Интеграция детей с ограниченными (физическими, умственными) возможностями здоровья в систему среднего профессионального образования


ГБПОУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4»
Методическая разработка
«Интеграция детей с ограниченными (физическими, умственными) возможностями здоровья в систему среднего профессионального образования
(обучение по профессии «Портной»)»
Разработала
Социальный педагог лицея
Табуева Мадина Георгиевна
Владикавказ
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ……. 3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………… ……....4
2.1. Концепции инклюзивного образования……………………. 4
2.2. Инклюзивное (включенное) образование в системе
профессионального образования…………………………....8

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ….. 10СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 12ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...13
«Интеграция детей с ограниченными (физическими, умственными) возможностями здоровья в систему среднего профессионального образования
(обучение по профессии «Портной»)»

ВВЕДЕНИЕ
Обучение и воспитание детей с ограниченными (физическими, умственными) возможностями здоровья (инвалидов) – актуальная социальная проблема нашего общества. Численность таких детей среди детей школьного возраста составляют 15%- 20% от общего числа.
Инклюзивное (включенное) образование - процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети (лица) с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С.Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ОВЗ. Именно среда способствует его адекватному и эффективному вхождению в социум.
Одна из главных задач образовании детей (лиц) с ограниченными возможностями здоровья – создание благоприятной (доступной) среды для получения образовательных услуг, профессий, специальностей, способствующих их социализации, адаптации в обществе. Организация образовательного процесса должна быть дифференцированной, учитывающей их индивидуальные физические и ментальные характеристики.
Развивать интеграцию необходимо с учетом экономического состояния, социальных процессов, степени зрелости демократических институтов, культурных и педагогических традиций, уровня нравственного развития общества и т. д.
Однако интеграция (как и любое другое прогрессивное начинание) ни в коем случае не должна быть тотальной. Совместное обучение – это лишь один из подходов, которому предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими – традиционными и инновационными.
Основная часть
Концепции инклюзивного образования
В Конвенции ООН о правах ребенка (ст.23 п.2) декларируется необходимость обеспечения ребенку с особыми нуждами эффективного доступа к услугам в области образования таким образом, который приводит к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности. Вместе с тем проведенные исследования показывают, что отношение к инклюзивному образованию и педагогов, и родителей, и старшеклассников зависит от их реальной вовлеченности в этот процесс. Так, от 10 до 30% педагогов обычных массовых школ выступают против обучения в них детей с ОВЗ, в то время как в массовых школах, уже работающих в режиме интеграции\инклюзии, её противников менее 10%.
В Законе РФ «Об образовании» как документе общего характера отдельной строкой прописано, что родители имеют право выбора как специального, так и массового общеобразовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время интегрированное обучение в Российской Федерации получает все большее распространение, одновременно государство пытается обеспечить каждому ребенку с ОВЗ уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии.
Интегрированное обучение требует создания особых условий:
- раннее выявление ограниченных возможностей здоровья и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
- ответственный отбор детей, которым может быть рекомендовано интегрированное обучение, подбор его форм с учетом их возраста, особенностей интеллектуального и личностного развития, перспективы овладения цензовой программой, характером социального окружения, возможностей оказания эффективной коррекционной помощи, участия родителей в воспитании и т.п.;
- создание вариативных моделей интегрированного обучения (комбинированная, частичная и временная интеграция в условиях специальных дошкольных групп и классов при массовых учреждениях, полная интеграция в условиях воспитания ребенка в массовом детском саду или школе);
- наличие адекватной коррекционной помощи каждому с ограниченными возможностями здоровья, находящемуся в условиях полной или комбинированной интеграции;
- систематический контроль за развитием ребенка и эффективностью интегрированного обучения;
- обеспечение необходимых аппаратурно – технических условий успешного обучения с ограниченными возможностями здоровья в коллективе здоровых детей.
- новые стандарты должны в максимально возможной степени учитывать особенности развития обучающихся с ОВЗ. В частности, предусматривать специальные условия обучения и воспитания таких обучающихся, а также их комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение во время образовательного процесса.
