Рабочая учебная программа по дисциплине: Психолого-педагогические аспекты работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями»


-60007549530
Рабочая учебная программа дисциплины
старшего преподавателя
КОРОСТЕЛЕВОЙ Н.А.
Наименование дисциплины: «Психолого-педагогические аспекты работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями»
Специальность (шифр, название): 5В0119 «Иностранный язык: два иностранных языка»
Форма обучения очная
Всего: 2 кредита
Курс 3,4Семестр 5,7
Лекции 15 часов
Количество РК 2
Практические (семинарские) занятия 15 часов
СРСП 15 часов
СРС 45 часов
Экзамен 5,7 семестрТрудоемкость 90 часов
Караганда
25717502374902015
Характеристика дисциплины: элективный учебный курс «Психолого-педагогические аспекты работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями» предназначен для студентов очного отделения, обучающихся по педагогическому направлению 5В0119 «Иностранный язык: два иностранных языка».
Успешность реализации технологии интегрированного обучения в обычных образовательных учреждениях Казахстана возможна только после подготовки к нему самих субъектов образовательной интеграции, в том числе будущих учителей-предметников, работающих в инклюзивных группах учащихся, в состав которых включены лица с ограниченными физическими возможностями здоровья.
Цель курса: формирование у студентов (будущих учителей) теоретических знаний по организации интегрированного обучения в учебных заведениях и практических умений и навыков эффективной педагогической работы с учащимися с ограниченными физическими возможностям.
Задачи дисциплины:
• формирование теоретических представлений о методологических основах, сущности, принципах, проблемах технологии интегрированного обучения в учебных заведениях;
• формирование целостного представления о медицинской и социальной моделях инвалидности;
• раскрытие специфики педагогической деятельности и ее гуманистической направленности в работе с учащимися с ограниченными физическими возможностями;
• овладение основными эффективными методами и приемами образовательной деятельности в инклюзивных группах в условиях средней общеобразовательной школы;
• формирование толерантного отношения к учащимся с ограниченными физическими возможностями.
Тематический план изучения дисциплины:
Недели Наименование темы Количество часов
Лекции Семинары СРСП СРС
1 Понятие об инвалидности в современном обществе. Инвалиды как социальная группа. 1 1 3
2 Характеристика и специфические особенности медицинской модели инвалидности в обществе. 1 1 1 3
3 Характеристика и специфические особенности социальной модели инвалидности в обществе. 1 1 1 3
4 Методологические основы и сущность интегрированного (инклюзивного) обучения инвалидов в учебных заведениях 1 1 1 3
5 Опыт организации интегрированного обучения в мировой педагогической практике. 1 1 1 3
6. Проблемы формирования толерантности по отношению к учащимся с ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения 1 1 1 3
7. Основные принципы успешной реализации технологии формирования толерантного отношения к инвалидам со стороны социума в процессе интегрированного обучения 1 1 1 3
8. Рубежный контроль 1 8. Психологические особенности личности учащихся с ограниченными физическими возможностями 1 1 1 3
9 Основы этикета в общении с инвалидами. 1 1 3
10 Психолого-педагогическое сопровождение учащихся ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения в обычном учебном заведении. 1 1 1 3
11 Особенности проведения педагогической работы с учащимися с инвалидностью 1 1 1 3
12 Особенности проведения воспитательной внеучебной работы с учащимися с инвалидностью 1 1 1 3
13 Психолого-педагогические аспекты работы по формированию толерантного отношения к учащимся-инвалидам в школьном социуме. 1 1 1 3
14 Эффективные методы и приемы учебной педагогической работы в инклюзивных группах 1 1 1 3
15. Изучение смысловой сферы личности учащихся с ограниченными физическими возможностями. 1 1 1 3
15. Рубежный контроль 1 ИТОГО: 15 15 15 45
Содержание дисциплины
№ Наименование темы
(раздела) Содержание темы
1 Понятие об инвалидности в современном обществе. Инвалиды как социальная группа. Сущность понятий: «инвалидность», «инвалид» «ребенок – инвалид».
Характеристика различных групп инвалидности.
Социальная политика в отношении к инвалидам в Казахстане.
2 Характеристика и специфические особенности медицинской модели инвалидности в обществе. Инвалидность, с точки зрения медицинской модели.
Сущностные характеристики медицинской модели инвалидности.
Специфика медицинской модели инвалидности.
3 Характеристика и специфические особенности социальной модели инвалидности в обществе. Возникновение и принятие социальной модели инвалидности в мировом сообществе.
Инвалидность, с точки зрения социальной модели.
Сущностные характеристики социальной модели инвалидности.
Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам со стороны общества в целом.
4 Методологические основы и сущность интегрированного (инклюзивного) обучения инвалидов в учебных заведениях. Сущность понятий: «интеграция», «инклюзия» «эксклюзия», «интегрированное обучение», инклюзивное образование».
«Нормоцентрическая» (естественнонаучная) методологическая парадигма интеграции людей с ограниченными физическими возможностями.
Гуманистическая (личностно - ориентированная) методологическая парадигма интеграции людей с ограниченными физическими возможностями.
5 Опыт организации интегрированного обучения в мировой педагогической практике. Практический опыт реализации технологии интегрированного обучения за рубежом на различных образовательных уровнях.
Российский опыт организации и реализации технологии интегрированного обучения.
Отечественный педагогический опыт организации и реализации технологии интегрированного обучения.
6 Проблемы формирования толерантности по отношению к учащимся с ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения Сущность понятий: «толерантность», «интолерантность».
Виды, формы и уровни толерантности.
Обоснование проблемы целенаправленного процесса формирования толерантности по отношению к учащимся с ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения.
