«Природа и человек» (по произведениям В. П. Астафьева «Царь-рыба» и Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»)


МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Урок литературы
11 класс
Тема: «Природа и человек» (по произведениямВ. П. Астафьева «Царь-рыба» и Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»)
Учитель русского языка Семыкина Вера Николаевна
2016 г.
Эпиграф
Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение.
Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
Эрнест Хемингуэй
Я не знаю другого смысла и другого счастья,
чем писать для простых, но истинных тружеников нашей земли...
Ради них мечтаешь написать так, как никто еще до тебя не писал,
чтобы душа читателя таяла, и был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть, сопричастный всему великому и живому.
Виктор Астафьев
Реализуемые технологии: исследовательский проект
Возраст участников: 10- 11 классы
Длительность выполнения проекта: 2-3 недели, внеурочная деятельность
Проблема: воздействие человека на природу, проблема нравственного выбора и духовного оскудения
Предмет: литература
Данное исследование является актуальным, так как сопряжение произведений этих писателей дает представление о нравственных ценностях народа. Воплощение современника, размышления о нем В П. Астафьева и Э. Хемингуэя теснейшим образом связаны с решением вопроса о воздействии на природу человека, о его духовной пустоте.
Новизна исследования в том, что соотнесена проза В.П. Астафьева и американского писателя Эрнеста Хемингуэя.
Образовательные, развивающие, воспитательные цели и задачи:
углубить имеющиеся у обучающихся основные знания из курса литературы;
развивать у обучающихся навыки анализа эпизода, сопоставления с другими произведениями;
вовлечь обучающихся в различные виды деятельности;
научить самостоятельному приобретению новых знаний;
помочь обучающимся в постановке и формулировке темы своего доклада (исследования), личностной мотивации выбора;
организовать деятельность обучающихся как индивидуальную, так и групповую;
формировать интерес к литературе;
развивать навыки мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
развивать навыки самоанализа и рефлексии.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебная и учебно-методическая литература, дополнительная литература, аудио и видео материалы, компьютер с доступом в Интернет
Межпредметные связи: история, искусство, биология, география, информатика
Конечный продукт: исследовательские работы обучающихся по проблеме в форме докладов, создание синквейна, обобщенная презентация.
Проектная деятельность обучающихся способствует истинному обучению, так как она:
Личностно ориентирована.
Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения.
Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах.
Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела.
Приносит удовлетворение школьникам, видящим продукт собственного труда.
Исследовательская работа группы №1
Тема: «Сохранение личности» по произведению В. П. Астафьева «Царь-рыба»
Примерные направления работы обучающихся:
1. Страницы из жизни В. П. Астафьева.
2. Произведения В. П. Астафьева .
3. « Слабый голос совести» по повести В. П. Астафьева «Царь-рыба».
Создание презентации (по материалам биографии).
Исследовательская работа группы №2.
Тема: Человек-царь природы или ее часть.
Примерные направления работы обучающихся:
1. Эрнест Хемингуэй. Рассказ «Старик и море».
2. Человек и природа в произведениях В. П. Астафьева и Э. Хемингуэя.
3. «Поединок с судьбой». Сходство и отличие двух поединков.
(В. П. Астафьев. Повесть «Царь-рыба». Эрнест Хемингуэй. Рассказ «Старик и море»).Создание презентации, анкетирование
Результат, выводы проведенного исследования:
Проблемы, поднятые Астафьевым и Хемингуэем в середине прошлого века по-прежнему актуальны. Мы делим их на два блока: экологические и нравственные проблемы. В чем решение? Судя по всему, экологические проблемы вытекают из нравственных.
У В. Астафьева в «Царь-рыбе» грабеж природы - это не только истребление зверя и птицы, это огромнейшее зло для самого человека. У Э. Хемингуэя природа- кормилица, средство к существованию, а не к истреблению.
В обоих произведениях герои верят в свою силу: у Хемингуэя герой повторяет: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить», а в «Царь-рыбе»: «Попадается она раз в жизни, а-а, была не была!».
