Конспект урока по истории в 5 классе по теме: «Древний Восток»


Конспект урока по географии в 5 классе (ФГОС)по теме:
«Древний Восток»
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Рязанова Елена Владимировна, учитель истории МБОУ Тюменцевская СОШ
Класс: 5
Тема урока: Древний Восток
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Восток»
Задачи урока:
Обучающие – повторить основные исторические события по разделу «Древний Восток»
Развивающие – продолжить развитие умения сопоставлять исторические факты и события
Воспитательные – воспитывать умение работать в группах, слушать и слышать друг друга.
Планируемые результаты:
Предметные – овладеть целостными представлениями об историческом пути народов Древнего Востока.Метапредметные – познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
- регулятивные: находить и исправлять ошибки, оценивать степень и способы деятельности и достижения целей.
- коммуникативные: излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждая фактами; организовывать работу в группе.
Личностные – формирование познавательного интереса.
Методы обучения: частично поисковый, проблемный.
8. Тип урока: урок развивающего контроля.
9. Вид урока:
10. Формы работы: Индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная.
11. Используемые ресурсы: История Древнего мира. Авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., слайдовая презентация.
План урока.
Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).
Мотивационно-целевой этап.
Сегодня на уроке нам будут помогать высказывания древнекитайского мудреца Конфуция. Прочтите одно из его изречений и скажите, что предстоит сделать нам сегодня на уроке?
«Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это неприятно?» (Конфуций)
?Почему Конфуций говорил, что повторять приятно? (Учащиеся высказывают свое мнение)
? Какую цель вы сегодня поставите для себя на уроке? (Учащиеся высказывают свое мнение)
Мы с вами узнали много нового и интересного о странах Древнего Востока. Давайте снова совершим путешествие в прошлое и вспомним об исторических событиях, выдающихся личностях и культурном наследии Древнего Востока.
Выявление знаний, умений и навыков, проверка сформированности у учащихся общеучебных умений.
Проверочный тест с последующей взаимопроверкой в парах.
Вариант 1
Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор:
Междуречье 2) Египет
Финикия 4) Индия
Книга, от названия которой произошло слово библиотека, была написана в:
Индии 2) Китае
3) Израиле 4) Египте
Великая Китайская стена защищала Поднебесную от набегов:
Ассирийцев 2) Гуннов
3)Филистимлян 4) ХанаанеевВ Древнем Китае писали на:
Дощечках из бамбука
Глиняных табличкахПальмовых ветвях
ПапирусеГосударство, захватившее в VI в.до н.э. Вавилонское и Египетское царства:
Лидия 2) Персия
3)Израиль 4) Китай
Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа:
Адам 2)Авраам 3)Ной 4) Иосиф
Земледельцы в Древней Индии выращивали:
Хлопчатник и сахарный тростник
Чай 3) Какао 4) Картофель
Вариант 2
В Древнем Китае изобрели:
Бумагу 2)Цифры 3)Шахматы 4)Календарь
Предводитель персов, великий полководец Древнего мира:
1)Хаммурапи 2)Кир 3)Крез 4)АшшурбанапалРека Янцзы протекает в:
Египте 2) Китае
3)Индии 4) Междуречье
Древнеиндийский мудрец, учивший, что главное – личное достоинство человека, а не его происхождение:
Конфуций 2) Брахма 3)Моисей 4) Будда
Письменность в Древнем Двуречье:
Линейное письмо 2) Иероглифы
3)Клинопись 4) Вязь
Финикийцы изобрели:
Прозрачное стекло 2) Компас
3)Телескоп 4)Бумагу
Столица Ассирийской державы, которую называли логовищем львов и городом крови:
Ниневия 2) Персеполь3)Вавилон 4) Мемфис
Класс делится на 3-4 группы, каждая группа выбирает себе название, связанное с темой урока, капитана, летописца, хранителя времени.
«Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию» (Конфуций)
Блиц-опрос: что вы знаете из истории Древнего Востока, отвечая правильно и первыми на короткие вопросы, команда получает 1 балл в свою копилку знаний.
Фантастические сказания о богах и героях. (мифы)
Скульптура льва с головой человека. (сфинкс)
Обязательные правила поведения. (законы)
Захваченная территория, потерявшая независимость и самостоятельность. (колония)
Жрец в Индии. (брахман)
Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями. (касты)
Большое сильное государство. (держава)
Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав. (рабы)
Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления. (дамбы)
Люди, владеющие рабами. (рабовладельцы)
Углубления в земле, по которым подводили воду к полям. (каналы)
Гробницы египетских фараонов. (пирамиды)
Древнеегипетский письменный знак. (иероглиф)
Денежный сбор в пользу государства. (налог)
«Не печалься, что люди тебя не знают, печалься, что ты не знаешь людей» (Конфуций)
Путанка: проверка знаний исторических личностей стран Древнего Востока. Для выполнения задания команды должны правильно соотнести правителя и страну в которой он правил. (взаимопроверка, за каждый правильный ответ 1 балл)
ВавилонияПерсия
Индия
Китай
Египет
Ассирия
Палестина А. Цинь ШихуанБ. Тутмос
В. Хаммурапи
Г. Дарий 1
Д. Саул
Е. АшокаЖ. АшурбанапалФизминутка.
«Лишь то ошибка, что не исправляется» (Конфуций)
Лишний: командам предлагаются карточки, на которых написаны слова, необходимо вычеркнуть лишнее слово и объяснить свой выбор. (за правильно вычеркнутое слово 1 балл, за правильное объяснение 1 балл)
Нил, Тигр, Ганг, Вавилон (реки – город)
Алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага (Финикия – Китай)
Брахман, варны, фараон, «неприкасаемые» (Индия - Египет)
Чай, алфавит, компас, шелк (Китай – Финикия)
Шахматы, хлопок, корабль, сахар (Китай – Финикия)
Пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись (Египет – Двуречье)
Таран, железное оружие, конница, праща (Ассирия – Древнееврейское царство)
Самсон, Голиаф, Далила, Валтасар (Древнееврейские герои преданий – Вавилонский царевич)
«В кругу семьи почитай родителей, вне семьи почитай старших» (Конфуций)
Много предметов, без которых мы не можем сейчас обойтись пришли к нам из стран Древнего Востока, давайте еще раз вспомним это наследие.
Угадайка: каждая команда получает предметы, которые были изобретены в странах Древнего Востока, что бы получить 1 балл необходимо ответить из какой страны к нам пришел данный предмет.
Красная ткань (Финикия)
Спички (Китай)
Чай (Индия) Компас (Китай)
Шахматы (Индия)
Алфавит (Финикия)
Бумага (Китай)
Хлопок – вата (Индия)
Пирамида (Египет) Шелк (Китай)
Сахар (Индия)
Стекло (Финикия)
Рефлексия (подведение итогов занятия)
«Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» (Конфуций)
Каждая команда успешно поработала, набрав определенное количество баллов, оцените работу группы, свою работу в группе, отношение к уроку, заполните лист самооценки.
«Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения» (Конфуций)
? Выразите свое отношение к истории стран Древнего Востока.