Для организации эффективного интегрированного обучения, безусловно, необходима и специальная подготовка педагогических кадров. Цель - обучение педагогов основам специальной психологии и коррекционной педагогики, освоение ими специальных технологий подхода к нестандартному ребенку. Такая подготовка включает комплекс взаимосвязанных задач, среди которых можно выделить несколько основных.
Адекватное отношение педагогов массовых образовательных организаций к появлению ребенка (лица) с ограниченными возможностями здоровья: сформировать симпатию, интерес и желание обучать их.
Терпимое (толерантное) отношение к детям (лицам) с ограниченными возможностями здоровья находится на стадии формирования.
2. Раскрыть потенциальные возможности обучения «нестандартных» детей. Показать и доказать, что такие дети могут в условиях профессионально организованной поддержки достичь уровня развития большинства своих сверстников, а в чем – то и опередить их.
3. Приятие интегрируемого должно сочетаться с ясным пониманием особенностей его психического развития, познавательной деятельности, слабых и сильных сторон его личности.
4. Необходимо специально учить налаживать взаимодействие с родителями и близким окружением, учить сотрудничеству и партнерству. Следует учитывать психологическую неготовность части общества принимать этих детей полноправными членами.
5. Ознакомить педагогов с конкретными методами и приемами коррекционной поддержки ребенка в системе дошкольного и школьного и профессионального интегрированного обучения, дать им представление о действующей системе специального образования.
Как правило, дети (лица) с ОВЗ имеют низкий уровень стрессоустойчивости. Поэтому особенно важно предусмотреть соблюдение принципа преемственности образовательного процесса «детский сад – начальная школа-средняя школа-профессиональное образование и т. д» по восходящей, по принципу: от простого к сложному.
Чтобы «не навредить» необходимо выработать научно обоснованные дифференцированные показания к определению форм интегрированного обучения, определить полезную меру и формы введения ребенка с ОВЗ в коллектив нормально развивающихся сверстников. Совместное обучение не должно вытеснять и разрушать формы эффективной помощи, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании.
В ряде случаев, когда речь идет о детях (лицах) с отклонениями в развитии, уровень психологического здоровья близок к возрастной норме, инклюзивное обучение позволяет наделить их знаниями, умениями и навыками практически на уровне здоровых сверстников. А это - реальная возможность обретения профессии, моральной и материальной независимости. С учетом различных видов ограничений в здоровье нужны адаптированные программы, ориентированные на индивидуальные особенности здоровья конкретного ребенка.
Комплексные программы ранней (с первых месяцев жизни) психолого- педагогической коррекции, позволяют вывести многих «проблемных» детей на такой уровень психо-физического развития, который дает им возможность максимально рано влиться в нормальную общеобразовательную среду.
Интеграция через раннюю коррекцию может стать первой, самой главной, ведущей идеей российской версии.
Концепция интеграции\инклюзии коррекционной педагогики предусматривает:
Раннее вмешательство. Раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни позволяет достигать принципиально иных результатов в развитии ребенка. От 15 – 20% до 100% интеллектуально сохранных детей, имеющих разные ОВЗ, способны благодаря ранней коррекционной помощи, впоследствии могут успешно обучаться в массовой школе. Обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка. Даже при достижении высокого уровня психофизического и речевого развития, позволяющего ребенку обучаться в массовых ДОУ и школах, у него сохраняются особые образовательные потребности, связанные с тем или иным ограничением возможности здоровья, которые должны быть удовлетворены.
Подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом уровня его психофизического и речевого развития.
Уровень психического развития детей с одним и тем же первичным нарушением может существенно различаться, поскольку биологическое (физическое) неблагополучие ребенка (нарушение слуха, зрения, центральной нервной системы и др.) служит лишь первичной предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром. Вызванные первичным нарушением вторичные ограничения в психическом развитии могут быть в значительной степени предупреждены и преодолены посредством обучения – специально организованного и особым образом устроенного. Предполагается, что обучение будет строиться в рамках коррекционно-развивающих технологий с использованием различных методов: словесные (беседы, рассказы,) обязательно в сочетании с наглядными и практическими (иллюстрации, репродукции, демонстрации); методы контроля и самоконтроля (задания «Найди ошибку» и т.п.); методы стимулирования и методы игры (дидактические, ролевые). При этом необходимо учитывать степень включенности (форму инклюзии) в образовательный процесс.
