Конспект урока по истории на тему Культура Древней Греции

План-конспект открытого урока в 5 классе Тема: Культура Древней Греции Цели урока: - закрепление знаний в области истории Древней Греции, терминологии - развитие основ логического и аналитического мышления - знакомство с основными достижениями культуры Греции - воспитание познавательного интереса, уважения к предмету Оборудование: мультимедийная презентация, проездные билеты Ход урока 1. Организационный момент Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы с вами совершим путешествие в Древнюю Грецию и познакомимся с достижениями культуры греков, а также повторим уже изученные факты из истории этого государства.
- Греция! Что влечёт туристов в эту горную страну? Её древняя история, её великое искусство.
В поездку мы отправимся на поезде. Но для того, чтобы отправиться в путь нам необходимы разрешение на въезд в Грецию и билеты, а для их получения нам нужно сдать экзамен в Греческом посольстве. Постарайтесь отвечать хорошо, а то билеты могут достаться не всем. 2. Проверка остаточных знаний Билет №1 География 1. На каком полуострове находится Древняя Греция? 2. Из скольких частей она состоит? 3. Назовите их и покажите на карте? 4. Какие моря омывают Древнюю Грецию? Билет №2 ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ ЦИФРЫ И СЛОВА. - Природа разделила Грецию на. . . . . части, (3 ) - Гомер написал . . . . поэмы. (2) - Греческий город государство называется . . . . (полис) - Совет знати в Афинах называется . . . . (ареопаг) - Как называется здание с множеством запутанных ходов? (лабиринт)
- Кто командовал греческим войском и флотом? (стратег) - Илотами в Спарте называли . . . . ? (рабов) Билет №3 Религия Древней Греции Под землей на троне Мрачный он сидит, Души эллинов умерших Он надежно сторожит. Пес его свирепый Цербер Никогда не спит. Бога этого зовут . . . (Аид) Своей наружностью пугает всех невест. От горы его огонь пылает до небес. Троны, щит для героя и много чудес Кует в своей кузнице . . . (Гефест) Белолика и стройна, Из пены родилась она. Полна любви и не сердита Богиня эта . . . (Афродита) На фронте Парфенона Необычная картина: В спор вступила с Посейдоном Богиня мудрости . . . (Афина) 3. Изучение нового материала Культура Древней Греции в период ее расцвета была насыщена красотой. В понимании древних греков красота человека и окружающего его мира заключалась в гармонии и уравновешенности. То есть основным правилом древнегреческого мастера было соблюдение чувства меры, совершенство и пропорциональность форм. От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет, всё в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Архитектура “Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался - осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!” - так сказал один древнегреческий писатель. И хотя это было сказано в шутку, он был прав. Афины действительно были самым прекрасным городом Древней Греции. (Слайд3) Всякий человек, оказавшись здесь, прежде всего, видел Акрополь - скалистый холм с отвесными склонами, возвышавшийся над городом. Его вершину украшала бронзовая статуя Афины. Моряки могли заметить, как блестят на солнце ее позолоченные шлем и наконечник копья. Это было священное для афинян место. Лишь одна дорога вела на Акрополь. Здесь располагалась храмы всех богов, прежде всего богини Афины - покровительницы полиса. Храм (Парфенон) был необычайно богато украшен. Внутри стояла 12-метровая статуя Афины, созданная скульптором Фидием. Богиня была изображена в роскошном шлеме и праздничной нарядной одежде. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежду покрыл золотыми пластинами. Каждому, кто приходил в Парфенон, казалось, что перед ним живая Афина. Другое знаменитое сооружение на Акрополе - небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея - Эрехтейон. Храм стоял на месте, где, по преданию, произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. В споре победила богиня, поэтому она стала покровительницей города. В одном из портиков Эрехтейона вместо обычных колонн были установлены кариатиды – каменные фигуры юных девушек.
На уступе скалы расположился небольшой храм – храм богини победы Ники. Обычно Нику изображали крылатой девушкой. Однако, победив персов, афиняне дерзко пожелали навсегда оставить богиню у себя и не дать ее улететь. Поэтому они воздвигли храм в честь Ники Бескрылой.

