РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ» для 8 класса по учебнику Геометрия — учебник для 7-9 классов. Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.М, Просвеще-ние.2012 г.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 8»
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
математики и информатики
протокол № 1
от «______________» 2015 г.
председатель МО
_________________________ «Согласовано»
зам. директора по УР
__________О.В.Райш
«____________»2015 г. «Утверждаю»
директор МБОУ «СШ №8»
___________Н.В.Купавцева«_________________» 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ГЕОМЕТРИЯ»
для 8Акласса
(Общеобразовательный уровень)
Составитель: Аюпова Л.Б.,
учитель математики и информатики
I квалификационная категория
Утверждена педагогическим советом
протокол № 1от______________2015г.
2015-2016 учебный год
г. Нижневартовск
1. ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПоГЕОМЕТРИИ класс8А
Разработчик программы Аюпова Л.Б., учитель математики первой категории
Исполнитель программы Аюпова Л.Б., учитель математики первой категории
Нормативно-правовые основы разработки программы Закон РФ «Об образовании» от 29. 12.2012 №273-ФЗ
Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. №196
Стратегия развития образования ХМАО – ЮГРЫ до 2020г.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 02 2011 года № 1089.
Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 уч.г.
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Федеральный перечень учебников
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Устав школы
Основные учебники для составления рабочей программы учителя Геометрия - учебник для 7-9 классов. Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.М, Просвещение.2009 г.
Научно–методические основы разработки программы Геометрия. Сборник рабочих программ.7-9 классы: пособие для общеобразовательных учреждений/составитель Т.А.Бурмистрова.- М.: Просвещение,2011.-95с.
Поурочные разработки по геометрии - 8 класс. М., «Учитель», 2011 г.,Н.Ф.Гаврилова.
Поурочные разработки по геометрии - 8класс.Волгоград, ««Вако», 2010 г.,Т.Л.Афанасьева.
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактический материал по геометрии для 8 класса. М.: «Просвещение», 2011 г.
Контрольные работы, тесты и диктанты по геометрии. 8 класс. М., Дрофа, 2010 г. Методическое пособие.
Тесты по геометрии. 8 класс. Учебно-методическое пособие.А.В.Фарков, М., «Экзамен», 2011 г.
Задачи на готовых чертежах по геометрии для 7-9 классов, Э.Н.Балаян, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011 г.
Цели и задачи программы Основными задачами рабочей программы являются:
введение терминологии и отработка умения ее грамотно использовать;
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
совершенствование навыков решения задач на доказательство;
отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках и окружности.
обеспечение выполнения учителем государственных образовательных стандартов;
выполнение учебного плана по предмету.
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Ожидаемые результаты В результате освоения программы ученик должензнать:
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
формулировки основных теорем и их следствий;
уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Срок действия программы 2015 – 2016 учебный год
Структура программы Паспорт программы
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Учебно-методическое обеспечение
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Содержание учебного предмета, курса.
Прохождение программного материала по четвертям
Характеристика класса
Календарно-тематическое планирование
Таблица проведения бинарных (интегрированных) уроков
Порядок мониторинга Принятый в образовательном учреждении порядок внутреннего мониторинга хода и результатов реализации программы:
стартовый (исходный) контроль;
промежуточный контроль при изучении темы или по её завершению;
административный контроль;
контроль по завершении четверти;
итоговый контроль.
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов «Геометрия. Сборник рабочих программ.7-9 классы»: пособие для общеобразовательных учреждений/составитель Т.А.Бурмистрова.- М.: Просвещение,2011.-95с.
Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделения этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Цели обучения геометрии в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Основными задачами рабочей программы являются:
введение терминологии и отработка умения ее грамотно использовать;
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
совершенствование навыков решения задач на доказательство;
отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках и окружности.
обеспечение выполнения учителем государственных образовательных стандартов;
выполнение учебного плана по предмету.