Формы инклюзии - полная постоянная, частичная, минимальная - эпизодическая.
«Полная инклюзия» - включение в режим полного учебного дня. Нахождение в образовательном учреждение самостоятельно (или с сопровождением) на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом на занятиях выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
«Частичная инклюзия» предполагает включение в режим половины дня или неполной недели (участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке в общей группе сверстников, но часть учебного материала осваивает в ходе индивидуальной работы).
«Эпизодическая (минимальная) инклюзия» рекомендуется при выраженных поведенческих нарушениях, интеллектуальной недостаточности и предполагает эпизодические объединения с нормативно развивающимися сверстниками (в сопровождении родителей/законных представителей) на определенный промежуток времени, включение на некоторые комбинированные уроки, занятия (уроки-экскурсии, посещения музеев и т.п.).
 
Инклюзивное (включенное) образование в системе профессионального образования
Принцип инклюзивного профессионального образования заключается в следующем: администрация и педагоги, мастера производственного обучения образовательных организаций принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров» и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на приобретение профессии, способствующей улучшению качества жизни этой категории.Самое общее и основное условие включения в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, при этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды. А это:
Материально-техническая база - оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.«Архитектурные» изменения в здании образовательной организации- установка пандусов, двусторонних поручней на лестницах, индукционной петли,
 Комплексное психолого-педагогическое сопровождение организация коррекционной работы, индивидуальные беседы, релаксирующие упражнения, тестирования, групповые тренинги, включение в общественную жизнь, в систему дополнительного образования.
Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива (мастеров производственного обучения) к работе с детьми с ОВЗ), работе в условиях инклюзивной практики.Инклюзивное обучение дает реальный шанс на социальную интеграцию в общество и улучшение качества жизни лицам с ОВЗ.
Дети (лица) с ОВЗ отличаются повышенной утомляемостью и не успевают усвоить предлагаемые учебные программы и программы профессионального обучения в стандартном объеме. В этой ситуации возможно несколько вариантов адаптированных программ обучения:
- вариант первый: стандартную программу обучения по профессии, например, «Портной», рассчитанную на 2-3 года обучения, сократить до годичного обучения, исключив предметы общеобразовательного цикла и частично цикла специальных дисциплин. Согласно этому разработать программу, ориентированную на обучение профессиональным навыкам, профессиональной подготовки по специальности.
- вариант второй: стандартную программу, например, годичного обучения, разнести на два года.
- вариант третий: обучать детей (лиц) с ОВЗ в условиях учебной организации 2 – 3 дня в неделю, остальные дни – в надомной или индивидуальной форме, дистанционно.
При составлении программ необходимо учитывать работоспособность и психофизическое развитие данной категории обучающихся. (Приложение 1) Рекомендуется использовать при подаче материала такие методы, формы обучения как объснительно-иллюстрированный, репродуктивный (отработка приобретенных навыков и умений, работа на образцах), проектный, исследовательский. При подаче материала использовать дополнительные вспомогательные приемы и средства: памятки, алгоритмы действий, печатные копии заданий, карточки с этапами операций и ключевыми понятиями.
Некоторые обучающиеся с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного программ профессионального (общеобразовательного) цикла. Исходя из этого необходимо “изменение способов подачи информации” и “модификация”.
Под “изменением способов подачи информации” понимается предоставление обучающимся с ограниченными возможностями особых условий по, в частности, изменения сроков сдачи итоговых экзаменов, формы выполнения задания, квалификационных работ, способов представления результатов.
