагогики – это помощь человеку стать самим собой, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей.
Образовательное пространство становится развивающим, если:
1) мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;
2) создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;
3) создавать среду для развития мыслительных способностей ученик через овладение определенными мыслительными операциями;
4) строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;
5) построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект-субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса;
6) обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;
7) проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития.
Образовательное пространство развивающего типа может быть организовано с помощью новых педагогических технологий: исследовательской (проблемно-поисковой), коммуникативной (дискуссионной), имитационного моделирования (игровой), психологической, деятельностной, рефлексивной.
Одной из наиболее универсальных технологий является технология проблемно-диалогического обучения. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» (Шалва Амонашвили).
Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Три года я работала по образовательной системе «Школа 2100» и применяла технологию проблемно-диалогического обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого человека. Свои знания применяю и при работе по образовательной системе «Школа России», по которой в данный момент работаю. Я не просто сообщаю тему урока, ребенок сам открывает для себя ту или иную тему.
Проблемное обучение - один из видов развивающего обучения, при котором знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Ученик выступает субъектом учения, участником учебного сотрудничества, критически мыслящим человеком, целостной личностью. Не только ученик и учитель взаимодействуют в учебном процессе, но и учащиеся взаимодействуют между собой. Взаимодействие строится на принципах партнерства, сотрудничества, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога. Процесс обучения идет от ученика, самостоятельно добывающего знания.
Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В России дидактику проблемного обучения разработал И.Я. Лернер.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) - разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени.
Цели и этапы учебного процесса и методика их организации.
Общеизвестно, что основными образовательными целями учебного процесса являются: знания - понимаемая и воспроизводимая научная информация; умения - применяемые на практике знания; навыки-автоматизированные действия.
Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением нового материала. Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путем многократного повторения действия (например, на этапе устного счета или чистописания).
Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий - отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющегося в учебниках и дополнительных источниках набора и не представляет для учителя трудности.
Этап введения знаний организуется посредством методов - определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой!) частью подготовки к уроку. Возможно поэтому методы введения знаний (или методы обучения) являются одной из наиболее исследуемых дидактических категорий.
Изучив литературу по проблемно – диалогической технологии, я пришла к выводу, что проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика начальных классов основана на формировании умений и навыков, и уходит на это очень много времени, а это репродуктивные этапы урока. Человек начинает мыслить только тогда, когда у него появляется потребность что–то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае он является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. И научить этому, можно только начиная с начальной школы.
Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда - за похвалу, иногда - за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает у него вопрос, служит проблемная ситуация и выходящий из нее проблемный диалог.
Постановка проблемы и поиски ее решения являются хорошими мотивами для активной познавательной деятельности, которая требует актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.
Применение технологии проблемного диалога в обучении, позволяет мне формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
С.Л.Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия".
При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания, вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися.
В настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию. Поэтому постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее. Возможны три принципиально разных выхода:
1.учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему:
2.ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему;
3.учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.
Их сходство состоит в создании учителем проблемной ситуации, их различие заключается в организации выхода из нее.
На уроках изучения нового материала должны быть проработаны два звена:
постановка учебной проблемы и поиск решения.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют 3 основных метода постановки учебной проблемы:
1метод: Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
2 метод: Подводящий к теме диалог;
3метод: Сообщение темы с мотивирующим приемом;
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик. На этапе постановки проблемы ученики осознают противоречие и формулируют проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т. е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
В основу создания проблемных ситуаций “с удивлением” я использую самый простой пример: одновременное предъявление классу противоречивых фактов, теорий, мнений или другой прием, суть которого состоит в том, что учитель сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или задание на новый материал.
Например: урок математики. Тема “Порядок действия в выражениях со скобками”.
На доске запись:
9 – 5 + 3 = 7
9 – 5 + 3 = 1
- Что вас удивило? (Почему в одинаковых примерах разные ответы?)
Например: урок русского языка. Тема “Непроизносимые согласные в корне слова ”.
По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах «т» произносится, в других нет).
Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах «т» не произносится?
Например: урок окружающего мира. Тема “Грибы”.
Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока…?
В основе проблемных ситуаций “с затруднением” лежит противоречие необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается другими приемами: дается практическое задание, невыполнимое вообще, задание не сходное с предыдущими, т.е. такое с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
Например: Урок математики во 2 классе.
При изучении темы “Умножение двузначного числа на однозначное” подвела к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4 * 6, 20 * 3, 9 * 8, 10 * 6 и т. д. Последним был о выражение 14 * 6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы:
Учитель: Почему затрудняетесь в нахождении результата?
Дети: Мы такие ещё не решали.
Учитель: В чём затруднение?
Дети: Не умеем умножать двузначное число на однозначное.
Учитель: Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
Дети: Научиться умножать двузначное число на однозначное.
Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения.
Существуют правила создания проблемных ситуаций.
Правило первое. Для создания проблемного диалога перед учащимися ставиться практическое или теоретическое задание.
Правило второе. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.
Правило третье. Необходимо учитывать психологические особенности усвоения материала, уровень подготовки учащихся, их мотивационные критерии. В связи с этим, можно сформулировать следующие правила :Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Т.к. задание не содержащее затруднение – способствует репродуктивному мышлению, а проблема, имеющая чрезмерную трудность – снижает самостоятельность и приводит к демотивации.
Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции , как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы ученики формулируют тему. На этапе поиска решения выстраивают логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
При этом достигается подлинное понимание учениками материала, т.к. нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Чего нельзя сказать о традиционном уроке.
На традиционном уроке постановка проблемы сводится к тому, что учитель сообщает тему урока, поиск решения изложен, что не гарантирует его понимания большинством класса.
Данный метод постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога я включаю разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомните, выполните по образцу), мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Необходимо учитывать, что все это должно опираться на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.
Например: урок русского языка. Тема урока: “Повторяем гласные звуки и буквы”
На доске запись букв:
Д Б Е М К А Т С У Х Ц Э Ш Ь И
- Прочитаем буквы.
- Назовите каждую третью букву (Е, А,У,Э,И)
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Гласные буквы и их звуки)
Например: урок математики. Тема урока: “Деление двузначного числа на двузначное.”
Учитель: Найдите значение данных выражений и разделите их на группы.
24:2 70:5 66:6
78:6 78:13
24:2=12 78: 6=13
66:6=11 70:5=14
I столбик: делимое заменяем суммой разрядных слагаемых.
II столбик: делимое заменяем суммой удобных слагаемых.
78:13 – не смогли найти значение, т.к. еще не умеют делить на двузначное числоСообщение темы с мотивирующим приемом.
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать к ней интерес учащихся. Для этого я использую прием “яркое пятно”, который состоит в сообщении детям интересного материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока.
Например: урок математики. Тема урока: “Число 3. Цифра 3.”
Учитель: В далекие времена люди с большим трудом научились считать: сначала всего до двух. За двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали “ один, два, много”, то после двух было “всё”. Поэтому число 3, которое при счете должно идти за числом 2, означало “ВСЕ”. Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, совершенством, счастливым числом. Число 3 стало излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Сегодня мы тоже познакомимся с числом 3.
Например: урок обучения грамоте. Тема урока: “Из чего сделаны слова? ”
На доске записаны слова: рябина мак трава стол.
- Какое слово лишнее? Почему? ( Стол, т.к. все остальные слова – живая природа, а стол- неживая)
- Кто сделал стол? ( Человек)
- А из чего сделан стол? ( Из дерева)
- Как вы думаете, а из чего сделаны слова?( Не знаем)
- Хотите узнать? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.
Использование технологии проблемного обучения на уроках ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы урока, самостоятельно сделать подробный вывод по уроку.
Внедрение опыта привело к повышению качества знаний. Меньше учащихся не справляются с контрольной и проверочной работами, тестированием.
Дети обращаются к справочной и энциклопедической литературе, что играет важную роль в самостоятельном усвоении знаний. С большим интересом дети выполняют задания логического и проблемного характера, а также задания повышенной трудности, находя свои, порой оригинальные, решения.
С каждым годом ученики всё активнее принимают участие в школьных и предметных интернет-олимпиадах и конкурсах. Работая в парах, группах, коллективе дети умеют сотрудничать при решении учебных задач, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты, высказывают личное мнение, не боясь быть осмеянными, если их мнение не совпадает с мнением других, дискутируют, доказывают свою точку зрения.
Кроме того, разрешение учебных проблем оказало положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Они искренне радуются успехам своим и чужим.
Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Все активнее набирает силу школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. На собственном опыте я убедилась, что открывать новые знания надо совместно с детьми, и стараюсь воплотить их на своих уроках. Считаю, что проблемное обучение - сегодняшний и завтрашний день нашего образования.

