Урок литературы в 6 классе «Преступление или подвиг доброты?» ( по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)


Методическая разработка
урока литературы
«Подвиг доброты или преступление?»
(По произведению В. Г. Распутина
«Уроки французского»).
Учитель: Анфиногенова Оксана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2015
Методическая цель урока: развитие креативных и исследовательских способностей, духовной культуры обучающихся при изучении художественной литературы.
Цели образования:
образовательные:
проанализировать проблематику рассказа;
раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;
развивающие:
формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности
продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся
воспитательные:
воспитывать у учащихся умение представлять точку зрения писателя и собственные суждения, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся;
подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
В методической разработке прослеживается межпредметная связь с русским языком, историей, музыкой.
Внутрипредметная связь:
Выявление, вечных нравственных проблем, поднимаемых в других произведениях классической литературы: сказка - быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца», рассказы Ю. М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный», В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», Д. Железникова «Чучело», «Чудак из 6б» и другие.
Работа с литературоведческими понятиями.
Чем человек умнее и добрее,
тем больше замечает он добра в людях.
Л.Н.Толстой
Цели урока:
образовательные:
проанализировать проблематику рассказа;
раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;
развивающие:
формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки, их творческие способности;
продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся;
воспитательные:
воспитывать у обучающихся умение представлять точку зрения писателя и собственные суждения, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся;
подвести учеников к более глубокому пониманию понятий
«доброта», «гуманизм», «отзывчивость», «благородство», «мужество», «самоотверженность».
Ход урока:
І. Организационный момент.
Класс делится на 4 группы по принципу добровольности и свободного выбора.
Слайд №1
На перемене и в начале урока звучит песня «Дорога добра» из телефильма «Маленький Мук» (Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова)
(ЦОР №1)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на урок. Улыбнёмся. Подарим друг другу свою добрую улыбку… ІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
Я не случайно сказала «добрую» улыбку, потому что сегодня на уроке неоднократно будет звучать это слово.
Слайд №2
Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.
- Ребята, а что такое добро, доброта? (Ответы учащихся)
Слайд №3
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное).
- В понятии добра выражаются наши самые важные интересы, надежды, желания, наше стремление к человечности. Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности человека. Причем, когда мы говорим об улучшении жизни, то имеем в виду, конечно, всех и каждого человека, потому что нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны.
Видеоразминка. Просмотр фрагмента художественного фильма «Уроки французского» (ЦОР №2)
А сейчас, чтобы вы сами смогли определить тему и цели нашего урока, посмотрим фрагмент художественного фильма Евгения Ташкова, снятого в 1978 году, «Уроки французского» (демонстрируется эпизод «игра в замеряшки») Обратите внимание на имя героя, название игры и прощальные слова учительницы.
(просмотр отрывка)
Учитель: Мы посмотрели с вами очень важный отрывок фильма. Вы увидели героя глазами режиссёра.
? Он похож на того мальчика, каким вы его представляли?
? Почему он такой худой и так бедно одет?
(Дети вспоминают текст, время действия рассказа – 1948 год, послевоенный голод).
? Как его зовут?
( Володя, но это только в фильме, а в рассказе речь идёт от 1-го лица. Это автобиографический рассказ).
? Что такое автобиография?
? А в какую игру и с кем он играл? (в «пристенок» с Лидией Михайловной)
? Разве это правильно, что учительница играет с учеником на деньги? Может прав директор, который выгоняет учительницу с работы?
Слайд №3
Постановка проблемного вопроса:
- Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога?
- На этот вопрос мы и будем искать сегодня ответ. Так звучит и тема нашего урока. Запишите её в тетрадь: «Подвиг доброты или преступление?»
-А цели нашего урока таковы: мы должны не только продолжить знакомство с творчеством писателя Распутина, его рассказом «Уроки французского», но и выяснить, какие уроки для нашей души он несет; раскрыть тайну духовной красоты героев, их духовные ценности, нравственные законы, по которым живут Лидия Михайловна и герой; положить в копилку своей духовной памяти понятие о милосердии и любви, о доброте и достоинстве.
