Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой.


Рабочая программа
факультативного курса «Мой край родной»
для учащихся 6-7 классов
Автор-составитель:
учитель истории
Смирнов ВВ.
Пояснительная записка
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.
Разрабатывая программу, я исходил из того, что отстоять и приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, литературы, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.
Программа состоит из трех блоков и предназначена для детей 7 класса.
Главные проблемы:
это повышение занятости детей в свободное время;
привлечение детей к познанию культурных ценностей родного края.
Цель:
воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного города;
развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
углубленное изучение истории родного края;
ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.
Развивающие:
обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.
Воспитывающие:
воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.
Ожидаемый результат:
учащиеся должны знать и уважать народные традиции;
знать исторические события и памятники;
должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.
К концу учебного года
Знать:
историю своего края,
знаменитых и интересных людей;
Уметь:
работать с литературой, источниками информации;
активно участвовать в работе по краеведению;
Календарно-тематический план
/1 час в неделю/

п/пНазвание
темы Общее кол-во часов Дата
теория практ. часы Форма
учебн.
занят. Форма
контр. 1
Блок Мой край родной 1. Введение 1 1 лекция 2. Ярославская земля в древности
2 2 Беседа-лекция 3. Легенды об Угличском крае 1 1 Беседа,
Урок-игра опрос 4. Быт народов Угличского-обычаи, традиции 1 1 1 дискуссия Ответы на вопросы -экскурсия в музей Городского быта 1 1 1 экскурсия участие -искусство, праздники 1 1 1 Выставка-беседа Участие на выставках 5. Образование в регионе города 1 1 лекция К юбилею СОШ №4 1 1 1 Работа музейн. материал анализ 6. Наш город в годы войны Приглашение
Сотрудника музея В годы ВОВ 1 1 1 встречи 7. Экономика региона 1 1 1 Беседа, викторина анкетирование №
п/пНазвание
темы Общее кол-во часов Дата
теория практ. часы Форма
учебн.
занят. Форма
контр. ПБлок Как прекрасен этот мир 1. Экскурсии В родной край (осень) 1 1 экскурсия Наблюдение, мини-сочинение В природу (весна) 1 1 экскурсия Мини-сочинение В природу (зима) 1 1 экскурсия фотографирование 2. Посещение музеев: Под Благодатном Покровом 1 1 экскурсибеседа 1 1 экскурсибеседа 3. Летопись боевой и трудовой славы Встреча с ветеранами труда 1 1 Пригласить в класс Наблюдение, участие встречи с ветеранами войны 1 1 1 вечер Ответы на вопросы обзор литератур 1 1 выставка Подготовка выставки 4. Шефство над памятной доской В.М.Голубеваочистка, посадка цветов, возложение цветов 2 2 Участие, шефство №
п/пНазвание
темы Общее кол-во часов Дата
теория практ. часы Форма
учебн.
занят. Форма
контр. Ш Блок Родина моя - Углич 1. История возникновения моего города 1 1 1 беседа-
лекция творческая работа «Моё географическое открытие» Знаменитые люди города 2 2 Экскурсия в ДК «Почетные люди Углича» Заповедные места района ( Музеи) 1
1
Умельцы моего города 1 1 встречи Моя малая Родина 1 1 1 урок-игра ответы на вопросы Демографическая ситуация Углича 1 1 1 анализ Составление и решение кроссвордов, ребусов, 1
1
заним.
урок
Викторины КВН 1 1 Урок-игра ответы на вопросы 2. Круглый стол 1 1 беседа анкетирование Итого 34 часа
Содержание программы 1 Блок «Мой край родной»
Введение – 1 ч.
- ознакомление с планом работы курса;
- инструктаж;
- знакомство с членами курса;
- выбор старосты;
- Игра «Оригинальное знакомство».
Угличский край в древности – 2 ч.
- каменный период;
- орудия эпохи раннего и среднего полеолита;
- заселение территории людьми;
- медно-бронзовый период;
- орудия труда и оружия бронзового века;
- железный период.
Легенды о нашем крае – 1 ч.
- легенды и мифологические рассказы о петуховых камнях;
- топонимика.
Быт народов края – 3 ч.
- ознакомление народными праздниками и обрядами;
Образование в крае – 4 ч.
- цифры и факты;
- заслуженные учителя района, села;
- развитие спорта в районе;
- ознакомление с историей родной школы;
Наш край в годы войны – 2 ч.
- угличане в трудный час для страны;
- район к фронту;
- угличане на фронтах Отечественной войны;
- встречи с ветеранами войны и тыла;
- обзор литературы о наших земляках.
Экономика региона – 1 ч.
- численность и структура населения;
- промышленность;
- сельское хозяйство;
- строительство и транспорт, сфера обслуживания (медицина, культура)
П Блок «Как прекрасен этот мир»
Экскурсии – 3 ч.
- наблюдение за сезонными изменениями в природе;
- мониторинг состояния водных объектов;
- фотографирование;
- расчистка участка.
Посещение музеев – 2 ч.
- Легенды Углича;
- Музей городского быта;
Летопись боевой и трудовой славы края – 3 ч.
- экскурсия к мемориальной доске В.М.Голубева;
- встреча с ветеранами войны и тыла;
- вечер «Ради жизни на земле».
Шефство над мемориальной доской – 2 ч.
- очистка территории;
- посадка цветов;
- возложение цветов.
Ш Блок «Родина моя - Углич»
История возникновения моего города – 1 ч.
- земля, где я родился;
- летопись исторических событий;
- топонимика о местных названиях;.Знаменитые люди города и моего города – 2 ч.
- герои войны и труда;
- деятели культуры и искусства;
Заповедные места города - 1 ч.
Умельцы моего города – 1 ч.
Демографическая ситуация города – 1 ч.
Моя земля – 1 ч.
- Игра «Что? Где? Когда?»,
- Викторина.
Составление и решение кроссвордов 1 ч.
Викторины, КВН – 1 ч.
Круглый стол – 1 ч.
- анкетирование о работе курса;
-пожелания, благодарственные письма активным членам курса.
Список литературы: