Учусь слушать. Мы слушаем – нас слушают. Что такое уметь слушать.

Тема: Учусь слушать. Мы слушаем – нас слушают. Что такое уметь слушать.
Цели: Уточнение значения слов, называющих разные виды слушания, показы-
ваем, что в слушании принимают участие двое – адресат и адресант, зна-
комство с ролью мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе
слушания, развитие речи учащихся, воспитание чувства уважения к ок –
ружающим людям;
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Постановка целей и задач урока
III. Организация восприятия и осмысления новой информации:
1) работа по учебнику
работа по вопросам и заданиям
2Наверное, некоторые из вас когда – либо слышали замечание в свой адрес типа «Ты не слушаешь меня», «Ты не умеешь слушать как следует», хотя вы считали, что слушали. Давайте выясним, что же это такое – уметь слушать.
Начнём с того, что прочитаем ряд глаголов ( слов ), значение которых связано со слушанием. Может быть, они помогут нам понять, что это такое – уметь слушать?
Учащимся надо пояснить, уточнить значение глаголов. Дополнить ряд глаголов ( вслушаться, недослушать).
- Какие слова, по- вашему, показывают, что слушатель внимателен, понимает говорящего? ( слушал, выслушал, услышал, заслушался )
Вывод: Слышать – обладать слухом, воспринимать речь. Слушать –
стараться вслушаться в то, что говорят, понять говорящего.
Ответы на вопросы после упражнения.
Характер слушания зависит от цели общения, от того, кто является участ-
ником общения. Именно поэтому в одних случаях слушают внимательно, с ин-
тересом, доброжелательно, в других – невнимательно, небрежно, не стараясь понять, вслушаться.
Предлагается подумать над возможными целями слушания;
Дополнить предложенный ряд словами запомнить, повеселиться или порадоваться, убедиться в чём – то, понять требования или просьбу и т. д.
Учащиеся рассматривают рисунки, определяют по позам, жестам, мимике, где адресат и адресант, делают выводы о том, какова цель слушающего в каждой из ситуаций.
- Как вы определили, кто на рисунках слушает, а кто говорит?
Действительно, по мимике, по жестам, позе всегда можно увидеть, кто говорит, а кто слушает. Это как бы определённые сигналы, которые показыва –
ют, что люди хотят ( не хотят ) общаться.
. Прочитаем отрывок из сказки о волшебнике Изумрудного города и посмотрим, как один из героев сказки, Страшила, показывает, что он хочет на –
чать разговор с Элли.
- Как вы думаете, как Элли могла показать, что она не против общения, что она готова выслушать смешное соломенное чучело? ( она может улыбнуть-
ся, посмотреть на собеседника, поощрить его какими – то словами, кивнуть головой, подмигнуть и т. д. )
Прочитаем в учебнике, как собеседник может показать собеседнику, что он его слушает.
Определить сигналы, подсказывающие, кто и как слушает, кто хороший слушатель, а кто нет.
Обратить внимание учащихся не только на разнообразие сигналов, показывающих богатство чувств слушателей, но и на вежливость или невежли-
вость реакции слушателей.
IV. Домашнее задание:
Подготовить небольшое интересное сообщение на любую тему.

V. Итог урока
15