Одной из основных задач изучения геометрии является развитие логического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, физики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. Они являются и целью, и средством обучения и математического развития учащихся. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки способствует разгрузке школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ-компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умениях, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами; развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
4. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю, что составляет 70 часов за учебный год. Из них контрольных работ 6 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Четырехугольники» - 1 час, «Площадь» - 1 час, «Подобие треугольников» - 2 часа, «Окружность» - 1 час и 1 час отведен на итоговую контрольную работу.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний обучающихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.Количество часов по темам соответствует сложности тем.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.
5. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
6.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Оценкаметапредметныхрезультатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, какрешение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг форсированности основных учебных умений.
Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются и учитываются при определении итоговой оценки.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
самоопределение-сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслообразование- поиск и установление личностного смысла (т.е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации- учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Геометрия - учебник для 7-9 классов. Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.М, Просвещение.2009 г.
Геометрия. Сборник рабочих программ.7-9 классы: пособие для общеобразовательных учреждений/составитель Т.А.Бурмистрова.- М.: Просвещение,2011.-95с.
Поурочные разработки по геометрии - 8 класс. М., «Учитель», 2011 г., Н.Ф.Гаврилова.
Поурочные разработки по геометрии - 8 класс. Волгоград, ««Вако», 2010 г., Т.Л.Афанасьева.
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактический материал по геометрии для 8 класса. М.: «Просвещение», 2011 г.
Контрольные работы, тесты и диктанты по геометрии. 8 класс. М., Дрофа, 2010 г. Методическое пособие.
Тесты по геометрии. 8 класс. Учебно-методическое пособие. А.В.Фарков, М., «Экзамен», 2011 г.
Задачи на готовых чертежах по геометрии для 7-9 классов, Э.Н.Балаян, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011 г.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
База данных цифровых образовательных ресурсов и учебных материалов пользователей.
Тестирование on-line: 5-11 классы, http://www.kokch.kts.ru/cdo8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оснащение процесса обучения математике обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим оборудованием. В кабинете имеются следующие ТСО:
1.Монитор
2.Процессор
3.Интерактивная доска
4.Мультимедийный проектор
5.Принтер.
6. Документ-камера.
9.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯВ результате освоения программы ученик должен знать:
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
формулировки основных теорем и их следствий;
уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
10. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Повторение курса геометрии 7 класса (2 ч.)
Четырехугольники (14 часов).
В результате изучения данной главы учащиеся должнызнать:
определения рассматриваемых четырехугольников;
формулировки и доказательства теорем, выражающих признаки и свойства этих четырехугольников;
определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;
уметь:
распознавать на рисунке и по определению четырехугольники;
применять признаки в решении задач;
строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
Площадь (14 часов).
В результате изучения данной главы учащиеся должны знать:
основные свойства площади;
формулы площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;
формулировки теоремы Пифагора и обратной к ней теоремы;
уметь применять их в решении задач.
Подобные треугольники (20 часов).
В результате изучения данной главы учащиеся должнызнать:
определение пропорциональных отрезков;
определениеподобных треугольников;
формулировки и доказательства теорем, выражающих признаки и свойства подобных треугольников;
определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
уметь:
воспроизводить доказательства признаков подобия треугольников;
доказывать основное тригонометрическое тождество;
применять их в решении задач.
Окружность (16 часов).
В результате изучения данной главы учащиеся должнызнать:
случаи расположения прямой и окружности;
определение, свойство и признак касательной;
определения центрального, вписанного углов;
формулировку теоремы о вписанном угле и следствия из нее;
определения вписанной и описанной окружности;
формулировкутеоремы о свойствах окружностей.
уметь доказывать и применять их в решении задач.
Повторение курса геометрии 8 класса (4 часа).
11. Прохождение основной и практической части программы.
Количество часов в неделю:2 часа
Количество часов в год:70 часов
Часов по учебному плану Контрольных работ
1 четверть 18 часов 1
2 четверть 14 часов 1
3 четверть 20 часов 2
4 четверть 18 часов 2
За год 70 часов 6
12.Характеристика класса
8а класс
При составлении календарно-тематического планирования учитывалась психолого-педагогическая характеристика класса. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.
