Конспект занятия Подарок маме в Женский день /декоративно-прикладное творчество, сувенир из бросового материала/

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Петропавловск – Камчатского городского округа












Конспект занятия
«Подарок маме в Женский День»
/авторская разработка педагога сувенира-игольницы/








Разработала педагог дополнительного образования,
руководитель объединения «Звёздный дождь»
Загарева София Дмитриевна


















г. Петропавловск-Камчатский
2015 г.
Пояснительная записка

Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начинать сначала.
В. О. Ключевский

Каждое деяние человечества уникально и самобытно, если озарено мыслью и одухотворено талантом. Праздник подтверждение тому. Праздник это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Он является продолжением жизни общества, его будней, только другими средствами, в других формах.
Естественно, что каждая эпоха в жизни страны выдвигала и выдвигает те праздники, в которых была и есть наибольшая потребность, которые отвечали целям и задачам времени. Замечено, что образ жизни явление конкретно-историческое. Поэтому и праздники как один из способов закрепления и воспроизводства событий также должны рассматриваться с конкретно-исторических позиций, ибо со сменой общественно-экономической формации меняется и идейное содержание праздников, претерпевают изменения все формы торжеств, их социально-психологический настрой.
Человечество всегда стремилось в различных формах искусства выражать свои чувства, откликаться на события, происходящие в мире.
Великие и многообразные темы поднимают массовые праздники, они дают им образное эмоциональное воплощение, своеобразный стиль. А также требуют использования специфических выразительных средств, характерных для данного времени.
Праздник! Он стал неотъемлемой частью нашей жизни, закономерным социальным явлением. Человек не может жить без праздников. Они придают его жизни определенный смысл, делают его жизнь веселей и радостней. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры. И это свидетельствует, прежде всего, о том, что символическое, яркое, художественное оформление важных событий в жизни личности, семьи и общества является объективной потребностью сегодняшнего дня.
За последние годы в нашей жизни многое изменилось, но тяга людей к праздникам, желание как-то по-особому отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках значительно возросла. Праздники влияют на формирование личности, на воспитание высоких чувств – эмоциональных, эстетических, интеллектуальных, нравственных. Но иногда на практике мы забываем, что слова «праздник» и «праздность», имея единый грамматический корень, очень отличаются по смыслу.
Праздник это большое и важное дело в процессе идейного, нравственного, эстетического воспитания, так как он помогает формировать свободное, открытое, радостное отношение к жизни, любовь и уважение к своей стране, частичкой которой каждый индивид является. Поэтому праздник следует рассматривать как одну из главных форм воспитания личности.
Весь ход развития человечества, в том числе и педагогической мысли, наглядно показывает, что человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях. В связи с этим особую важность приобретает одна из существенных функций образования социализация ребенка, под которой понимается приобщение индивида к культуре, ее ценностям и нормам, что обеспечивает выполнение человеком своих социальных ролей гражданина, работника, родителя и т. д.