Самостоятельный выбор эпиграфа к уроку. Работа в статичных парах.
Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку, я предлагаю вам выбрать самостоятельно.
Перед вами карточка, в которой предложены высказывания известных людей:
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н.Толстой
Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б.Пастернак
Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока.
? Почему вы не выбрали строки Б. Пастернака?
(Потому что во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям)
Запишите выбранный вами эпиграф в тетрадь.
III. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, прежде чем продолжить анализ рассказа «Уроки французского, давайте вспомним ключевые моменты произведения.
Вы должны были составить простой план рассказа, а один ученик должен был сделать цитатный план текста в презентации Microsoft PowerPoint.
(Читаются пункты плана, учащиеся называют ключевые события произведения).
Цитатный на план:
«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска».
«Они били меня по очереди».
«Начались для меня мучительные и неловкие дни».
«Наказание превращалось в удовольствие».
«Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите».
«Это преступление. Растление. Совращение».
«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала
Проверка знания текста. Игра –тест «Да-нетка» (ЦОР №3).
Согласитесь с утверждением или опровергните его (да – нет)
Главный герой истории закончил четыре класса
(да)
В семье главного героя было двое детей
(нет, трое)
За время учёбы мальчик сильно похудел, потому что много занимался
(нет, голодал)
Самостоятельная жизнь главного героя началась в 11 лет
(да)
В первый раз герой проиграл в чику 80 копеек
(нет, 90 коп.)
Мать продала корову, чтобы купить мне обувь
(нет, швейную машинку)
Лидии Михайловне было 25 лет
(нет,25 или около того)
В первой посылке, которую получил герой, лежали макароны, сахар, гематоген
(да)
Игра, в которую играли учительница и ученик, называлась «притолока»
(нет, пристенок)
Лидия Михайловна уехала на Кавказ
(нет, на Кубань)
На базаре на выигранные деньги герой покупал банку молока
(нет, кружку)
( Примечание: если нет возможности провести урок в компьютерном классе – тестирование проводится по слайду презентации. Взаимопроверка по шифру на слайде. Да- 1, нет-0 (10010001000)
10-11 - очень внимательный читатель
7-9 - хороший читатель
5-6 - посредственный читатель
0-4 - «бегом в библиотеку»
IV. Усвоение нового материала
Работа по анализу рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»
Учитель: А теперь перейдем непосредственно к анализу рассказа « Уроки французского».? Скажите от какого лица ведётся повествование в рассказе? (от первого)? Как называется такое произведение? (автобиографическим)а) Работа со словом
Слайд №4? Что такое автобиография? (описание своей жизни)Действительно, сюжет и герои рассказа взяты из жизни. Рассказ посвящен матери писателя Александра Вампилова - Анастасии Прокопьевне Копыловой. А прототипом (Слайд №5) явилась учительница французского языка Лидия Михайловна Молокова. (Слайд №6)? Как вы считаете, автор и герой в рассказе – это одно и то же лицо?
(Одно, но они не слиты воедино, они разделены временным промежутком: герой - это ученик, мальчишка, он живет, чувствует, радуется и плачет здесь и сейчас; а автор прожил долгую и трудную жизнь, он осмыслил и, самое главное, оценил свои детские поступки)
Слайд №7
б) Аналитическая беседа по теме «Герой»? В каком возрасте у главного героя началась самостоятельная жизнь? Что это значит – самостоятельная?? Какие испытания ожидали мальчика вдали от дома?? Как характеризует мальчика эпизод с пропажей продуктов?
? Почему мальчик начинает играть на деньги?? Как вы считаете, можно ли оправдать игру на деньги?? Счастлив ли герой, получая деньги таким образом?
? Какие уроки получает герой в этой компании? (уроки подлости, злобы, зависти, жестокости)? Нужны ли они?