Изменения способов подачи информации и модификации можно включить в план подготовки рабочих и служащих рабочих специальностей образовательной организации, в индивидуальный профессионально-образовательный план обучающегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды обучающихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих обучающихся о том, что именно им необходимо.
Поскольку в группах инклюзивного обучения работа педагогов-преподавателей, мастеров производственного обучения требует дополнительного напряжения количество таких обучающихся должно составлять не более 3-4 человек в группе с нормативными обучающимися.

Заключение
Инклюзия является социальной концепцией.
Цель – гуманизация общественных отношений и принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование. Инклюзия в образовании – это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных идей его развития. Развитие инклюзивного образования – не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.
Дети (лица), которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе РФ «Об образовании» такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Согласно Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):
Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Формированию толерантного отношения к взрослым и детям с проблемами здоровья способствует разработка соответствующих законов, социальных программ и их освещение в средствах массовой информации.
Основные федеральные программы и проекты, предусматривающие меры по развитию образования лиц с ОВЗ и инвалидов.
Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010годы
Приоритетный национальный проект «Образование»
Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010 годы, подпрограмма «Дети и семья», направление «Семьи с детьми – инвалидами"
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015годы
Федеральная целевая программа «Доступная среда» на 2011 -2015 годы
Федеральная целевая программа «Дети России» на 2011 – 2015


Литература
Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) /Моск.гор.психол.- пед.ун-т; Редкол. С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011.
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: ООО «Буки Веди», 2013.
Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. / Ред. Н. Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2011.
Назарова Н.М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методика оценки состояния хронического утомления
Ответить на вопросы теста: если согласны с утверждением ставим в графе «Да» - «+», если «Нет» - «- «
Ключ. Если количество положительных ответов + превышает количество отрицательных - на 3-4 позиции необходима специализированная медико-психологическая помощь.
Симптомы Да Нет
1. Я стал вялым и безразличным.
2. Я забываю делать домашнее задание.
5. В последнее время мне стало труднее учиться.
6. Меня мучают боли в висках и во лбу.
7. У меня бывают приступы сердцебиения.
9. Мне трудно сидеть на занятиях.
10. У меня иногда возникает ощущение тошноты.
11. У меня часто болит голова.
12. Моя учеба мне перестала нравиться.
13. Я постоянно хочу спать днем.
14. Мне не нравится работать в коллективе.
16. Я без удовольствия прихожу в лицей.
У меня чаще всего беспокойный сон.
Я все время чувствую себя усталым.
ИТОГО: Приложение 2
Методика оценки
Эмоциональной устойчивости личности
Внимательно прочитайте нижеприведенные вопросы и против каждого из них поставьте знак “+” или знак “-”, если содержание вопроса отвечает или не отвечает вашим способностям.
Вопросы анкеты
1. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешит?
2. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать “нет”?
3. Часто ли у вас бывают спады и подъемы в настроении?
4. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичным лицом противоположного пола?
5. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?
6. Легко ли вас обидеть?
7. Верно ли, что иногда вы полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялый?
8. Часто ли вы мечтаете?
9. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
10. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
11. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать еще лучше?
12. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли одолевают вас?
13. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?
14. Бывают ли у вас приступы дрожи?
15. Раздражительны ли вы?
16. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
17. Часто ли вам снятся кошмары?
18. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
19. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
20. Легко ли вы обижаетесь, когда вам указывают на ошибки в работе или на ваши личные промахи?
21. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
23. Страдаете ли вы от бессонницы?
Анализ результатов
Уровень эмоциональной устойчивости (неустойчивости) определяется по нижеприведенной таблице.
Уровни Баллы
очень высокий 0-4
высокий 5-9
средний 10-13
ниже среднего 14-18
изкий19-23
Приложение 3
Тест для определения типа поведения
С помощью нижеследующего теста вы сможете определить поведенческий тип.
Задание. Внимательно прочтите каждое утверждение и обведите цифру, соответствующую наиболее подходящей оценке вашего поведения
(1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — чаще всего, 5 — всегда).