Объединение «Звездный дождь» образовано на базе МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» в сентябре 2000 года. В объединении воспитанники обучаются различным технологическим приемам плетения из бисера - одному из направлений декоративно-прикладного искусства – бисероплетению. Программа, по которой занимаются учащиеся, ставит Цель: раскрытие творческого потенциала учащегося средством эстетического образования и освоения технологий бисероплетения.
Содержание тем учебного курса объединения «Звёздный дождь» охватывает знания по истории русских промыслов, о различных видах прикладного творчества, об особенностях различных техник бисерного плетения, по биологии (растениеводству), по цветоведению, по минералогии, о композиционных средствах выражения, об орнаментальной основе народного искусства, о традициях различных праздников и т.д. Воспитанники получают дополнительные знания по изучаемым в школе предметам, выходящие за рамки общеобразовательной Программы - истории, рисованию, трудовому обучению, литературе.
Системный подход к изучению народной культуры как целостного мира позволяет детям овладеть знаниями явлений и фактов, закономерностями их развития. Через хорошо знакомые предметы быта, пословицы, поговорки, загадки, игры, песни, ремесло они знакомятся с древнейшими народными верованиями, отношением к природе, трудовым будням и праздникам. Всё содержание обучения пронизывает мысль, что истоки творчества народ веками черпал и находит, по сей день в природе: её красоте, особенностях форм и красок. За 4 года обучения учащиеся от простейшего выплетения цветочка приходят к изготовлению украшений, сувениров и панно по самостоятельно выбранному или созданному эскизу. Творчество школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные им знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создания нового для ученика подхода к решению, выполнению вида деятельности. Но прийти к высокому уровню в творчестве можно только, отталкиваясь от истоков наших культурных традиций. Раздел программы «Национально-культурное наследие» предполагает знакомство с историей бисероплетения, орнаментальной основой искусства, видами декоративно-прикладного творчества, историей драгоценных камней и ювелирных изделий и знакомство с историей праздников исторических, социальных, церковных.
Представленный материал в рамках Программы помогает решать следующие задачи:
формирование интеллектуально-развитой личности с духовно-богатым миром;
сообщение и закрепление знаний по эстетическому и культурному наследию прошлого, по особенностям традиционных русских промыслов;
содействие в социальной адаптации, самоопределении;
овладение детьми техническими приёмами бисероплетения; умением изготавливать панно, украшения, сувениры из бисера, кожи, лоскутов, цветной бумаги, природного и других материало
В нашей современной жизни катастрофически не хватает живого чувства единения с прошлым, с нашими корнями; осознания себя как очередного звена в длинной цепи поколений. Поэтому одним из главным направлений современной педагогической деятельности является возрождение русской национальной культуры, народных традиций. Именно возрождение народных традиций эффективно влияет на формирование гармонически развитой личности, воспитывает любовь к Родине, к родной природе, патриотические качества.
Знакомство с национальной и духовной культурой и традициями России включает в себя два вида развивающей деятельности: воспитательную и образовательную. Подобные занятия стимулируют интерес учащихся к обучению, формируют эстетическое отношение к действительности, художественный вкус, необходимый для гармоничного восприятия и понимания искусства. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес. Л.С. Выготский писал: «Интерес - как бы, естественный двигатель детского поведения. Он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями...» Занятия, раскрывающие историю праздников, не просто повышают интерес воспитанников к обучению и созданию интересных творческих работ, но и приводят ребят к пониманию значимости учения.
Вне сомнения, что занятия, посвященные культурному наследию, всестороннее, целостно воздействуют на психику ребёнка, его эмоционально-волевую сферу, способствуют развитию у него познавательной активности и культуры умственного труда, стимулируют стремление к самостоятельному приобретению знаний. Следует особо подчеркнуть, что подобные занятия воздействуют не только на личность ребёнка, но и на семьи воспитанников, так как подарки, открытки, сувениры, панно, выполненные руками детворы, создают в семье атмосферу праздника, радости, доброго отношения близких друг к другу. В итоге достигаются определённые результаты в деле духовного возрождения общества.

Тема: Подарок маме в Женский день

Тип занятия: урок знакомства с историей праздника и обучающий практическим навыкам.
Цель: изготовление игольницы.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с историей праздника 8 марта, Международного женского дня. Учить детей изготавливать из кожи, ткани, поролона и бросового материала игольницу.
2.Развивать устойчивость внимания, фантазию, художественный вкус; совершенствовать координацию движений при работе с ножницами.
3.Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, женскому труду. Воспитывать культуру поведения на занятии, аккуратность в работе, усидчивость, интерес к ручному труду.
Материал:
картон, кожа, лоскуты ткани, тесьма и бусины в цвет лоскутов, поролон, картонные основы из-под скотча или рулонов пряжи в форме цилиндра высотой 5 – 7 см.
Оборудование:
доска, образцы игольниц, на столах учащихся: ножницы, клей, простой карандаш, линейка.
Предварительная работа:
задание учащимся даётся за 3-4 недели: подготовить и принести бросовый материал – картонные основы из-под скотча или пряжи.
План занятия:
1. Целеполагание - 2 мин.
художественное слово;
организационный момент.
2. Рассказ педагога об истории праздника - 5 мин.
3. Объяснение технологии выполнения игольницы, показ образцов - 15 мин.
4. Практическая часть - 18 мин.
индивидуальная работа.
5. Игровая пауза - 5 мин.
6. Практическая часть - 40 мин.
индивидуальная работа.
7. Игровая пауза - 5 мин.
8. Практическая часть - 30 мин.
индивидуальная работа.
9. Подведение итогов - 10 мин.
оформление выставки детских работ;
слово педагога.