В 8А классе обучается 23 человека, из них 10 девочек, 13 мальчиков. Высокой мотивацией обладают 2 обучающихся, что составляет 8,6%. В числе обучающихся с высокой мотивацией: Савинова Елизавета, Хубиева Карина. С данной группой обучающихся предполагается выполнение заданий повышенной сложности, организация учебно-исследовательной деятельности, привлечение их к участию в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Средней мотивацией обладают 8 обучающихся данного класса, что составляет 35%. К этой группе относятся: Хаматнуров Руслан, Даминов Марат, Никонов Семен, Антропенко Татьяна, Подоляк Ирина, Гризунов Алексей, Зяблицева Валерия, Мухин Кирилл. Соответственно:
- для учащихся со средним уровнем развития запланированы задания репродуктивного характера, отличающие разнообразные виды деятельности: выполнение задания по образцу, работа с индивидуальными карточками и тестами среднего уровня сложности материала, с тестом учебника (выделение главного, написание плана-конспекта).
Очень низкая мотивация к учению у 5-х человек, что составляет 20%. Это: Гаврилова Мария, Аетбаев Алмаз, Нюняйкин Вадим, Боровиков Михаил, Буканова Елена. С учащимися данной группы предполагается дополнительная индивидуальная работа.Для учащихся с низким уровнем рекомендуются задания на составление опорных схем, конспектов; поиск ответов на вопросы и выделение главного из текста; работа с рисунками. Для проверки изученного материала, закрепления новой темы применяется фронтальный опрос, работа в парах, математические диктанты, викторины.
13. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ 8А класс общеобразовательный профиль № п/пТема урока Тип урока Дидактическая модель обучения Оборудование урока Кол-во часов Цели и задачи урока Формирующие УУД Домашнее задание Вид контроля Дата проведения
план факт
I Ч Е Т В Е Р Т Ь (9 недель, 18 ч.) Повторение (2 ч.) 1 Повторение. Признаки параллельности прямых. Повторение и обобщение опытно-практическая Презентация "Задачи по готовым чертежам" 1 Повторить признаки параллельности прямых, виды углов. Совершенствовать навыки решения задач. Оценивать правильность выполнения действий, строить речевое высказывание, контролировать действия. Задачи по готовым чертежам. фронтальный опрос 4.09  
2 Повторение. Признаки равенства треугольников. Повторение и обобщение опытно-практическая Презентация "Задачи по готовым чертежам" 1 Повторить признаки равенства треугольников. Совершенствовать навыки решения задач. Оценивать правильность выполнения действий, строить речевое высказывание, контролировать действия. Задачи по готовым чертежам. фронтальный опрос 6.09  
        Итого тема: 2          
Четырехугольники (14 ч.) 3 Многоугольники. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Динамические слайды 1 Ввести понятия многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник; вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника; научить решать задачи. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения, использовать поиск необходимой информации для выполнения заданий. п.39-41, в.1-5, № 364,365 фронтальный опрос 11.09  
4 Многоугольники. Закрепление изученногоопытно-практическая Динамические слайды 1 Закрепить знание основных понятий темы, отработать умение решать задачи. Оценивать правильность выполнения действий, проводить анализ, сравынение по заданным критериям. п.39-41, в.1-5, № 369,370 взаимопроверка в парах, трениров. упр. 13.09  
5 Параллелограмм Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Презентация 1 Ввести определение параллелограмма, сформулировать свойства параллелограмма и доказать их, научить решать задачи. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, проводить анализ, сравнение и классификацию по заданным критериям, договариваться и приходить к общему решению. п.42, в.6-8, №371, 372 трениров. упр. 18.09  
6 Признаки параллелограмма Изучение нового материала опытно-практическая Динамические слайды 1 Рассмотреть признаки параллелограмма с доказательствами, научить решать задачи. п.43, в.6-9, №373, 383 проблемные задания, фронтальный опрос 20.09  
