Конспект урока музыки Инструментальный концерт «Под музыку Вивальди»


 Инструментальный концерт (6 класс) 3 четверть
(учитель Лискина Лариса Витальевна)
Тема урока: «Под музыку Вивальди»
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.
Вид урока: комбинированный.
Цель урока: Выявить характерные особенности музыки Вивальди; помочь освоить понятие «программная музыка»; научить определять общее настроение музыки; научить проводить сравнительный анализ между картинами, музыкальными и литературными произведениями. Основные задачи:
Образовательные:
Актуализировать понятия «концерт, программная музыка»;
Познакомить с четырьмя разнохарактерными концертами;
Углубить знания по музыкальной культуре.
Воспитательные:
Содействовать формированию мировоззренческой ориентации.
Способствовать воспитанию у учащихся возможности чувствовать разнообразное
эмоциональное состоянии, при прослушивании музыки.
Развивающие:
Формировать у обучающихся понимание эмоционального состояния музыки.
Развивать слуховую память, внимание, воображение.
Организационный этап.
Учитель: Добрый день, уважаемые ребята! Давайте послушаем произведение известного композитора « Под музыку Вивальди»
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно с этого произведения начался наш урок?
Дети: Сегодня мы познакомимся с композитором Антонио Вивальди и его произведениями.
Учитель:
Учитель: Молодцы! Строчка из этой песни и стала темой нашего с вами урока.
Мы уже не раз «встречались» с этим замечательным композитором.
Актуализация знаний.
( портрет композитора)
Учитель: Давайте с вами вспомним, кто же такой Антонио Вивальди? В каком городе он родился?  Что мы о нем знаем?
Дети: Антонио Вивальди родился в 1678 году в Венеции. В то время Венеция была крупным музыкальным центром. Вивальди родился в «Музыкальном мире» – его отец был ведущим скрипачом в капелле Собора святого Марка. Мальчик рано проявил интерес к музыке, и отец сам взялся за обучение ребенка игре на скрипке и клавесине.
Учитель: Антонио Вивальди (1678–1741) - итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог, католический священник. Главной областью его творчества была инструментальная музыка. Ему принадлежит 465 концертов для различных инструментов. Центральное место среди них занимают скрипичные произведения. Крупнейший скрипач-виртуоз XVIII в., Вивальди создал жанр сольного инструментального концерта.
Учитель: А что мы можем сказать про его произведения?
Дети: (дети упоминают его концерты).
Учитель: Ну что же. Не плохо. А теперь давайте послушаем небольшое выступление вашей одноклассницы.  Что-то вы уже знаете, а что-то будет для вас новым (ученица читает, учитель на доске демонстрирует иллюстрации.)
Учитель: Какой был единственный способ получить музыкальное образование?
Дети: В юности Антонио Вивальди продолжил свое музыкальное образование, а так же подготовку к принятию церковного сана. Это был единственный способ получить образование.
Учитель: Какие проблемы со здоровьем испытывал Антонио Вивальди?
Дети: Астма или ангина. Из-за плохого состояния здоровья он получил особое разрешение жить в кругу семьи во время учебы. Благодаря этому юноша мог продолжать своё музыкальное образование. Всю свою жизнь Вивальди пытался посвятить себя музыке.
Став публичным человеком, он тут же  получил прозвище il Prete Rosso 
из-за своих рыжих волос.
Учитель: Антонио Вивальди был рукоположен в сан священника в 1703 году.
Через время после посвящения он публично отказался служить мессу, ссылаясь на плохое здоровье. Многие историки пересказывают анекдотичную историю (возможно не достоверную, но показательную) о том, что однажды во время службы «Рыжий священник», к удивлению прихожан, спешно покинул алтарь, чтобы записать тему фуги, которая внезапно пришла ему в голову. За это Вивальди едва не подвергся серьёзному наказанию и впредь ему было запрещено служить мессу, что было только на руку музыканту. Поскольку с духовенством было покончено, этот случай помог Вивальди стать «подходящим кандидатом» на должность преподавателя скрипки в Ospedale  Della Pieta. Это был дом попечения сирот, который славился как лучшая в городе музыкальная школа девочек. Все более громко и хвалебно распространялась молва о сочинениях Вивальди и его музыкальных талантах.
Учитель: Творческий композитор создавал произведения. Сколько произведений он сочинил?
Найдите в интернете.
Дети: Вивальди был чрезвычайно плодовитым композитором – он написал около 50 опер,
более 500 концертов, свыше 100 сонат для различных инструментов. Однажды
он хвастался, что в состоянии сочинить концерт быстрее, чем переписчик мог бы
его записать.
Учитель: Один из наиболее чутких художников своего времени, Вивальди был в числе первых композиторов, выдвинувших на передний план в искусстве открытую эмоциональность, страсть (аффект), индивидуальное лирическое чувство. Под его несомненным влиянием тип концерта для нескольких солистов (concerto grosso) в классическую эпоху отошёл на второй план, уступив место сольному концертированию. Именно Вивальди выработал структуру и тематизм сольного концерта. Он установил трехчастный концертный цикл (быстро – медленно – быстро) и упорядочил последование tutti (игра всего оркестра) и solo.
Изучение нового материала.
Учитель: Именно на его концертах мы и остановимся. Сегодня вашему вниманию будет представлен цикл «Времена года». Это четыре концерта для оркестра с солирующей скрипкой, каждый из которых состоит из трех частей. Как они называются?
Дети: ответы детей
Учитель: В каждом из них есть словесные интерпретации в виде отдельных строк – сонетов, предпосланных концерту  как эпиграф. Четыре скрипичных концерта «Времена года» - это одно из известнейших его творений, являющееся образцом симфонической музыки.
Учитель:  В произведениях Антонио Вивальди можно услышать шелест весны, пение птиц, грозу – одним словом все звуки живой природы. Это программная музыка – музыка, которая преднамеренно рисует нам картины и образы во всех своих красках.
 Учитель: И послушать все четыре концерта нам не позволят временные рамки. Поэтому мы послушаем четыре части из каждого «времени года». И откроет наше музыкальное путешествие концерт «Весна» - первая часть - Аллегро.
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Учитель: Ребята, вам понравилось произведение «Весна»? Что необычного услышали?
Дети: Это произведение придаёт настроение и позитив.
Учитель: Давайте попробуем вместе разобраться, что мы услышали? Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны - "Весна грядет!"; играет весь оркестр. Этот мотив помимо того, что обрамляет эту часть, еще несколько раз звучит по ходу части, являясь своего рода рефреном, что придает всей части форму, похожую на рондо. Далее следуют эпизоды, иллюстрирующие следующие строки сонета. Музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь "пение птиц". Как чудесно это передано звучанием скрипок!
Учитель:  Следующий эпизод  иллюстрирует слова сонета о бегущих ручьях. И опять рефрен. Следующий эпизод - гремит гром. Вивальди в высшей степени изобретательно изображает это явление природы: раскаты грома переданы грозным стремительным звучанием всего оркестра, играющим в унисон. Грозу сменяет музыка рефрена - неомраченная радость прихода весны. И вновь - в следующем эпизоде - поют птицы.
Учитель: А сейчас мы с вами попадем в летнюю грозу. Третья часть концерта - Престо.
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
Учитель: Как композитор изобразил радость прихода весны?
Дети: (ответы детей)
Учитель: Вот буря разряжается. Почти зримы потоки воды, низвергающиеся с неба. И как вспышки молнии в "Весне" передаются мелодией с характерным рисунком, так и здесь потоки воды устремляются в разных направлениях, изображаемые гаммаобразными пассажами и аккордами, звуки которых исполняются очень быстро один за другим, а не одновременно, устремляющимися вверх и вниз. В середине, когда быстрые пассажи звучат в нижнем регистре, скрипки исполняют ритмическую и мелодическую фигуру. Завершается эта часть (и этот концерт, но еще не весь цикл!) грозным унисоном всего оркестра, оставляя слушателя в некотором замешательстве: что же будет дальше, после этой страшной грозы?..
Учитель: Из третьего концерта «Осень» мы так же прослушаем третью часть - Аллегро.
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.
Учитель:  Что вы думаете теперь? Как композитор изобразил осень?
Дети: (ответы детей)
Учитель: Ребята, третья часть называется "Охота". Музыкальный и поэтический жанр caccia (итал. - качча, "охота") культивировался в Италии еще в XIV - XV веках.
Дети: В вокальных каччах текст описывал сцены охоты, преследования, а музыка изображала скачки, погоню, звучание охотничьих рогов. Эти элементы обнаруживаются и в этой части концерта.
Учитель: В середине охоты музыка изображает "выстрел и лай собак" - так поясняет этот эпизод сам Вивальди.
четвертый концерт «Зима» и его первая часть - Аллегро нон мольто.
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
Учитель: Я хочу, чтобы вы свои впечатления от стихов и музыки выразили в красках.
Теперь мы не только слушаем, читаем, но и рисуем Вивальди!
(Учащиеся слушают концерт, читают стихи, рисуют свои образы).
Учитель: Давайте теперь посмотрим ваши рисунки. Проанализируйте работы своих одноклассников. Смогли вы выразить в красках музыкальные образы?
Дети: Да (учащиеся обсуждают работы одноклассников).
Учитель: Глядя на ваши рисунки можно сказать, что музыка Вивальди доступна для понимания каждого человека, потому что он умел пробудить в слушателе его жизненные ассоциации. «Будь понятным!» - так можно сформировать один из секретов популярности композитора.
Учитель: Остаётся ли музыка Вивальди в памяти?
Дети: Музыка Вивальди остается в памяти, к ней хочется возвращаться вновь и вновь, потому что композитор кроме рецепта «Будь понятным!» открыл ещё один секрет.
Учитель: В музыке существуют «опознавательные знаки», короткие мотивы, которые легко запомнить, пропеть, простучать. Например, мотив «Так судьба стучится в дверь» Бетховена, «Танец маленьких лебедей» Чайковского и т.д. Именно из таких мотивов складываются все мелодии Вивальди в быстрых частях его концертов, и именно маэстро принадлежит честь открытия этого метода, которым впоследствии воспользовались величайшие композиторы, а также широко используют сейчас в современной рок-музыке.

Закрепление материала.
Учитель: Вот и прозвучала музыка. Скажите, вам понравились произведения?
Дети: Ответы детей.
Учитель: Давайте вспомним,  сколько частей в концерте Вивальди? Что нового он внес в форму концерта?
Дети: ответы детей
Учитель: Как вы считаете, может ли эта музыка оставить равнодушной? А какие вы испытывали чувства при прослушивании музыки? Какие картины природы «рождались» у вас при прослушивании?
А сейчас я предлагаю вам небольшую викторину. Постарайтесь дать как можно больше правильных ответов. (Использование карточек – «нот»).
Презентация
Рефлексия урока.
-  Ребята, скажите, материал урока был вам понятен? Интересен? Может, кому то было скучно и совсем неинтересно?
- А как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Ваше настроение как то изменилось?
Домашнее задание.
- Молодцы! На следующий урок я предлагаю вам подготовить небольшие сообщения. А тема этих сообщений будет звучать так:  «Мои впечатления от концертов
А. Вивальди». И мы их обязательно  заслушаем и обсудим.
- Спасибо.