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но  от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Приложение.
Конспект урока.
Предмет: Математика
УМК «Школа России» М. И. Моро, С. И. Волкова и др. «Математика»
Класс: 1
Цель: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной
единице измерения длины – сантиметр;
Задачи: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи; осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал. Формировать умение работать в паре. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке
Планируемые результаты:
Личностные УУД.
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД.
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Предметные
Понимать соотношение величин «см», «дм». Уметь измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; сравнивать, преобразовывать величины. -Уметь решать задачи, пользуясь знаниями полученными ранее.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Мотивация к учебной деятельности - Здравствуйте, дети! Я очень рада вас всех видеть!
«Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Будем дружно мы трудиться –
Это в жизни пригодится!»
-Как вы понимаете значение выражения «в жизни пригодится»?
Вывод: сегодня у нас урок открытия новых знаний, которые вам очень пригодятся в вашей жизни. Дети высказывают свои предположения.
II. Актуализация знаний. Ребята, перед трудной работой мы с вами всегда делаем, что? разминку. Я предлагаю не изменять этому правилу. Итак, разминка.
1. С помощью числового веера, ответьте на мои вопросы:
а) сколько нужно прибавить к 5, чтобы получить 8
б) какое число увеличили на 1, если получили 4
в) найдите сумму чисел 4 и 3
г) найдите разность чисел 9 и 6
д) первое слагаемое 5, второе слагаемое 4, найдите сумму
е) из 7 вычесть 2
ж) к 3 прибавить 6
з) уменьшаемое 8, вычитаемое 9, найдите разность
2.Задачи в стихах:
Как под елкой встали в круг
Зайка, белка и барсук
Встали ежик и енот
Лось, кабан, лиса и кот
А последним встал медведь
Сколько всех зверей? Ответь!

Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два — под березой,
Один — у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине?

Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?

Если слон больше удава, а удав больше мартышки, кто самый маленький? Работа с числовыми веерами.
(10)
(3)
(5)
Мартышка.
III.Подведение к проблеме.
А теперь, наши гости хотят рассказать вам вот такую историю
(фрагмент мультфильма)
Ребята, что делали зверята?
Как? При помощи кого?
А как вы думаете, удобно ли будет нам измерять предметы такими величинами. Почему?
А какие единицы измерения вы знаете? (измеряли удава)
(Нужно измерять одной величиной)
(см)
IV. Формирование нового знания через деятельностный подход. Ребята, я предлагаю вам попробовать узнать настоящий рост удава.( фото удава и таблица)
1 см 9 см 2 дм 4 см 8 см
Определите лишнюю запись среди этих величин и узнайте рост удава.
2 дм рост удава, т.к. мы не знаем, что такое «дм».
Какая величина нам известна?
Что можно измерять в сантиметрах?
Значит, рост удава 2 дм. Но мы не знаем, что это такое.
А хочется вам узнать, что такое «дм»?
- Как же вы думаете какова тема нашего урока?
-Какую цель поставим перед собой?
Это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр. (открывается на доске надпись крупными буквами с ударением). Прочитайте по слогам, словам с ударением. Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм». 2 дм(сантиметр)
(при помощи линейки… небольшие предметы)

Да.
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Итак, с чем будем работать на уроке сегодня?
Именно эта единица длины необходима нам для измерения нашего гостя, поэтому нам предстоит разобраться, что такое дециметр, как он выглядит и попробуем с ним работать.
Изучение нового материала
Задание 1. У вас на парте лежит полоска бумаги. Измерьте её и подпишите.
Вот эту полоску мы и назовём мерой длины равной один …?
Подпиши полоску с другой стороны.
Задание 2. Узнай сколько раз можно уложить 1 см в 1 дм?
(Дети укладывают, измеряют линейкой).
Так всегда и будем знать: в 1 дм – 10 см.
Какой вывод можно сделать?
Это важно.
( алгоритм как мы правильно измеряем длину)
Давайте теперь, измерим нашего удава при помощи линейки 2 дм, отмерьте верёвку 2 дм, отрежьте. Вот такой длины ребята удавы, когда они рождаются. Можете забрать эти веревочки домой и рассказать родителям, что нового вы узнали об удавах.
А взрослые удавы достигают в длину 4,5 метра. … с новой единицей длины – дециметром.
Дециметр
В 1 дм можно уложить 10 см.
В 1 дм – 10 см
Дети отмеряют веревочку длиной 2 дм и отрезают ее.
VI. Включение в систему знаний. Задание3. Работа по алгоритму (как правильно начертить отрезок)
Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм. Как это сделать?
По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см
(Учитель чертит на доске).
Проверь, верно ли ты начертил с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить?
Как подпишем?
Сколько же см в 1 дм?
Работа по учебнику. стр. 51 № 2 (12 см=1дм 2 см) у доски с пояснением
Задача. У слонёнка длина хвоста 3 дм, а хобота на 7 дм больше. Чему равна длина хобота? … надо наложить…
1 дм или 10 см
В 1 дм – 10 см
Дети чертят отрезок.
VII. Самостоятельная работа.
Ребята, а вот попугай решил проверить. Как хорошо ы поняли эту тему. И приготовил для вас карточки с заданиями. Каждый получает свою карточку, постарайтесь его выполнить быстро и правильно.
1 уровень. 17см = дм см 19см = дм см
11см = дм см
125412516510002 уровень. 2 дм + дм = 5дм
12020554127500 4 дм + дм = 7 дм12160251841500 8 дм - дм = 7 дм3 уровень. 3дм … 9 дм 1 дм … 10 см
6дм … 4 дмДети решают самостоятельно.
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Оцените свою работу на уроке, используя схему
33401016319500 знаюЯ запомнил
смог
- Оцените свою деятельность на уроке, используя светофорик:
- молодцы! Урок окончен. дециметр