«В основе повести - глубокое чувство грехопадения: человек виновен, человек портит подаренный ему мир. Человек - сирота на этой земле. Спасают человека чувство вины и чувство братства…» (Нива Ж. Указ .соч. – С.138-141)
Осуществление данного учебного проекта позволило обучающимся развить свои навыки работы не только с дополнительной литературой, критическими, научными статьями, но и с компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет, а также коммуникативные способности обучающихся.
Участие в осуществлении проекта позволит углубить знания по литературе в различных областях, а также закрепить знания по указанной теме. Следует отметить, что полученные в ходе осуществления проекта знания извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности школьника. Это способствует их глубокому усвоению.
Критерии оценки учебного проекта
Оценка работы по подготовке проекта Оценка результата проекта Оценка презентации проекта
обоснованность выбора темы практическая направленность проекта (наличие результата) соответствие представленного материала проблеме проекта
полнота раскрытия темы, самостоятельность, завершенность деятельности по проекту качество отчета:
эстетичность оформления,
структурированность информации,
соответствие стандартным требованиям качество подачи материала (полнота раскрытия темы, самостоятельность, аргументированность)
структурированность информации анализ проделанной работы, наличие независимой рецензии степень осмысленности владения информационными технологиями (соответствие выбранных технологий поставленным задачам по проекту, дизайну, форме подачи материала)
новизна в раскрытии темы уровень владения проблемой, темой (ответы на вопросы)
степень актуальности степень доступности восприятия материала аудиторией
ссылки на источники информации (цитируемость используемой литературы), Интернет-ресурсы ссылки на источники информации, Интернет-ресурсы, Интернет-ресурсы
Исследовательская работа, синквейн, (фото-, видеоотчеты, письменный анализ полученной информации) соблюдение регламента
Организационно-методические условия проектирования
1-ЭТАП ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ
1. Установочное занятие: цели и задачи проектной деятельности, проектная тематика и жанры будущих проектов, мотивирование учащихся на проектную деятельность.
2. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и пр.).
3. Проведение консультаций по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов.
4. Формирование проектных групп, оформление заявок на осуществление проекта, распределение задач (обязанностей) между членами группы.
5. Обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации.
6. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы. Установление процедур и критериев оценки проектов.
Результат : Обоснование необходимости проектирования, создание условий
информационно- материального ресурсного обеспечения.
2- ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром проекта, подбор иллюстраций.
2. Организационно-консультационное занятие: промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проектов.
3. Индивидуальные и групповые консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления. Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта.
4. Регулярные консультации по содержанию учебных проектов, помощь в систематизации и обобщении материалов, формулирование выводов.
Результат Создание плана (программы) работы над проектом, включая сроки, ответственных, форму представления результата.
3- ЭТАП ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Оформление результатов проектной деятельности.
2. Репетиционно-консультационное занятие: предзащита проекта.
3. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
4. Формирование групп оппонентов, рецензентов и «внешних» экспертов.
4 ЭТАП ПРЕЗЕНТАЦИЯ
1. Публичная защита проектов.
2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Результат Презентация проектов.
3. Распоряжение по результатам проектной деятельности (благодарности участникам, назначение ответственных за обобщение материалов).
4. Обобщение материалов. Оформление отчетов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов.
Результат. Рефлексия выполненной работы.
Литература
1. Бодрова Н. Заветная книга // Литература в школе.– 2000.– N 3.
2. Вуколов Л. И. Поговорим об истинных ценностях: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
3. Высоцкая В. Человек и природа. Повествование в рассказах
Виктора Астафьева «Царь-рыба»./Литература, 2001, № 24.
4. Гончаров П.А. Высший сан на земле – называться человеком./Литература в школе, 2003.
5. Романова Г.И. Сказка и быль в «Царь-рыбе» В.П. Астафьева./Русская словесность, 2002, №5.
6. Стрелкова И.И. В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин в жизни и творчестве. Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. М.: Русское слово,2008.
7. Царь-рыба: Повествование в рассказах. – М.: “Советский писатель”, 1980 г.
8.Чалмаев В.А. Исповедальное слово Виктора Астафьева. /Литература в школе, 2005, №4.
9.Яновский Н. Виктор Астафьев. Очерк творчества. М.,“Советский писатель”, 1982 .