7 Основные принципы успешной реализации технологии формирования толерантного отношения к инвалидам со стороны социума в процессе интегрированного обучения Принцип целенаправленности.
Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся.
Принцип связи воспитания толерантности с жизнью.
Принцип уважительного отношения к личности.
Принцип опоры на «положительное» в учащемся.
8 Психологические особенности личности учащихся с ограниченными физическими возможностями Особенности функционирования психических процессов у учащихся с ограниченными физическими возможностями.
Особенности эмоционально-волевой сферы личности учащихся с ограниченными физическими возможностями
Психологические особенности социальной сферы личности учащихся с ограниченными физическими возможностями
9 Основы этикета в общении с инвалидами. Понятие об этикете общения с инвалидами.
Правила эффективного взаимодействия с учащимися, имеющими различный характер инвалидности.
10 Психолого - педагогическое сопровождение учащихся ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения в обычном учебном заведении. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении учащихся ограниченными физическими возможностями и его основных компонентах.
Диагностика личностного и психофизиологического развития учащихся с инвалидностью.
Психолого-педагогическая профилактика негативных психоэмоциональных реакций в процессе обучения в инклюзивных группах.
Психолого-педагогическая поддержка учащихся с инвалидностью в процессе интегрированного обучения.
Психолого-педагогический мониторинг успешности обучения учащихся ограниченными физическими возможностями.
11 Особенности проведения педагогической работы с учащимися с инвалидностью Педагогическая толерантность и ее компоненты.
Проявление толерантности (интолерантности) со стороны педагогов по отношению к учащимся с ограниченными физическими возможностями в педагогической работе.
Учет в педагогической работе основных трудностей, испытываемых учащимися с ограниченными физическими возможностями в учебной деятельности в условиях интегрированного обучения.
12 Особенности проведения воспитательной внеучебной работы с учащимися с инвалидностью Виды и формы воспитательной работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения
Методы, приемы и средства воспитательной работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения.
Особенности организации воспитательной работы в инклюзивных ученических коллективах.
13 Психолого-педагогические аспекты работы по формированию толерантного отношения к учащимся-инвалидам в школьном социуме. Проблема формирования толерантного отношения учащихся к сверстникам с инвалидностью.
Особенности организации психолого-педагогической работы по формированию толерантного отношения сверстников к учащимся с инвалидностью.
14 Эффективные методы и приемы учебной педагогической работы в инклюзивных группах Виды и формы учебной работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями в условиях интегрированного обучения
Эффективные методы, приемы и средства учебной работы с учащимися с ограниченными физическими возможностями.
Особенности организации учебной работы в инклюзивных группах.
15 Изучение смысловой сферы личности учащихся с ограниченными физическими возможностями. Понятие смысловой сферы личности.
Способы диагностики особенностей смысловой сферы личности.
Характеристика методик изучения смысловой сферы личности учащихся с ограниченными физическими возможностями.
Список литературы
Основная литература
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО.- М., 1995.
Зайцев Д.В. Концепция инклюзивного образования инвалидов // Образование для всех: политика и практика инклюзии: Сб. науч. стат. Саратов: Научная книга, 2008.
Зак Г.Г., Д.Я. Зак Формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (теоретико-практический аспект) / / Педагогическое образование в России. - 2012. - №2.
Инвалиды: язык и этикет. М.: РООИ «Перспектива», 2000.
Косикова, Л.В. Особенности смысловой сферы подростков в условиях включенного обучения // Российский психологический журнал. 2009. Т. 5. № 6.С. 15-20.
Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Пед. ин-та СГУ, 2002.
Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
Особенности различных видов инвалидности. М.: РООИ «Перспектива», 2000.
Педагогический энциклопедический словарь. Гл.ред.Б.М.Бим-Бад.-М.,2002.
Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности/Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.
Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. М.: Проспект, 2010.
Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.
Холостова Е., Дементьева Н. Социальная реабилитация. - М.: Изд-ко-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. №5, 2003.
Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2004.
Дополнительная литература
Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001, — № 11 - 12.
Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личности ориентированного образования // Педагогика.-1997.-№4.
Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. - 2002. - №6.
Григорьева М.А. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство //Специальное образование. 2009. № 4.
Дж.Робин, Дронишинец Н.П., Филатова И.А. О социально-педагогическом подходе в образовании. // Специальное образование. 2012.№1.
Зак Г.Г. Историко-генетический анализ инвалидности как социальной проблемы.// Специальное образование. 2008.
Косикова Л. В. Особенности смысловой сферы подростков в условиях включенного обучения: Автореф. дисс….канд. психол. наук: 19.00.07 Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2010.
Назарова Н.М. к вопросу о теоретических и методологических основах инклюзивного обучения // Специальное 6 образование 2012. № 2.
Сергеева Н.Н., Демчук А.В. Комплексный подход к проблеме формирования профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. // Специальное образование.2011.№ 3.
Перепелицына М. А. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя — автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук — Ярославль, 2006.
Ярская В. Н. Инклюзия – новый код социального равенства // Образование для всех:политика и практика инклюзии. Саратов, 2008.
Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. - Саратов: СГТУ, 1997.
Ярская-Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №2.
Интернет – ресурсы
Вебсайт Инвалид.Ру http://www.invalid.ru
Вебсайт «Путь к независимой жизни» www.wil.ru
Вебсайт Региональной общественной организации инвалидов Пер-спектива. http://perspektiva-inva.ru/index-rus.shtmlВиртуальный центр независимой жизни инвалидов Магаданской
области. http://independentfor.narod.ruДекларация о правах инвалидов. www.rodnikzhizni.ru
Образовательный портал: http://www. informika.ru
Первый российский интернет-портал для инвалидов http://www.disability.ru/