1. Я всегда сержусь или раздражаюсь, если приходится ждать дольше 15 минут. 1 2 3 4 5
2. Я делаю одновременно несколько дел. 1 2 3 4 5
3. Мне трудно отдохнуть и расслабиться. 1 2 3 4 5
4 Я раздражаюсь или нервничаю, когда кто-нибудь говорит слишком медленно. 1 2 3 4 5
5. Я всегда стараюсь победить в спорте или игре. 1 2 3 4 5
6. Проигрывая, сержусь на себя или на других. 1 2 3 4 5
7. Мне трудно сделать для себя некоторые вещи. 1 2 3 4 5
8. Я гораздо лучше работаю под давлением. 1 2 3 4 5
9. Я смотрю на часы, если просто сижу или не занят делом. 1 2 3 4 5
10. Я ощущаю, прилив энергии и возбуждаюсь после пребывания в напряжении. 1 2 3 4 5
11. Я чувствую: должен все время что-то делать, так я чувствую свою значимость 1 2 3 4 5
13. Я быстро ем, чтобы поскорее вернуться к работе. 1 2 3 4 5
14. Я все делаю быстро, независимо от того, есть у меня время или нет. 1 2 3 4 5
15. Я прерываю людей, если считаю, что они неправы. 1 2 3 4 5
16. Я несговорчив и упрям, когда дело касается изменений в работе или дома. 1 2 3 4
17. Когда я нервничаю, мне хочется двигаться, чтобы расслабиться. 1 2 3 4 5
18. Я ем быстрее окружающих. 1 2 3 4 5
19. Мне необходимо выполнять несколько дел одновременно,
чтобы ощущать свою производительность. 1 2 3 4 5
20. Я нахожу себя очень придирчивым и мелочным. 1 2 3 4 5
21. Меня раздражают люди, которые не делают все так же усердно, как я. 1 2 3 4 5
23. Мне кажется, что мой день заполнен не до конца. 1 2 3 4 5
24. Я легко теряю интерес к чему-либо. 1 2 3 4 5
26. Я спорю с людьми, думающими не так как я. 1 2 3 4 5
Анализ результатов
Сложите все обведенные цифры, набранную сумму баллов сопоставить с ключом.
Минимальная сумма баллов — 30, максимальная — 150.
Сумма баллов Поведенческий тип
100-150 А 76-99 АВ (средний)
30-75 ВДо 75 баллов - тип В. (принимает жизнь такой, какая есть, и, как правило, не позволяет проблемам и заботам осложнять ее).
Характеристика личности типа В неагрессивные;
не ощущающие бег времени;
не склонные к соревнованию;
расслабленные и неспешные;
спокойные
от 76 до 99 баллов, - личность типа АВ, черты обоих типов. Обычно умеют расслабляться и не очень агрессивны, и азартны, однако, к некоторым вещам относятся всерьез и в определенных ситуациях любят быть активными. Целеустремленные без враждебной агрессивности, нетерпения. быстро добиваются результатов.
100 баллов и более – личность типа А. Необходима индивидуальная работе по корректировке стереотипов поведения, приоритетов, Ценностей. привычек
Характеристика личности типа А агрессивные и "заводные";
быстро говорящие и нетерпеливо слушающие;
много и резко двигающиеся;
имеющие искаженное чувство бега времени;
нетерпеливые;
ориентированные на успех;
Люди типа А страдают от гораздо большего числа стрессовых симптомов и болеют намного чаще, чем люди типа В.
Поскольку все люди разные, никто не может дать абсолютно правильный или неправильный ответ ни на один вопрос данного теста. Травмирующая ситуация для одного — сущий пустяк для другого.
Поведение В и АВ типа правильно потому, что позволяет достигать целей, быть активными, продуктивно работать и выполнять все то же, что люди типа А, но без враждебной агрессивности, нетерпения и с более высокими результатами.
Добиваться желаемого, сохраняя самообладание и способность расслабиться, может научиться каждый. Изменив стереотипы поведения типа А и заставив себя приобрести больше черт характера типа В, вы станете меньше болеть, а жизнь ваша станет более радостной и свободной от стрессов.