Конспект урока и презентация по литературе для 7 класса «Дорога добра в произведении В.Г. Распутина «Уроки французского»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 21г.Сальска
Разработка урока литературы(7 класс)
« Уроки Доброты по рассказу В.Распутина «Уроки французского».
Выполнил: учитель русского языка
и литературы,
Светличная Т.И.
г.Сальск
2012г
Урок литературы в 7 классе « Уроки Доброты по рассказу В.Распутина «Уроки французского».
Цели:
1.Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина,
формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки учащихся,
2.Продолжить работу по развитию культуры речи учащихся,умения анализировать художественное произведение, развитие логического и аналитического мышления, а также работу в микрогруппах: воспитывать умение распределять роли, представлять точку зрения писателя и собственные суждения, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.
3. Воспитание нравственных качеств, уважения к личности и творчеству В.Г.Распутина.
Тип урока: обобщающий.
Методы:
Cловесный (слово учителя, сообщения детей, творческая беседа по содержанию повести, дискуссия);
Активная методика распределения задания.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Пропуском на урок сегодня у вас были рисунки из вашей жизни на тему «Добро моими глазами». Пока я оформлю выставку риснков, прелагаю вам посмотреть видеоролик и сформулировать тему нашего урока (СЛАЙД 1-19 в автоматическом режиме с музыкальным сопровождением).
Прозвучала песня «Дорогою добра»из к/ф "Маленький Мук", слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии? (СЛАЙД 19).
Тема нашего урока « Уроки Доброты по рассказу В.Распутина «Уроки французского». Какие цели мы свами поставим перед собой? (СЛАЙД 20)Сегодня мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои произведения.
2. Работа с эпиграфом к уроку. (СЛАЙД 21)
Посмотрите на доску и озвучьте эпиграф к уроку:«Чего ты хочешь?» - жизнь меня спросила.И я ответил ей: «Хочу всего: высот, что нелегки, как доброта, лесов, что обступают, как сомненья, дорог, порой ведущих в никуда, ладоней, что, встречаясь, дарят сердце». Марк Сергеев
- Как понимаете смысл?
- А что такое добро? Доброта? (СЛАЙД 22 имеет гиперссылки на СЛАЙД 23-28)
- Давайте вспомним значение слов “этика”, “нравственность”, “милосердие”, “гуманность”, «толерантность».
- На примере каких произведений мы с вами уже рассматривали этику взаимоотношений подростков?
3.Викторина.( вопросы выводятся на экран через компьютер)(СЛАЙД 29 имеет гиперссылки на СЛАЙД 30 - 41)
Вопросы викторины:
1.Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?(автобиографическое).
2. Назовите реку, на которой жил герой произведения? (Ангара).
3. Что прислала учительница в первой посылке? (макароны, гематоген).
4. Из чего были перешиты штаны героя? (из галифе).
5. Назовите главного игрока на деньги? (Вадик).
6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни? (яблоки).
7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка? (произношение).
8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика? (в 11)
9.Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко? (рубль)
- Сможете ли вы по описанию героев узнать, кто они?
10.На предыдущем уроке вы распределились на творческие секции и получили задания дать характеристику героям произведения. Я предлагаю вам по описанию определить, о ком пойдет речь.
«Аккуратная вся, умная, красивая и в одежде и во внешности. До меня доходил аромат её духов, который я принимал за самое дыхание ; к тому же она была не учительницей какой-нибудь арифметики или истории, а французского языка, от которого тоже исходило, что-то особое, сказочное, неподвластное».( Лидия Михайловна )
11. «Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано…». (Вадик)
12. «Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан призван быть «ученым человеком». ( Главный герой )4. Работа в творческих секциях.
(СЛАЙД 42, имеет гиперссылку на слайды 43-45)
1 группа
- Какие чувства переживает мальчик, оказавшись вдали от дома?
-Есть ли у него друзья? Почему?
-Легко ли ему живется?
-Какой выход он находит?
-Как даются ему выигрыши?
-Птаха и Вадик. Как относится к ним герой?
-Какие правила для себя установил мальчик при игре в деньги? Почему?
-Почему Вадик и Птаха избили его?
-Какие качества героя подчеркивает автор?
Работа с классом. Давайте проследим, каким перед нами предстает мальчик. Найдем в тексте черты его характера: «добросовестный, относится к чему-нибудь спустя рукава не умел, упорный и настойчивый…»
Вывод: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков. А теперь, обратившись к образу учительницы французского, проанализируем, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика.
2 группа
Охарактеризуйте игроков в “чику“ ? (Вадик, Птаха, Тишкин).
- Как складывались отношения ребят с главным героем?
-Почему Вадик и Птаха избивают мальчика?
-Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников вымогают деньги или избивают твоего товарища, какие действия ты предпримешь?
-Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.
-Сформулируйте ситуацию из этики взаимоотношений подростков и предложите решить ее классу.
Работа с классом.
-Что заставило мальчиков играть в «чику» на деньги?
- Каким словом можно назвать постоянное стремление играть на деньги? (Зависимость)
Выводы. Алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр - это все понятия, стоящие в одном ряду. Игровая зависимость — предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.