Ход занятия:
1. Целеполагание
В марте с первого числа
Начинается весна.
Мамин день – восьмое марта
Отмечает вся страна.
И хотя стоят морозы
И сугробы под окном,
Но пушистые мимозы
Продают уже кругом.
Капли солнечного света,
Брызги солнечного лета
Мы несём сегодня в дом,
Дарим бабушке и маме,
Поздравляем с Женским Днём!
Педагог: - Сегодня на занятии я познакомлю вас с историей празднования 8 Марта, и мы сделаем подарок нашим мамам, бабушкам, тётям или сёстрам. Думаю, что такая игольница не просто понравится вашей маме, но и будет удобной и нужной помощницей в рукоделии. Ребята, кто из вас знает, почему именно 8 марта отмечается Женский день?
Учащиеся: - Наверное, потому, что в марте начинается весна. В этот день все мужчины поздравляют женщин: дарят им подарки, цветы.
Педагог: - Это, конечно, верно, но откуда пришла традиция отмечать Женский День именно 8-го Марта, я вам сейчас расскажу.

2. Рассказ педагога об истории праздника Международного
Женского Дня
Международный Женский День 8 марта не всегда был праздником. Было время, когда этот день был обычным днём в тяжёлой жизни работниц и крестьянок, когда их труд оплачивался очень низко, и в правах с мужчинами они не были равны, как сейчас. И прежде чем стать праздником, этот день стал днём борьбы женщин за свои права, за равноправие с мужчинами.
В 1910 году в маленькой стране Дании, в городе Копенгагене, собралась международная конференция женщин-революционерок. В то время на такую конференцию трудящейся женщине было проехать не легко. Каждая из них рисковала попасть под подозрение полиции, да и средств на такую поездку не было. И всё-таки конференция состоялась.
На трибуну конференции поднялась Клара Цеткин. Она рассказала о женщинах России, о том, как они сражались вместе с мужчинами на баррикадах в революцию 1905 года и показали, какими стойкими борцами могут быть женщины. Клара Цеткин говорила страстно, убеждённо.
- Я вношу предложение, - сказала она, - ежегодно проводить Международный женский день борьбы за права женщин.
Это предложение было принято всеми собравшимися. Уже в следующем, 1911 году женщинам некоторых стран удалось отметить день 8 марта. Они собирались на собрания, митинги и выходили на демонстрации. В одном австрийском городе на демонстрацию вышло несколько тысяч человек. Полиция решила отнять знамя, которое несли женщины. Но это ей не удалось. Женщины вступили с полицейскими в рукопашную схватку и знамя отстояли. А в России в женщины не смогли отметить день 8 марта. Полиция следила за каждым шагом революционерок. И только спустя два года, в 1913 году, в России был отмечен первый Международный женский день. Он был проведён в Петербурге под видом научной лекции.
С тех пор прошло девяносто лет. Женщины уравнялись в правах с мужчинами. И если раньше женщинам не дозволялось выполнять многие виды деятельности, то сейчас женщины трудятся во всех областях, получают равную с мужчинами зарплату. Теперь для нас обыденно увидеть женщину – водителя, машиниста, директора и управляющего крупным предприятием. Конечно, остаются предприятия, где у женщин тяжёлый труд, сопряжённый с опасностью. Например: женщина-милиционер, следователь, военный, лётчик, космонавт, пожарный. Но от этого уважение к женскому труду только возросло.
И за прошедшие годы праздник перестал быть политическим, и в этот день теперь не проводят демонстрации и митинги в борьбе за права равные с мужчинами. Скорее наоборот. В этот праздник мы вспоминаем, что наши мамы, бабушки и сёстры – это женщины, наполненные самыми светлыми, самыми лучшими качествами, наделённые красотой, нежностью, добротой, любовью, теплом и светом домашнего очага. Теперь это праздник воспевания любви и уважения к женщине, матери. И поэтому в этот день многие мужчины берут на себя всю работу по дому, и, поздравляя женщин, дарят им цветы и подарки. Конечно, в этот день и вы будете дарить своим мамам и бабушкам подарки. И сегодняшняя поделка может стать удачным подарком маме или бабушке, ведь они что-нибудь шьют дома, подшивают, зашивают, кто-то любит вышивать, поэтому игольница – нужная в доме вещь.