7 Решение задач по теме "Параллелограмм". Закрепление изученногопоисковая   1 Закрепить знания о свойствах и признаках параллелограмма при решении задач. Планировать и контролировать способ решения задач п.42-43, в.6-9, №375, 380 проблемные задания, фронтальный опрос 25.09  
8 Трапеция. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Презентация 1 Ввести понятие трапеция и ее элементов, равнобедренной и прямоугольной трапеции, ввести свойства равнобедренной трапеции с доказательствами, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, контролировать действия п.44, в.10-11, №386, 389 фронтальный опрос, раздаточный материал 27.09  
9 Теорема Фалеса. Комбинированный опытно-практическая Динамические слайды 1 Сформулировать теорему Фалеса с доказательством, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, контролировать действия п.44, в.10-11, №388, 391 трениров. упр. 2.10  
10 Задачи на построение. Комбинированный опытно-практическая Динамические слайды 1 Совершенствовать навыки решения задач на построение. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.44, в.10-11, №394. трениров. упр. 4.10  
11 Прямоугольник. Исследовательская опытно-практическая Динамические слайды 1 Ввести понятие прямоугольника и его свойства с доказательствами, научить решать задачи. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. п.45, в.12-13, №399, 401 фронтальный опрос, раздаточный материал 9.10  
12 Ромб. Квадрат. Комбинированный опытно-практическая Презентация 1 Ввести определения, свойства и признаки ромба и квадрата, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.46, в.14-15, №405, 409 проблемные задания, фронтальный опрос 11.10  
13 Решение задач по теме "Прямоугольник. Ромб. Квадрат". Поисковый Исследовательская Динамические слайды 1 Отработать и закрепить умение решать задачи. Различать способ и результат действия. п.45-46, в.14-15, №411 проблемные задания, фронтальный опрос 16.10  
14 Осевая и центральная симметрия. Изучение нового материала опытно-практическая Динамические слайды 1 Ввести понятия осевая и центральная симметрия, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.47, в.16-20, 413, 415 проблемные задания, фронтальный опрос 18.10  
15 Решение задач по теме "Четырехугольники". Поисковый Исследовательская   1 Систематизировать и обобщить знания, закрепить умение решать задачи. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. п.39-47, в.1-20 трениров. упр. 23.10  
16 Контрольная работа №1 "Четырехугольники". Контроль ЗУН     1 Закрепить умение решать практические задачи. Оценивать правильность выполнения действий Домашняя контрольная работа  Задания к/р25.10  
        Итого тема: 14          
               
Площадь (14 ч.) 17 Площадь многоугольника. Комбинированный опытно-практическая Презентация 1 Повторить понятие площади, ввести свойства площадей, формулу для вычисления площади квадрата, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.48-49, в.1-2, №448,450 фронтальный опрос, раздаточный материал 30.10 18 Площадь прямоугольника. Поисковый опытно-практическая Презентация 1 Вывести формулу площади прямоугольника, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.50, в.3, №454, 455 фронтальный опрос, раздаточный материал 1.11       ИТОГО ЧЕТВЕРТЬ: 18          
II Ч Е Т В Е Р Т Ь (7 недель, 14 ч.) 1 Площадь параллелограмма. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Презентация 1 Вывести формулу площади параллелограмма, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.51, в.4, №459, 464 трениров. упр. 13.11  
2 Площадь треугольника. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Презентация 1 Вывести формулу площади треугольника, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.52, в.5, №468, 473 трениров. упр. 15.11  
3 Площадь треугольника. Поисковый опытно-практическая Динамические слайды 1 Сформулировать и доказать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по острому углу, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.53, в.6, №479, 476 фронтальный опрос, раздаточный материал 20.11  
4 Площадь трапеции. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Презентация 1 Вывести формулу площади трапеции, научить решать задачи. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. п.53, в.7, №480, 478 фронтальный опрос, раздаточный материал 22.11  
