Урок по литературе на тему Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина « Уроки французского» (6 класс)

Тема: Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина « Уроки французского»
Цель: формировать умение у учащихся определять нравственную проблему, поднятую писателем в рассказе.
Задачи:
1) раскрыть душевный мир героя рассказа;
2) формировать у учащихся умение определять идейно-тематическую направленность произведения.
3) обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;
4) показать неординарность учительницы;
5) развивать мышление, речь учащихся, продолжать работу над развитием умения выполнять тестовые задания, используя справочный материал;
6) воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.
Ход урока.
Организация начала урока.
Приветствие.
Эмоциональный настрой.
2.Проверка домашнего задания.
Анализ выполненных домашних тестов.
3.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня, на уроке мы продолжим работу над рассказом В. Распутина «Уроки французского». И главная наша сегодняшняя цель определить нравственные проблемы поднятые автором в рассказе.
4. Работа по теме урока.
- В сегодняшней работе по раскрытию нравственных проблем в произведении нам помогут тесты.
4.1. Инструктаж по выполнению теста и его выполнение.
- Подпишите на строке свою имя и Фамилию. Обратите внимание на то, что в тесте содержится различная справочная информация, которая поможет вам справиться с заданиями, а так же вы можете пользоваться справочником учебника с словарями, лежащими у вас на столах. Выполните первое задание.

4.2 Работа по проблемам произведения
- Начнем с того, что определим для себя, что такое проблема?
(Ответы учащихся)
-Обратимся к нашим тестам и прочитаем, что же такое проблема и какие виды проблем существуют.
Работа с понятием.
Проблема - это  в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке  противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблем.
Виды проблем:
-нравственные
-экологические
-социальные
-философские
-психологические
- Давайте теперь разберемся, какие проблемы автор поднимает в своем рассказе. Так как вы уже прочитали рассказ и составляли цитатный план, можем восстановить сюжет. И постараться определить проблемы, по которым работал автор в своем рассказе. На этот вопрос вы давали ответ в 1 вопросе.
1. Какие нравственные проблемы решает автор в рассказе.
а) жестокость среди сверстников;
б) проблема одиночества;
в) взаимоотношения младших и старших
г) проблема войны и детей
д) проблема человеколюбия, доброты
е) проблема нравственного выбора
ж) проблема неуспеваемости в школе.
-Как автор раскрывает 1 проблему?
- Бывают такие случаи в нашей жизни?
- Актуальна ли эта проблема сегодня?
-Приходилось ли вам сталкиваться с этим в своей жизни?
- Как вы старались преодолеть эту проблему?
-Как с этой проблемой боролся автор в своем произведении?
-Как Распутин преодолевает проблему одиночества в своем рассказе?
-Почему мальчик чувствует себя одиноким?
-что его спасло от одиночества?
- Знакомо ли вам это чувство?
- Как вы справляетесь с ним?
- Что бы вы посоветовали мальчику?
-В каких эпизодах автор затрагивает проблему доброты, человеколюбия?
- А как вы понимаете эти слова «человеколюбие», «доброта»?
-Каким героям рассказа свойственны эти чувства?
А способен ли каждый человек творить добро?
- Много ли вы сделали добра? А вам?
- Скажите, а как вы понимаете выражение нравственный выбор?
- Что же такое, прежде всего нравственность?
Нравственность - это внутренняя установка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] действовать согласно своей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  в отличие от морали, которая, наряду с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], является внешним требованием к поведению индивида.
- А в чем заключается, по-вашему, нравственная проблема рассказа?
- Какие герои стояли перед нравственным выбором?
- А что подвигло, на это Лидии Михайловну?
- В чем заключался нравственный выбор главного героя?
- Можно ли их за это осудить?
- Что бы вы сделали на их месте?
- Можно ли считать безнравственные поступки героев правильными. Приведите такие аргументы.
-Какая на ваш взгляд, самая важная проблема рассказа и почему?
4.3. Работа над идейно- тематической направленность произведения.
- С проблемой произведения мы определись. Скажите, а как проблема, связана с темой и идеей произведения?
- Как вы понимаете слово тема произведения?
-Что зависит от темы произведения?
- В чем заключается идея произведения?
- Теперь я предлагаю снова обратиться к тестам, и ответить на вопросы 2-3 по определению тему и идею произведения.
4.4. Подбор эпиграфа к уроку
- Скажите, какую роль эпиграф играет в произведении?
-Какую мысль несет в себе эпиграф?
- Какие произведения вы знаете, к которым автор подбирает эпиграф.
- На доске записано несколько эпиграфов к уроку.
Выберите эпиграф к нашему уроку.
Эпиграф – это  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на его идее .
а)Хорошего сердца и правильной  души так не достает нам, что чем больше наши герои и мы будем жить, тем лучше  для нас будет. В.Г. Распутин
б)Читатель учится у книг не жизни, а  чувствам. Литература, на мой взгляд, -  это прежде всего воспитание чувств. И прежде  всего доброты, чистоты, благородства. В.Г. Распутин
в) Береги платье снова, а честь с молода.
Пословица
- Как вы понимаете, эти эпиграфы? В чем их смысл?
- Теперь ответим еще на несколько вопросов?
- Почему Лидия Михайловна стала стала играть с мальчиком в замеряшки?
-Какие черты характер проявляет герой?
5. Подведение итогов урока.
- Как автор решает проблемы рассказа?
- Какие уроки преподает жизнь главному герою? Чему учит?
6. Домашнее задание
Выписать черты характера Лидии Михайловны