3. Объяснение технологии выполнения игольницы
Основа игольницы – картонный цилиндр из-под скотча или пряжи (показываю и обращаю внимание детей, что на столах у них такие же).
Обводим окружность цилиндра карандашом на картоне по контуру. Вырезаем круг и приклеиваем. У нас получилось дно игольницы. Теперь измеряем высоту заготовки и её длину в обхвате.
На коже или лоскутке плотной ткани с помощью линейки чертим, а затем вырезаем заготовку по этим размерам, но обязательно добавив 2 см в высоту. Смазываем клеем заготовку и основу игольницы. Прикладываем кожаную деталь для обтяжки к основанию игольницы, и когда соединим концы лоскута, то верхние 2 см завернём во внутрь, обернув верхние края игольницы. Приклеивая, надо учитывать, что кожа и ткань имеют свойство тянуться, поэтому немного натягиваем обтяжку, чтобы получилось ровно и без морщин. Итак, приклеивая, натягиваем обтяжку.
Следующий этап в работе – изготовление мягкой основы для хранения игл. Берём поролон по высоте вашей игольницы. Если такого нет, склейте его в два слоя. Поролон вырезаем по форме игольницы.
А теперь вы должны решить, какого цвета будет оформление вашей игольницы. Это будет ткань, обтягивающая подушечку для игл и декор вашей игольницы. Например, для ярко-зелёной ткани подбирайте тесьму, бусины и бисер в тон зелёные, жёлтые, белые.
Из ткани вырезаем лоскут на 3-4 см больше по краю, чем основание игольницы. Оклеиваем этим лоскутом поролон, укладывая по краю поролона складками, и вклеиваем во внутрь основания игольницы.
Теперь осталось оформить тесьмой, бусинами, а можно подобрать кожу других оттенков и сделать узорную аппликацию. Подвески с бусинами и бисером можно выполнить вертикальные и горизонтальные.
Думаю, что можно приступать к работе, так как последовательность выполнения вам ясна. Вопросы, которые у вас возникнут, в индивидуальном порядке я разъясню.

4. Практическая часть
Педагог проводит индивидуальную работу: помогает подобрать ткань, вырезать поролон, показывает приёмы натяжки кожи, выравнивает нижний край игольницы при натяжке кожи и т.д.

5. Игровая пауза
Педагог:
-А сейчас мы немного отдохнём и поиграем.
А какой подарок маме
Мы подарим в Женский День?
Есть для этого немало
Фантастических идей.
Ведь сюрприз готовить маме –
Это очень интересно.
Мы замесим тесто в ванне
Или выстираем кресло.
Ну, а я в подарок маме
Разрисую шкаф цветами,
Хорошо б и потолок
Жаль, я ростом невысок. (П.Синявский)
- Предлагаю вам превратить геометрические фигуры, нарисованные на доске, в подарки мамам. Но не в коробочку с бантиком, а в конкретные предметы. По очереди выходите, рисуйте, добавляйте детали.
(Учащиеся выполняют задание.)

