Урок русского языка в 7 классе «Сочинение в публицистическом стиле»


Конспект урока русского языка в 7 классе
Автор разработки – учитель русского языка и литературы Ольховской ООШ Бочкова Т.В.
Урок развития речи
на тему:
Сочинение в публицистическом стиле «Люби и охраняй природу!»

Цели: углубить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, его языковых средствах;
подготовка к сочинению в публицистическом стиле;
расширить знания по экологии;
воспитывать грамотное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле.

Ход урока
Комментарий


(после оргмомента)
Работа с эпиграфом, определение темы урока
У: - Сегодня урок развития речи. Вы спросите, на какую тему? Попробуйте догадаться, определить, о чём пойдёт речь на уроке, сами. Может. Тему подскажет эпиграф?
(на экране появляется эпиграф)

Наша планета хрупка и ранима,
Все ли мы помним об этом, друзья?
Мир наш беречь просто необходимо
От наших с вами следов бытия.
Что мы потомкам желаем оставить?
Грязные реки? Отравленный лес?
Может, не поздно ещё нам исправить
Действия монстра по кличке Прогресс?

(учащиеся:
- думаю, что мы будем говорить о природе и о человеке
- мне кажется, что обсуждать мы будем проблему «Природа и человек»
- я думаю, что речь пойдёт о том, что человек должен беречь и любить природу)

Работа над темой сочинения, основной мыслью. Особенности публицистического стиля.

У: Верно, ребята. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению в публицистическом стиле. Тема сочинения «Люби и охраняй природу!»
- Давайте вспомним особенности публицистического стиля.
(уч-ся:
- это язык газет, журналов, выступлений)
У: А цель использования публицистического стиля?
(уч-ся:
- цель использования публицистического стиля -воздействовать на слушателя, вызвать его отношение к общественно значимым проблемам.)

У: Ребята, как вы думаете проблема «Природа и человек» является общественно значимой?
(конечно, да)
У: Посмотрите, какие замечательные пейзажи, обитатели нашей природы: птицы, животные Красиво?
Всё это радует глаз человека. Человек любуется красотой лесов, рек, полей, любуется и становится добрее, согласны?

У: Запишите четверостишие поэта Евгения Евтушенко:

Люди!
Берегите эти земли, эти воды,
Каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

- Вам понятно, о каких зверях говорит поэт?
( уч-ся:
Звери внутри природы – это различные обитатели леса, водоёмов, степей
А звери внутри себя – это жестокость, равнодушие, злоба)

У: Ребята, есть ли в этом тексте языковые особенности публицистического стиля?
(уч-ся:
-да. В тексте есть обращение «люди», есть глаголы в повелительном наклонении «берегите», «убивайте», восклицательные предложения, побудительные)

У: Хорошо. Наша с вами задача – написать сочинение в публицистическом стиле: это может быть заметка в школьную газету (представьте себя юными корреспондентами), это может быть небольшая статья о бережном отношении к природе.
Ваша цель – воздействовать на слушателя, читателя. А с помощью каких средств?
Верно, вы их только что назвали в четверостишии Е.Евтушенко: обращения, побудительные предложения, восклицательные предложения.

Работа над текстом. Сравнение текстов разных стилей и типов речи.

Сравните тексты. Определите их стиль и тип речи. Укажите признаки стиля.

Текст 1.
Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется при помощи насекомых.
Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространён в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии.


Текст 2.
В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудный аромат – это цветёт белый, душистый колокольчик – ландыш. Пойдёмте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это всё ландыш!


Текст 3.
Всякое р.стение – живое существо, оно выд.ляет в воздух кислород, задержива.т пыль. Там, где много р.стений, легко дыш.тся. Что за чудный запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми жемчужинками!
Стой мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз, ом.лаживает сердце, душу всех, кто пр.дёт следом за нами. Именно давняя пр.вычка рвать цветы привела к и.чезновению многих видов р.стений. Помни: ландыш, колокольчик, фиалка занес.ны в Красную книгу.

У: Все эти тексты о природе, согласны? А точнее – о ландыше. Попробуем определить стили и типы речи. Обоснуйте своё мнение.

(уч-ся:
Текст 1 – научное описание ландыша. Нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому материалу.
- язык научный, строгий, точный. Есть специальная лексика (термины): семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия.

У: Да, в этом тексте сжато, по-научному изложены сведения о ландыше.
- К какому стилю вы отнесли 2-ой текст?

(уч-ся:
- Это художественное описание ландыша. В тексте много эпитетов: чудный аромат, душистый колокольчик, нежная зелень.
- Это описание яркое, художественное. Автор любуется ландышем, выражает свои эмоции с помощью предложений распространённых, восклицательных)

У: -А в каком стиле, по-вашему, написан 3-ий текст?
(уч-ся:
- в публицистическом. Автор призывает бережно относиться к цветам, не рвать их).

У: Убедил ли вас автор, почему не надо этого делать? Есть в тексте те языковые особенности публицистического стиля, о каких мы говорили?
Воздействует это на слушателя?
Молодцы. Я вижу, что вы хорошо справились с этим заданием, знаете признаки стилей речи.


Собирание языкового материала, составление рабочих материалов к сочинению.