(СЛАЙД 44 с гиперссылкой на компьютер(картинку) позволяет выйти на сайт www.fskn.ru в онлайн режиме)
Хочу познакомить вас с интернет-сайтом ФСКН России www.fskn.ru. На страницах этого сайта вы можете получить сведения о территориальных органах наркоконтроля в РФ. Здесь размещена наиболее информация информация о жизни молодежных организаций, на их интернет ресурсах можно ознакомиться с вопросами, которые интересуют ваших сверстников.
Группа 3.
Сообщение учащегося «ПРОТОТИП Лидии Михайловны».
К этому времени я успела многое позабыть, что-то подпутать: мне скоро будет 76 лет. С Валентином Григорьевичем переписываемся, у него прекрасные письма по духу и по форме.
Учительница французского языка Лидия Молокова приехала в Усть-Уду по распределению после окончания Иркутского института иностранных языков в 1952 году. Директор музея Николай Рупосов вспоминает:
— Она приехала великолепная, красивая, настоящая француженка — ничего удивительного, что все девчонки и мальчишки были в нее влюблены.
"Нас было две "француженки", — пишет в письме Лидия Михайловна. — Тосковали первое время по городу, потом втянулись в работу — уроки, кружки, школьные вечера... В школе было два 8-х класса. У Веры Андреевны класс был образцовым (Валентин Григорьевич учился в этом классе), мне же дали сборный плюс своих разбойников... Я намучилась, проклиная час, когда сошла с парохода и пришла в школу, даже поплакала... Вас очень интересует посылка с макаронами. Я ее не посылала, но Валентин Григорьевич в одном из писем просил: "От макарон не отказывайтесь". Я поняла, что если отказаться от всех его творческих находок, то образ может разрушиться. Он собирал свою учительницу со своих учителей, брал лучшее от каждой, вот почему она у него такая человечная. Я ее приняла как укор своей легковесности — вот какой надо было быть!"
Письмо Лидии Михайловны в экспозиции, посвященной школьному выпуску, в котором учился Валентин Распутин, занимает одно из почетных мест, рядом с дырявой холщовой сумкой — с такими в те годы дети ходили в школу.
-Нарисовать словесный портрет мальчика в восприятии учительницы.
-Почему так складываются их взаимоотношения: это дружба или борьба?
-Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки своего ученика? Почему?
-Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя.Гордость не позволила мальчику принять подарок);
- Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть наденьга в «пристенок»);
- Чем закончилась вся эта игра на деньги для Лидии Михайловны? (Директор разоблачил их, и уволил учительницу с работы за не педагогический поступок.Лидия Михайловна вынуждена была уехать).
-Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).
Работа с классом.
Работа с текстом: найти определения, которыми пользуется автор, для характеристики учительницы.
Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюженные способности и готова любыми способами помочь им развиваться. Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.
5.Заполнение слайда «Черты характера героев»: честность, упорство, смелость, стойкость, воля, самостоятельность, смелость, чувство собственного достоинства, доброта, милосердие, чуткость, щедрость, отзывчивость, грубость, жестокость, безразличие. (СЛАЙД 46 активен по щелчку мыши)
В работе микрогрупп используется активная методика распределения заданий. Детям предлагаются задания с различными ситуациями. В ответах учащиеся выражают собственные точки зрения. Ребята нацеливаются на глубокий, связный ответ, умение обобщать, делать выводы.
6. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на одну из тем «Мой любимый учитель», «Добро моими глазами». По желанию учеников дается задание на подготовку обзора Интернет-ресурсов на данную тему.
7. Итог урока.
Послушайте, пожалуйста, притчу о добре.
Жил был на свете юноша, который был груб и несдержан в словах и часто этим доставлял боль своим близким… и был у него дедушка — очень мудрый человек. Приходит к нему юноша и спрашивает: «Что мне делать, дедушка? Я знаю, что часто говорю обидные слова и этим доставляю много горя близким, но не могу сдержаться...» Ответил ему мудрец: «Наш дом окружён забором… Возьми молоток и каждый раз, когда не сможешь сдержаться, забивай в забор гвоздь...»
Послушался дедушку юноша… в первый день ему пришлось забить больше ста гвоздей… на следующий — уже меньше… и вот настал день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в забор…
Обрадованный, он приходит к старику и говорит: «Дедушка, сегодня я не забил ни одного гвоздя в забор...» В ответ старик даёт ему гвоздодёр и говорит: «А теперь каждый раз, когда ты сдержишь себя и этим доставишь радость своим близким, выдирай по гвоздю с забора...»
Послушался старика юноша… и каждый день выдирал какое-то количество гвоздей с забора до тех пор, пока не осталось ни одного гвоздя на нём… Приходит он к мудрецу и говорит: «Дедушка, на заборе не осталось гвоздей». Вышел тогда старик с юношей к забору и сказал: «Видишь, на заборе остались глубокие отверстия от гвоздей… Так и в сердцах близких тебе людей остаются раны после обидных, несдержанных слов, даже, если потом ты взял их обратно...»(СЛАЙД 47)
Мне очень хочется пожелать вам, чтобы в вашей жизни встречались только добрые люди, чтобы эта притча научила вас самих не совершать необдуманных поступков. А сейчас у нас есть уникальная возможность исправить свои ошибки, которые вы допустили когда-либо при общении. При выходе из класса предлагаю вам кликнуть по компьютерной мыши, и тогда дырки от гвоздей в заборе исчезнут. Подарите свои улыбки друг другу. Если вы будете радоваться красоте, добру, то ваша улыбка обязательно вернется к вам радостью и добром.