8. Практическая часть
Педагог: - Продолжаем работу, заканчиваем изготовление мягкой основы для хранения игл в игольнице. Готовим поролон по высоте вашей игольницы и готовим для него обтяжку.
Педагог проводит индивидуальную работу: помогает в подборе шёлка или трикотажа для обтяжки поролона, помогает вырезать ткань, приклеить к поролону и приклеить в картонную основу.

7. Игровая пауза
-А теперь поиграем в рифмы и загадки с помощью мяча. Встанем все в круг. Я буду загадывать загадку, а тот, кому я кину мяч, должен назвать ответ. (Педагог стоит в центре круга)
Я люблю трудиться,
Не люблю лениться.
Сам умею ровно, гладко
Застелить свою (кроватку)
Нашей маленькой Иринке
Рисовать люблю (картинки)
Помогать я маме буду,
С ней я вымою (посуду)
У Юры и Вовы – обновы.
Сшили мальчишкам штанишки.
А на штанишках – карманы.
Кто сшил штанишки?.. (мамы)
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал,
То голову принц от любви потерял,
Она башмачок потеряла тогда же
Как же зовут её? Кто нам подскажет? (Золушка)
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит бельё?
Кто дом по утру прибирает,
Кто с младшей сестрёнкой играет
Разводит большой самовар?
И водит её на бульвар?
Чьи волосы снега белее
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинила стихи? (бабушка)
Преподаватель:
- Мы чудесно поиграли. Да, День 8 марта – это праздник и ваших мам и бабушек! У мамы – работа, у папы – работа.
У них для детей остаётся суббота.
А бабушка дома всегда.
Она не ругает детей никогда!
Усадит, накормит:
- Да ты не спеши.
Ну, что там стряслось у тебя, расскажи? –
Я говорю, а бабушка не перебивает,
По крупинкам гречку сидит, перебирает
Нам хорошо – вот так, вдвоём.
Без бабушки – какой же дом?

8. Практическая часть
Педагог: - Продолжим работу. Приступаем к декорированию игольниц. Педагог проводит индивидуальную работу: помогает в подборе бусин по цвету и размеру, нарезке тонких лент из кожи, расположить равномерно по краю игольницы подвески, приклеить тесьму; помогает учащимся, изъявившим желание выполнить узор из кожи, аккуратно вырезать детали, их приклеить.

9. Подведение итогов
Педагог оформляет выставку готовых игольниц.
Педагог: - Сегодня на занятии мне понравилось, как вы работали: организованно, помогая, друг другу, поэтому и работы ваши получились разные, каждая со своей изюминкой, каждая игольница оригинальная. Конечно, каждому нравится своя работа, но я предлагаю вам отметить то, что вам нравится в работах товарищей.
Учащиеся высказывают своё мнение. Педагог обобщает сказанное, анализируя работы, отмечает аккуратность в исполнении, творческие решения, находки учащихся.
Педагог: - А кто из вас хотел бы прочесть стихотворение, посвященное маме, бабушке, Женскому Дню? (Учащиеся читают стихи)
- Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира. У мамы самое доброе сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. Поэтому мне очень приятно отметить, что вы проявили желание, старание и фантазию в выполнении игольниц для мам и бабушек. Я уверена, что им понравятся ваши подарки и, что, вручая их, вы найдёте для мам ласковые и нежные слова.














Приложение к конспекту «Подарок маме в Женский день»



Картонная основа Обтяжка поролоновой основы тканью




Вариант дизайна Обтяжка кожей или тканью

Библиография
Кугач А., Турыгина С. «Сегодня праздник для всех! Сценарии и методика проведения массовых мероприятий», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Сборник «Круглый год», М., издательство «Детская литература», 1973г., стр.87 -89.
Сборник «Круглый год», М., издательство «Детская литература», 1972 г., стр.88.








13PAGE 15


13PAGE 141115




15