До наших дней сооружения Акрополя дошли сильно поврежденными. Но все равно они поражают своей красотой и величием. В отличие от великолепия Акрополя, жилая часть Афин поражала своей простотой. Свои дома греки строили из глины и кирпича и вовсе не заботились об их украшении. Все силы, мастерство и фантазию они обращали на храмы.
Основу этих зданий составляли колонны и лежащие на них перекрытия. Архитекторы тщательно рассчитывали размеры всех частей здания, добиваясь наилучшего соотношения между ними.
Со временем в древнегреческой архитектуре сложилось три стиля, или ордера: дорический и ионический и коринфский. Легче всего увидеть разницу между ними по колоннам.

- Рассмотрите образцы колонн и скажите в чем отличие между этими стилями?

Колонны в постройках дорического стиля постепенно утолщались книзу. Это создает впечатление прочности и мощи. Верхняя часть колонны - простая, без украшений. Такие колонны были в Парфеноне.
Ионический стиль был распространен в греческих городах Малой Азии и на островах. Ионические колонны стройнее и тоньше, иx верхняя часть имеет украшения в виде двух завитков. Прекрасный образец ионического стиля - храм Бескрылой Ники на Афинском Акрополе.
Верхняя часть колонн коринфского ордера отделывалась в виде листов растения акант. Вопросы для учащихся:
1. Определите, в каком стиле выполнены колонны в Парфеноне, в храме Бескрылой Ники?
2. Как называются каменные фигуры юных девушек, установленные вместо обычных колонн в храме Эрехтейона? Древние греки очень любили искусство. Широкой популярностью пользовалась живопись, воплотившаяся в основном в росписи ваз. Керамические изделия покрывались орнаментами и сюжетными рисунками.
- Обратите внимание на рисунок на стр.168.
Ранняя керамика отмечена так называемым чернофигурным стилем.
- Как вы думаете, почему стиль назывался чернофигурным?
Это значит, что вазы покрывались черными фигурами на красном фоне.
Позже появился краснофигурный, или чернолаковый, стиль, когда черным лаком покрывался фон между фигурами, которые на этом фоне выступали, сохраняя тон основного материала обожженной красной глины. (рисунок на стр. 169) Античные вазы не только представляют собой ценнейшие произведения искусства. Сегодня они приобрели еще одно значение.
- Рассмотрите в учебнике рисунки, которые изображались на древнегреческих вазах.
О чем можно узнать по этим рисункам?
Рассматривая древнегреческие вазы, можно получить представления о греческом быте, костюмах людей той эпохи, их занятиях, об особенностях мифологического видения мира.
4. Закрепление материала Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся домой, нас встречают восторженные родные, близкие и друзья. Их интересует вопрос, что же вы увидели и узнали в ходе путешествия. Давайте ответим на этот вопрос.
Самостоятельная работа в печатных тетрадях. Задание №37.
Представьте себе, что вы совершаете прогулку по Древним Афинам.
Лишь одна дорога ведет на холм с крутыми, обрывистыми склонами. Холм называется ________________________.
При входе на холм справа на уступе скалы стоит небольшой храм богини ________.
Обычно ее изображали _____________________ . Желая удержать богиню в своем городе, афиняне воздвигли храм в честь _____________________________________ .

Вершину холма украшает бронзовая статуя _____________ . Статую создал скульптор ____________ . Моряки, подплывая к порту __________ , могли заметить, как блестят на солнце позолоченные __________________________ .
Самым прекрасным творением греческих строителей был храм богини _________ .
Его название ___________________ .
На том месте, где, согласно мифу, спорили между собой Афина и Посейдон, находится храм. В одном из его портиков вместо обычных колонн стоят ______________ .
Оценивание. Взаимопроверка.
Критерии: «5» - без ошибок
«4» - 2-3 ошибки
«3» - 4-5 ошибок
«2» - больше 5 ошибок
Подведение итогов, выставление оценок. 6. Домашнее задание зарисовать колонны различных стилей античной культуры.