Учитель: Серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек получал только уроки подлости, жестокости и злобы. Но, к счастью находятся люди, которые проявляют сердечность, тепло, доброту.
? Кто же в рассказе противостоит злу? (учительница)
Слайд №8
Физкультминутка :
Мы попробуем вырастить Дерево Доброты.
- Дерево растить сложно, но мы попробуем. Я буду говорить, какое оно, а вы показывайте
БОЛЬШОЕ, ВЫСОКОЕ, ШИРОКОЕ, КРЕПКОЕ, ТЯНЕТСЯ, КАЧАЕТСЯ, СГИБАЕТСЯ, ВЫПРЯМЛЯЕТСЯ, К СОЛНЦУ ПОДНИМАЕТСЯ.
2. Создание литературной галереи персонажей произведения Учитель: Представить, как выглядит герой произведения и какими качествами он наделён, нам помогает портрет. Валентин Григорьевич Распутин - мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, чтобы достаточно точно описать человека.а) Работа по группам: Каждой группе зачитывается литературная характеристика героя. Нужно узнать его по словесному описанию.
1 группа«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам» (Вадик)2 группа«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)3 группа«Однажды (…), в общем – то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну  это было немалое богатство» (дядя Илья)4 группа«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)
б) Индивидуальная работа по вариантам: найти в тексте и прочитать литературный портрет мальчика.1 вариант(«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки») 2 вариант
Найти в тексте и прочитать литературный портрет Лидии Михайловны.(«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне»)? Какой художественный прием использует автор, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть образы мальчика и учительницы? (антитеза)
Антитеза – это противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Слайд № 9 3. Аналитическая беседа по теме «Учительница»Учитель: С помощью антитезы Распутин в своём произведении подчеркивает трудное положение мальчика и душевную доброту учительницы.? Почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?? Как герой догадался, что посылку отправила не мать?? Почему он перестал бояться французского языка?Слайд №10
Вспомним эпизод «Игра в замеряшки» (ЦОР №4)? Зачем учительница стала играть с учеником на деньги в «пристенок» и «замеряшки»?? Как ей удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?? Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всём узнал директор?? Чем пожертвовала учительница ради героя?
Слайд № 11
Работа в группах с кластером «Основные черты характера героев
1 группа: Назови основные черты характера героя
герой
ЧЕСТНОСТЬ
СТОЙКОСТЬ
УПОРСТВО
САМОСТОЯТЕЛЬ-НОСТЬ
СМЕЛОСТЬ
ВОЛЯ

2 группа: Назови основные черты характера герояУЧИТЕЛЬНИЦА
СМЕЛОСТЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ЧУВСТВО СОБСТВЕН-НОГО ДОСТОИНСТВА
ЧЕСТНОСТЬ
ДОБРОТА, УМ
МИЛОСЕРДИЕ
ЧУТКОСТЬ, ЩЕДРОСТЬ

Слайд № 11
3 группа: Назови основные черты характера героя
ДИРЕКТОР
ЧЁРСТВОСТЬ
СТРОГОСТЬ
ЖЕСТОКОСТЬ
БЕЗДУШИЕ
БЕССЕРДЕЧИЕ
«СУХАРЬ»

Слайд № 12
4 группа: Вспомните героев произведения, их основные черты характера, поступки. Распредели героев по группам
ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ДОБРО
ЗЛО
УЧИТЕЛЬНИЦА, МАТЬ, ГЕРОЙ, ДЯДЯ ВАНЯ,
ДИРЕКТОР, ОДНОКЛАССНИКИ, ПТАХА, ВАДИКТЁТЯ НАДЯ, ДЕТИ ТЁТИ НАДИ,

Защита кластеров в группе (слово предоставляется каждому участнику группы)
V. Обобщение и систематизация знаний и умений
Учитель: Ребята, вспомните всё, о чем мы сегодня с вами говорили. Всё это поможет нам ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
- Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога?