10. http://ido.tsu.ru/other_res/hischool/sovrlit/gl4.htm.
11. http://ru.wikipedia.org/wiki/Астафьев В.П.
Приложение
Старик Игнатьич– Рыба – она тоже мне друг, – сказал он. – Я никогда не видел такой рыбы и не слышал, что такие бывают. Но я должен ее убить. Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!“Может быть, грешно было убивать рыбу. Хоть я и убил ее для того, чтобы не умереть с голоду и накормить еще уйму людей.”«Не всем умом, какой-то его частью, скорее опытом он дошел -- одному не совладать с этаким чудищей…Делить осетра? Рубить на две, а то и на три части -- с братцем механик увяжется, этакий, на бросового человечишку Дамку похожий обормот. В осетре икры ведра два, если не больше.Икру тоже на троих?!
«…рыба вышла из воды. Она все выходила и выходила, и казалось, ей не будет конца, а вода потоками скатывалась с ее боков. Вся она горела на солнце, голова и спина у нее были темно-фиолетовые, а полосы на боках казались при ярком свете очень широкими и нежно-сиреневыми. Вместо носа у нее был меч, длинный, как бейсбольная клюшка, и острый на конце, как рапира. Она поднялась из воды во весь рост, а потом снова опустилась, бесшумно, как пловец, и едва ушел в глубину ее огромный хвост, похожий на лезвие серпа… Рыба приближалась, делая свой круг, такая спокойная и красивая, чуть шевеля огромным хвостом…» «Но что она может вспоминать, эта холодная водяная тварь? Шевелит вон
щупальцами-червячками, прилипшими к лягушечьей жидкой коже, за усами
беззубое отверстие, то сжимающееся в плотно западающую щель, то отрыгивающее
воду в трубку, рот похож на что-то срамное, непотребное. Чего у нее еще
было, кроме стремления кормиться, копаясь в илистом дне, выбирая из хлама
козявок?! Нагуливала она икру и раз в году терлась о самца или о песчаныеводяные дюны? Что еще было у нее? Что? Почему же он раньше-то не замечал,
какая это отвратная рыба на вид! Отвратно и нежное бабье мясо ее, сплошь впрослойках свечного, желтого жира, едва скрепленное хрящами, засунутое в
мешок кожи; ряды панцирей в придачу, и нос, какого ни у одной рыбы нет, и
эти усы-червяки, и глазки, плавающие в желтушном жиру, требуха, набитая
грязью черной икры, какой тоже нет у других рыб, -- все-все отвратно,
тошнотно, похабно!»
Ее судьба была оставаться в темной глубине океана, вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти ее там, куда не проникал ни один человек.» "Ты родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы быть рыбой. . "Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!" --молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу -- оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе -- от какого-то, еще не постигнутого
умом, освобождения.
В бога я не верую, – сказал он. – Но я прочту десять раз «Отче наш» и столько же раз «Богородицу», чтобы поймать эту рыбу.
Старик стал читать молитву. «Богородицу» повторять легче, чем «Отче наш», – думал он.
– Богородица дева, радуйся, благодатная Мария, господь с тобою. Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего, яко спаса родила если души наших. Аминь. – Потом он добавил: – Пресвятая богородица, помолись, чтобы рыба умерла. Хотя она и очень замечательная. Ни на одну женщину он не поднял руку, ни одной никогда больше не сделал малой пакости, надеясь безблудьем избыть вину, отмолить прощение. Но не зря сказывается: женщина -- тварь божья, за нее и суд, и кара особые. Вот и прими заслуженную кару, и коли ты хотел когда-то доказать, что есть мужик -- им останься! Не раскисай, молитвов своедельных не сочиняй, притворством себя и людей не обманывай! Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода! Значит, всякому свое, а Богу - богово! Освободи от себя и от вечной вины женщину, прими перед этим все муки сполна, за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости.
Синквейн МИР.
НЕПОСТИЖИМЫЙ, НЕЗАВИСИМЫЙ.
ИЩЕТ, ПРОСИТ, БУНТУЕТ.
ЧЕЛОВЕК! ПОМНИ СВОЙ ДОЛГ.
РАЗУМ.