5-6 Решение задач по теме "Площади". Закрепление изученногоопытно-практическая Динамические слайды 2 Закрепить теоретические знания. Совершенствовать умение решать задачи. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. п.48-53, в.1-7, №466, 467 инд. опрос, выполнение упр. 27.11
29.11  
7 Теорема Пифагора. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Видеоурок1 Сформулировать теорему Пифагора с доказательством, научить решать задачи. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. п.54, в.8, №483, 486 трениров. упр. 4.12  
8 Теорема, обратная теореме Пифагора. Комбинированный опытно-практическая Презентация 1 Сформулировать теорему, обратную теореме Пифагора, научить решать хадачи. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. п.55, в.9-10, №498, 499 практикум, фронтальный опрос 6.12  
9 Решение задач по теме "Теорема Пифагора". Изучение нового материала Поисковый   1 Закрепить умение решать задачи с использованием теоремы Пифагора. Ориентироваться в разнообразии способов решения. п.54-55, в.8-10, №489, 493 практикум, фронтальный опрос 11.12  
10 Решение задач по теме "Площади". Комбинированный Поисковый Динамические слайды 1 Систематизация и обобщение знаний. Ориентироваться в разнообразии способов решения. п.48-55, в.1-10, №495, 494 Проблемные задачи, фронтальный опрос, упражнения 13.12  
11 Решение задач по теме "Площади". Комбинированный Поисковый   1 Систематизация и обобщение знаний. Ориентироваться в разнообразии способов решения. п.48-55, в.1-10, дом. к/рпрактикум, фронтальный опрос 18.12  
12 Контрольная работа №2 по теме "Площади". Контроль ЗУН Поисковый   1 Проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме. Ориентироваться в разнообразии способов решения. Домашняя контрольная работа  задания к/р20.12  
        Итого тема: 14          
Подобные треугольники (20 ч.) 13 Определение подобных треугольников. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Презентация 1 Ввести понятие подобных треугольников, пропорциональных отрезков, свойство биссектрисы угла. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.56-57, в.1-3, №534, 536 трениров. упр. 25.12  
14 Отношение площадей подобных треугольников. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Презентация 1 Сформулировать и доказать теорему об отношении площадей подобных треугольников, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.58, в.4, №543, 546 трениров. упр. 27.12  
      ИТОГО ЧЕТВЕРТЬ: 14          
III Ч Е Т В Е Р Т Ь (10 недель, 20 ч.) 1 Первый признак подобия треугольников. Изучение нового материала Изучение нового материала Динамические слайды 1 Сформулировать первый признак подобия треугольников, научить решать задачи. Ориентироваться в разнообразии способов решения. п.59, в.5, №550, 553 трениров. упр. 15.01  
2 Первый признак подобия треугольников. Закрепление изученногопоисковая Динамические слайды 1 Закрепить умение решать задачи с использованием первого признака подобия треугольников. Ориентироваться в разнообразии способов решения. п.59, в.5, №552, 556 Решение упр. 17.01  
3 Второй и третий признаки подобия треугольников. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Видеоурок1 Сформулировать и доказать второй и третий признаки подобия треугольников. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.60-61, в.6-7, №559, 561 Решение упр. 22.01  
4-5 Решение задач по теме "Признаки подобия треугольников". Закрепление изученногопоисковая   2 Закрепить умение использовать признаки подобия треугольников при решении задач. Ориентироваться в разнообразии способов решения. п.59-61, в.5-7, №562, 563 трениров. упр. 24.01
29.01  
6 Контрольная работа №3 по теме "Признаки подобия треугольников". Контроль ЗУН поисковый   1 Проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме. Ориентироваться в разнообразии способов решения. Домашняя контрольная работа  задания к/р31.01  
7 Средняя линия треугольника. Изучение нового материала опытно-практическая Динамические слайды 1 Ввести понятие средняя линия треугольника, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.62, в.8-9, №570, 571 проблемные задачи, упр. 5.02  
