Программа Элективного курса Робинзоны всех времен и народов


МБОУ СОШ № 24
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

7 - 11 класс
Программа составлена учителем географии МОУ СОШ № 24 г. Костромы Хапилиной Е. Л.
Кострома – 2010
Пояснительная записка
Цель: Убедить учащихся, что истории одиночек – «робинзонов» представляют большой интерес для науки. Они важны для изучения резервных возможностей организма, для правильной организации и прогнозирования работы людей, которые становятся "отшельниками" по роду профессии. Это полярники, космонавты, охотники на Крайнем Севере, метеорологи, наблюдатели на высокогорных станциях, водители в дальних рейсах.
Основополагающий вопрос: Зачем нужно изучать истории различных «робинзонад», истории путешественников - одиночек, детей - маугли?
Задачи курса:
Обеспечить учащихся достоверной информацией об изучаемых историях и их героях.
Прививать навыки обсуждения проблем, умение аргументировано отстаивать свою позицию.
Способствовать формированию у школьников системы эстетических, нравственных и патриотических ценностей.
Пробудить интерес к жизни, традициям и обычаям народов других стран, желание познакомиться с ними не только заочно, но и через путешествия.
Формировать коммуникативную, социальную компетентность, стремление внести свой вклад в улучшение социально-экономических условий жизни детей в России – самом большом государстве Европы и мира.
Развивать познавательный интерес, расширить кругозор и побудить к созданию собственных творческих работ на контурных картах, в рисунках, в Microsoft Power Point и других цифровых программах.
Общими принципами отбора содержания программы являются:
Актуальность программы проявляется в том, что учащиеся должны понимать, что «робинзоном» можно оказаться среди людей большого города, если тебя окружают равнодушные люди. Положение детей определяется не размерами и богатством страны природными ресурсами, но рядом других объективных и субъективных причин.
научность;
доступность;
наглядность;
обеспечение мотивации;
целостность;
системность содержания вопросов, (обеспечивается логикой развертывания учебного содержания)
8. прослеживание внутрикурсовых и межпредметных связей;
практическая направленность (содержание обеспечивает привитие навыков работы с тематическими картами, с контурными картами, с интернет - ресурсами, навыков создания мультимедийных презентаций)
реалистичность с точки зрения возможностей усвоения основного содержания программы за 9 занятий
инвариантность (Программа применима для различных возрастных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в неё знаний; их отбором)
Предполагаемые результаты изучения курса:
Предлагаемый элективный курс помогает учащимся усвоить основные сведения об истории появлении книги «Приключения Робинзона Крузо», ее авторе, главном герое и его прототипе. Знакомит с «робинзонами» ХХ века: рожденных второй мировой войной, робинзонами по собственному желанию, робинзонами поневоле, с историей Агафии Лыковой из повести М. Пескова «Таежный тупик». Знакомит с людьми, которые смысл своей жизни видят в одиночных путешествиях, и с самым знаменитым российским путешественником-одиночкой Федором Конюховым. Курс выдвигает социальную проблему детей-маугли.
Курс учит работать в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Данный курс помогает школьникам научиться ориентироваться в современном геоинформационном пространстве, побуждает к творческому мышлению, побуждает к созданию собственных творческих работ в виде мультимедийных презентаций в Microsoft Power Point и других цифровых программах (пример – презентация о Маугли, подготовленная ученицей 11 «А» класса МОУ СОШ № 24 Колышко Анастасией)
Данный курс
Способствует расширению кругозора и включает оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.
Содержит высокий воспитательный потенциал, раскрывает множество нравственных и социальных проблем межличностного характера, семейных отношений, способствует самовоспитанию духовных, нравственных качеств личности, её самореализации. Воспитывает силу духа, умение выживать в экстремальных ситуациях, любовь к жизни, трудолюбие.
Реалистичность программы
Выражается в том, что она может быть изучена за 8 – 9 уроков в любой четверти и в любом классе (6 – 11 класс).
Основные виды деятельности учащихся:
Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений, видов познавательной и практической деятельности учащихся:
Слушать и анализировать информацию;
Аргументировать своё мнениё по поводу полученной информации
Работать в группе
Работать с тематическими картами и контурной картой
Работать в Microsoft Power Point, пробуя создание своего варианта презентации.
Работать с источниками информации - проводить поиск информации в источнике, сопоставлять свидетельства разных источников, высказывать суждения об их ценности, выделять факты, доказательства проблем и т.д.;
Анализировать явления, проблемы - раскрывать их характерные признаки; систематизировать, сравнивать, излагать суждения о причинах и следствиях
Организация учебной работы с учащимися:
Организация учебной работы с учащимися выражается в ознакомлении их с тематическими презентациями, в групповой работе при выполнении заданий и обсуждении проблемных вопросов, в выполнении работ на контурных картах и направлена на выполнение самостоятельной, поисковой, творческой работы учащихся.
Содержание программы
Оборудование:
ПК
Мультимедийный проектор
Атласы для 7, 8 классов
Настенная карта мира
Программное обеспечение
Microsoft Office Word
Microsoft Office PowerPoint
Microsoft Office Excel
Подключение к интернет - ресурсам (желательно).
Задания для учащихся
В ходе занятий учащиеся выполняют следующие виды заданий:
Работа с тематическими картами
Работа с контурными картами (их оформление)
Участие в интеллектуальных конкурсах (соревнованиях) между командами
Участие в интеллектуальных дискуссиях, обсуждениях
Поисковые задания при обсуждении той или иной ситуации
Решение проблемных задач
Создание мультимедийных презентаций по итогам своей работы на занятии (дома сомостоятельно)
Публичные выступления (на итогом занятия или на очередном занятии, по усмотрению педагога-руководителя)
Межпредметные связи
Всемирная история, экономика, литература, изобразительное искусство, физическая география, информатика, биология, физиология, социология, педагогика.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятия ТЕМА Кол-во
часов
1-2
3
4
5
6
7
8
9
По следам Робинзона Крузо
Российские полярные робинзоны
Робинзоны по собственному желанию
Робинзоны поневоле
Дети-маугли
Путешественники-одиночки
Федор Конюхов
Итоговое занятие: подведение итогов, вручение «удостоверений» о прохождении курса 2
1
1
1
1
1
1
1
Информационные ресурсы
Г. Скарлато. Занимательная география для детей и взрослых. Киев. «Альтерпрес» 1996
Иллюстрированный атлас мира. – М., 1998
Исмайлова С.Т. Энциклопедия «География» для детей. – Т.3. – М.: Аванта+, 2000
Прохоров А.М. – Энциклопедический словарь. 1995.
Ростоцкая А. М. Энциклопедия «Страны, народы, цивилизации». – М., Аванта+
Энциклопедия для детей. География. – 2-е изд., испр. и доп./гл. ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000
Интернет-ресурсы:
http://www.geografiya.ru
http://www.geographyiq.com/countries/
http://www.krugosvet.ru.
www.svali.ru Туристическая карта
http://www.konyukhov.ru/http://yandex.ru/yandsearch?text
Видео@Mail.Ru:
http://video.yandex.ru/search.xml?text