У: Продолжаем работать над темой нашего сочинения. Ребята, вы, наверное, не раз слышали выражение «Земля – наш общий дом». Какое же место в этом доме занимает человек?
- Согласны ли вы с другим выражением: «Человек – царь природы»? Нет? Почему?
(ответы уч-ся)

У: Да, в последнее время всё чаще звучит, что человек всё же не царь природы, а её составная часть. Вам знакомо слово «экология»?
Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.
- В каких же отношениях человек с природой? Приносит ли он пользу или вред окружающему миру?
- Давайте определим, какой вред, ущерб наносит он природе.
- Составим небольшую таблицу для сравнения:

вред польза
-мусор, хлам переработка мусора
-выхлопные газы очистительные системы
-дым заводов, фабрик посадка деревьев
-жидкие отходы цветочные клумбы
-химические удобрения охрана водоёмов,
-высокотоксичные и лесов от браконьерства
радиоактивные вещества заповедники
-браконьерство Красная книга


У: А знаете ли вы?
- Как губительно влияет мусор на почву?
(почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена почти 4-ая часть плодородных почв)

- Сколько мусора приходится на каждого жителя планеты?
(на каждого из 6 млрд жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год! А если этот мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу – образовалась бы гора высотой с Эльбрус! (5642 м)

- Сколько вредных веществ попадает в водоёмы?
(за каждый год во всём мире столько, что можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов)
- А в водах Арктики нашли остатки стирального порошка!

У: Какую же пользу может принести природе каждый из нас? Подумайте и напишите в своих сочинениях.
Когда-то природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает быть или не быть природе.
- Вот группа туристов пришла на отдых. Это, пожалуй, горе-туристы, прислушайтесь к ним.

Горе -туристы:

Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес – рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад!

Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки
Лес большой, он всё вместит!
Лес ведь он – ничей?
- хором: Ничей!


Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!

Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!

Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!

Мы цари! Молчи, природа!
Всё здесь наше – лес и воды!

У: Вот от таких отдыхающих устаёт природа, страдает, гибнет.
- Будут ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыба в чистой воде озёр, рек? От каждого в отдельности это зависит.
- Давайте попробуем защитить наш окружающий мир. Выполним такое задание по вариантам :
Представьте себе группу отдыхающих в лесу (1 вариант) и на берегу реки (2 вариант). Вот они пришли к месту отдыха, а перед ними стенд с правилами «Как вести себя в лесу» (на берегу). Ребята, составьте эти правила с использованием частицы НЕ:

Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?
НЕ НЕ

- Прочитайте составленные правила для отдыхающих групп.
- Сравните с этими правилами (слайд 18)

Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?
НЕ НЕ
-не ломай ветви деревьев - не бросай в воду
и кустарников! использованную посуду!
- не повреждай кору деревьев! - не бей стеклянную
- не рви цветов в лесу и на лугу! посуду на берегу!
- не вытаптывай траву и почву! - не пугай водоплаваю-
-не разводи костёр в лесу! щих птиц!
-не тревожь лесных обитателей! - не загрязняй воду!
-не кричи! Не шуми! - не оставляй на берегу
-не разоряй муравейников! беспорядок!
-не оставляй мусор!

У: Некоторые советы вы можете использовать в своих сочинениях: они будут звучать призывом, побуждением к действию.
Помните, что автор (вы) неравнодушный человек, авторское неравнодушие к проблеме должен почувствовать читатель заметки, статьи.
- Ещё раз прочитаем эпиграф. Соответствовал он теме урока?
- Выпишите некоторые словосочетания или предложения, которые понравились вам, используйте их в своих сочинениях.

У: Теперь, я думаю, вы и сами понимаете, как важно относиться к природе бережно, помнить, что всё зависит от нас, от каждого из нас. Ведь любовь к природе – это любовь к Родине, к своему народу.


Дополнительно:
Если есть время, обратиться к учебнику – упр. 63 (основная мысль, языковые средства, авторское отношение)




















- оформление записи в тетради (дата)
- слайд 1, чтение эпиграфа, слова-подсказки, предположения уч-ся



















- запись на доске и в тетради:
Сочинение
«Люби и охраняй природу!»
- повторение ранее изученного о стиле











Демонстрация слайдов ( 2 – 15), эмоциональное воздействие




Слайд 16 (стихи)


Запись текста, беседа, работа над словом














Повторение особенностей публицистического
стиля




Ещё раз уточняем цель публ. стиля, языковые средства





- раздаточный материал для уч-ся

Выразительное чтение текстов,

наблюдение, анализ особенностей

научного,

художественного,

публицистического стилей































- развитие устной монологической речи уч-ся

- отмечают лексические особенности, синтаксис





















-называют обращения, поб., воскл. предл-я








- создание проблемной ситуации, беседа по проблеме






работа над словом, обращение к толковому словарю



- активизация деятельности уч-ся, сопоставление «вред – польза» (самостоятельная работа в тетради)





- читают свои записи
- слайд 17- сравнивают с содержанием слайда 17, делают дополнения

- информация для уч-ся























- группа горе-туристов (читают стихи, обыгрывают действия)

































- развитие письменной речи (самостоятельная работа по вариантам: составление правил для отдыхающих)







- читают правила

- сравнение с слайдом 18


- возвращение к эпиграфу




- подведение итогов

слайды19, 20