8 Свойство медиан треугольника. Изучение нового материала опытно-практическая Динамические слайды 1 Познакомить со свойством медиан треугольника, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.62, в.8-9, №568, 569 проблемные задачи, упр. 7.02  
9 Пропорциональные отрезки. Проблемный опытно-практическая Динамические слайды 1 Ввести понятие среднего пропорционального двух отрезков, сформулировать теорему о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике, свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.63, в.10-11, №572, 574 проблемные задачи, упр. 12.02  
10 Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Проблемный опытно-практическая Динамические слайды 1 Закрепить понятие среднего пропорционального двух отрезков, умение решать задачи с использованием теоремы о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.63, в.10-11, №577, 579 проблемные задания, фронт.опрос26.02  
11-13 Практические приложения подобия треугольников. Обобщение и систематизация знаний опытно-практическая   3 Закрепить умение решать практические задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.64-65, в.13, №580, 581, 585, 587, 606, 608 Проблемные задания, работа с демонстрационным материалом 28.2
5.03
7.03  
14 Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Динамические слайды 1 Ввести понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.66, в.15-17, №591, 593 Решение упр. 12.03  
15 Значение синуса, косинуса и тангенса для углов, равных 300, 450 и 600. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Динамические слайды 1 Научить вычислять значение синуса, косинуса и тангенса. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.67, в.18, №595, 597 Решение упр. 14.03  
16 Соотношения между сторонами и углами в треугольнике. Закрепление изученногоопытно-практическая Динамические слайды 1 Научить вычислять значение синуса, косинуса и тангенса. Ориентироваться в разнообразии способов решения. п.67, в.18, №601, 602 Решение упр. 19.03  
17 Решение задач по теме "Подобие треугольников". Закрепление изученногоопытно-практическая Презентация  1 Закрепить умение использовать признаки подобия треугольников при решении задач. Ориентироваться в разнообразии способов решения. дом. п/рПроблемные задачи, фронтальный опрос, упражнения 21.03  
18 Контрольная работа №4 по теме:"Подобие треугольников". Контроль ЗУН поисковая   1 Проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме. Ориентироваться в разнообразии способов решения. Домашняя контрольная работа  задания к/р26.03  
        Итого тема: 20          
Окружность (16 ч.) 19 Взаимное расположение прямой и окружности. Изучение нового материала опытно-практическая Динамические слайды 1 Выявить различные способы расположения прямой и окружности, научить решать задачи. Ориентироваться в разнообразии способов решения. п.68, в.1-2, №631, 633 Решение упр. 28.03  
20 Касательная к окружности. Комбинированный опытно-практическая Динамические слайды 1 Ввести понятие касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точки, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.69, в.3-7, №634, 636 Проблемные задачи, фронтальный опрос, упражнения 2.04  
      ИТОГО ЧЕТВЕРТЬ: 20          
IV ЧЕТВЕРТЬ (9 недель, 18 ч.) 1 Касательная к окружности. Комбинированный опытно-практическая Динамические слайды 1 Ввести понятие касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точки, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.69, в.3-7, №641, 645 Проблемные задачи, фронтальный опрос, упражнения 4.04  
2 Градусная мера дуги окружности. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Презентация 1 Ввести понятие градусной меры дуги окружности, центрального угла, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.70, в.8-10, №650, 652 Проблемные задачи, фронтальный опрос, упражнения 9.04  
3 Теорема о вписанном угле. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Презентация  1 Сформулировать и доказать теорему о вписанном угле и следствия из нее. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.71, в.11-13, №654, 657 Решение упр. 11.04  
4 Теорема об отрезках пересекающихся хорд. Комбинированный опытно-практическая Динамические слайды 1 Сформулировать и доказать теорему об отрезках пересекающихся хорд, научить решать задачи. Оценивать правильность выполнения действий п.71, в.14, №660, 666 Решение упр. 16.04  