Прав ли директор школы прав, назвав этот поступок Лидии Михайловны преступлением?
( ответы могут быть дискуссионными - ребята отстаивают свои точки зрения, оправдывая учительницу. Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы. У нее не было другого выхода помочь мальчику, ведь он отказывался от любой помощи, гордость ему не позволяла, чувство собственного достоинства. Она испробовала разные способы, но не добилась успеха.)
Вывод: Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с  точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.
? Вдумайтесь в смысл названия произведения. Какое слово вы считаете главным в названии?В толковом словаре даётся такое толкование слову «урок»:1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету.2. Учебная работа, заданная школьнику на дом.3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам.5. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар.).
? Какое значение слова «урок» выходит на первый план?Правильно, третье значение. Недаром статья, предшествующая рассказу, называется «Уроки доброты». Она и заключает в себе основную идею: только следуя законам доброты можно победить зло. Работа в статичных парах со статьёй В. Распутина «Уроки доброты»Прочитать и выделить из статьи законы доброты Распутина:1. «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает»2. «На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе»3. «И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия»
Слайд № 13? Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди?Слово учителя: Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Авторские размышления о жизни, о человеке помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем нас мире неисчерпаемые запасы мужества, добра и красоты. Что мы сегодня и постарались сделать.
? Ребята, на примере каких произведений вы встречались с понятиями честь, доброта, сострадание, рассматривали этику взаимоотношений детей, говорили о нравственности?
(Сказка - быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца», рассказы Ю. М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный», В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», Д. Железникова «Чучело», «Чудак из 6б» и другие).
VI. Подведение итогов урока.
Рефлексия «Дерево доброты»Перед вами листья дерева доброты, ответив на вопрос: «какие уроки получил герой», и записав их на листочках, вы наполните их своим теплом и добротой.
Учащиеся пишут на листьях слова, а потом помещают их на макет «Дерева доброты», прикрепленный на доске.
Слова для справок помещены на слайде № 14:
Доброта, добросердечие, душевность, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушие, отзывчивость, благодушность, гуманность, милосердие, сострадание, мужество, терпение.
Выводы: Вы правы, мальчик действительно получил уроки добра, мужества, милосердия, он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты.
- Итак, наш урок подошел к концу. Что нового и полезного вы для себя сегодня в нем нашли?
Слайд № 14 Учитель и обучающиеся говорят на фоне музыкального слайд-шоу «Эра Доброты». (ЦОР №5)1. Слово учителя:Наша жизнь без тепла, сердечности, доброты, пуста. Посмотрите, как ожил лист, наполненный теплом и добротой ваших сердец.Все, о чем пишет Распутин, связано с судьбами народа, с самыми насущными проблемами  общества, особенно в наше непростое время, когда почему-то забываются такие слова как добро, милосердие, человеколюбие. Хочется верить в то, что наступит в скором времени эра Доброты!
2. Чтение обучающимися стихотворений наизусть
1обучающийся Как бы жизнь не летела-Дней своих не жалей,Делай доброе делоРади счастья людей.Чтобы сердце горело,А не тлело во мглеДелай доброе дело-Тем живём на земле.
2 обучающийся
Доброта нужна всем людям,Пусть побольше добрых будет.Говорят не зря при встрече«Добрый день» и «Добрый вечер».И не зря ведь есть у насПожелание «В добрый час».Доброта — она от векаУкрашенье человека…
- Спасибо за урок. Сегодня вы хорошо поработали. Помогите мне поставить оценки
(слушает детей, говорит свое мнение, ставит оценки, мотивирует)X. Домашнее задание: (на выбор)
Написать сочинение-размышление по пословице: «Жизнь дана на добрые дела»;
нарисовать обложку книги рассказа Распутина;
работа над проектом «Эра милосердия»: - социальная реклама по теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в библиотеке, на улице, в кинотеатре;
- подберите пословицы о добре и милосердии, стихотворения, цитаты из произведений.