Уроки доброты(по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)


Тема: Уроки доброты(по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского».
8 класс
Планируемые результаты:
Предметные : учащиеся
- отрабатывают умение анализировать текст
- учатся понимать авторский замысел
- учатся выстраивать систему действующих лиц
-анализировать эпизоды, определять место эпизода в структуре текста,
Метапредметные:
обучаемые
- овладеют навыками смыслового чтения текста(совместно обсуждать прочитанное, научатся соотносить различные интерпретации текста, формулировать вопросы);
- освоят различные способы решения проблем (формулировка проблемы, совместное решение проблемы в группах, в парах);
- научатся строить диалог, соотносить различные точки зрения, аргументированно и корректно высказывать своё мнение.
Личностные :- осмысление своих взаимоотношений со сверстниками и учителями;
- формирование мотивации к учению, понимания значимости образования (на примере главного героя рассказа);
-понять, для чего автор решил рассказать эту историю.
Деятельностные приёмы, используемые на занятии: побуждающий диалог, проблемный вопрос, сравнительный анализ, проблемный диалог, смысловой кластер.
Этапы учебной ситуации в логике решения учебной задачи (от постановки целей детьми на основе практического затруднения, проблемного вопроса и под. до рефлексивных итоговых вопросов и заданий):
Этап учебной ситуации Основная деятельность учителя и детей Рефлексивные вопросы учителя на понимание цели, осознание способов и результатов деятельности
Мотивационный 1.Чтение и обсуждение притчи «Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача, как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которого им раньше не приходилось бывать.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, — сказал Хинг Ши,-главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту,- улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно........ 1.На какую тему эта притча?В каких словах заключается её основная мысль?
2.Как можно сформулировать тему нашего урока?
3.О чём мы будем сегодня говорить на уроке?
4.Каковы цели урока?
Актуализация Побуждающий диалог?
Работа со словарём 1.Смысл названия рассказа В.Г.Распутина?
2.Что вы знаете о прототипе главной героини?
3.Каково значение слова «урок»?
4.О каких урока идёт речь в рассказе?
Привлечение жизненного опыта, факта, представления Проблемный вопрос 1.Какие жизненные ситуации в рассказе вам близки и понятны, а какие вызывают непониимание?
Открытие детьми нового
1.Анализ эпизодов рассказа
Работа в группах:
1группа – жизнь в деревне
1группа- жизнь в посёлке
3 группа – игра в деньги как условие выживания 1.В какое время происходят события рассказа? Выпишите ключевые слова, характеризующие это время.
Противоречие Проблемный диалог
Работа со словарём
Побуждающий диалог 1.Почему Лидия Михайловна пытается помочь именно этому мальчику?
2.Почему игра в деньги стала единственным средством помощи мальчику?
3.Что такое педагогическая этика?
4.Прав ли директор, уволив Лидию Михайловну?
Детские смыслы
Рефлексия Смысловой кластер
Беседа 1.Составьте смысловой кластер: главный герой в системе действующих лиц.
1.Что нового вы сегодня узнали?
2.Изменилось ли ваше представление о взаимоотношениях учеников и учителей?
3.Чему научил рассказ?
4.Какие уроки рассказа вам пригодятся в жизни?