5 Решение задач по теме "Центральные и вписанные углы". Закрепление изученногоопытно-практическая  Презентация 1 Закрепить умение решать практические задачи. Оценивать правильность выполнения действий п.71, в.11-14, №91 Решение упр. 18.04  
6 Свойство биссектрисы угла. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Динамические слайды 1 Рассмотреть свойство биссектрисы угла и его следствия, научить решать задачи. Оценивать правильность выполнения действий п.72, в.15-16, №679, 681 фронтальный опрос, индивидуальные карточки 23.04  
7 Серединный перпендикуляр. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Динамические слайды 1 Ввести понятие серединного перпендикуляра, сформулировать теорему о серединном перпендикуляре. Оценивать правильность выполнения действий п.72, в.17-19, №675, 678 фронтальный опрос, индивидуальные карточки 25.04  
8 Теорема о точке пересечения высот треугольника. Изучение нового материала объяснительно-иллюстративная Динамические слайды 1 Сформулировать теорему о точке пересечения высот треугольника, научить решать задачи. Оценивать правильность выполнения действий п.73, в.20, задачи фронтальный опрос, индивидуальные карточки 30.04  
9 Вписанная окружность. Изучение нового материала опытно-практическая Динамические слайды 1 Ввести понятие вписанной окружности, сформулировать теорему об окружности, вписанной в треугольник, научить решать задачи. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.74, в.21-22, №689, 693 Решение упр. 2.05  
10 Свойство описанного четырехугольника. Изучение нового материала опытно-практическая Динамические слайды 1 Познакомить со свойством описанного четырехугольника. Строить устное и письменное речевое высказывание, оценивать правильность выполнения действий п.74, в.23, №699, 701 Решение упр. 7.05  
11 Описанная окружность. Комбинированный опытно-практическая Динамические слайды 1 Ввести понятие описанной окружности, сформулировать теорему об окружности, описанной около треугольника. Ориентироваться в разнообразии способов решения. п.75, в.24-25, №702, 705 Фронтальный опрос, индивидуальные карточки 9.05-бинарный урок 10.05 
12 Свойство вписанного четырехугольника. Комбинированный опытно-практическая Динамические слайды 1 Познакомить со свойством вписанного четырехугольника, научить решать задачи. Ориентироваться в разнообразии способов решения. п.75, в.24-25, №710 Фронтальный опрос, индивидуальные карточки 14.05  
13 Решение задач по теме "Окружность". Обобщение и систематизация знаний опытно-практическая  Презентация 1 Проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме. Ориентироваться в разнообразии способов решения. п.68-75, в.1-25, дом. к/рФронтальный опрос, индивидуальные карточки 16.05  
14 Контрольная работа №5 по теме :"Окружность". Контроль ЗУН поисковая   1 Закрепить умение решать практические задачи. Ориентироваться в разнообразии способов решения. Домашняя контрольная работа  Индивидуальное решение заданий контрольной работы 21.05  
        Итого тема: 16          
Повторение. Решение задач (4 ч.) 15-16 Итоговое повторение темы: «Четырехугольники» (1ч)
Итоговое повторение темы: «Площадь» (1ч) Обобщение и систематизация знаний поисковая  Презентация 2 Обобщить и систематизировать знания учащихся. Ориентироваться в разнообразии способов решения. П.39-47,
П.48-55,
тесты Фронтальный опрос, индивидуальные карточки 23.05
28.05  
17 Итоговая контрольная работа. Контроль ЗУН поисковая   1 Закрепить умение решать практические задачи. Ориентироваться в разнообразии способов решения. Задачи на готовых чертежах  Задания контрольной работы 30.05  
18 Итоговый урок Обобщение и систематизация знаний объяснительно-иллюстративная Презентация  1 Закрепить умение решать практические задачи. Основные понятия темы. Задачи на готовых чертежах  Проблемные задания, работа с демонстрационным материалом 4.06  
        Итого тема: 4          
      ИТОГО ЧЕТВЕРТЬ: 18          
      ИТОГО ГОД: 70          
14.Таблица проведения бинарных (интегрированных) уроков
№ п/пДата
Класс Предмет Тема урока Бинарный урок Предмет Дата
проведения бинарного урока