Статья Личностно-ориентированная система обучения как основа формирования качества знаний студентов на уроках русского языка в условиях двуязычия.

Личностно-ориентированная система обучения как основа формирования качества знаний студентов на уроках русского языка в условиях двуязычия

Рогова Рамзия Закиевна, преподаватель
русского языка и литературы высшей
квалификационной категории
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический
колледж»

Разработанная И.С. Якиманской концепция личностно-ориентированного обучения утверждает, что личностно-ориентированное обучение «должно обеспечить развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности». Следовательно, личность, становясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую поисковую позицию, обнаруживает новые потенциальные возможности. В учебном процессе происходит систематическое и последовательное формирование таких личностных образований как активность, самостоятельность, познавательный интерес, которые подводят обучающегося к активной позиции в учебной деятельности. Активность как личностное образование выражает особое состояние субъекта и его отношение к учебной деятельности (внимательность, расположенность, соучастие в общем процессе, реагирование на изменение обстоятельств).
Анализируя технологию личностно-ориентированного обучения применительно к средней профессиональной школе, можно выделить для изучения следующие группы методов:
предоставление студентам свободы выбора содержания обучения (выбор тем докладов, рефератов, выбор литературы для дополнительного чтения), свободы выбора форм и методов обучения, форм и методов контроля подготовленности, свободы выбора партнера для выполнения совместных заданий;
опережающая самостоятельная работа: самостоятельное изучение теоретического материала и его обсуждение, выполнение отдельных практических заданий до получения соответствующих теоретических знаний с целью побуждения к самостоятельному поиску путей решения профессиональных или учебных задач;
побуждение к рефлексии учебно-познавательной, учебно-профессиональной деятельности в разных ее видах и содержании и др.
Именно такой подход к организации учебно-воспитательной деятельности способствует решению проблемы формирования качества знаний на уроках русского языка в условиях двуязычия.
Под качеством образования в современной педагогике предполагается несколько аспектов. Во-первых, это результат образования (философский аспект); во-вторых, это процесс получения этого результата (экономический аспект); в-третьих, это условия, обеспечивающие заранее заданный результат (методический аспект); и, наконец, в-четвёртых, это цена достижения результата (психологический аспект).
Если мы остановимся на методическом аспекте качества образования, нам придётся признать, что основная проблема уроков русского языка это проблема повышения грамотности (несмотря на то, что в педучилище обучаются выпускники 9-х и 11-х классов, которые, казалось бы, должны иметь прочные навыки грамотного письма). Но в действительности мы имеем совершенно другую картину, а проблему решать надо.
Даже традиционные приемы формирования грамотности в условиях личностно-ориентированной системы приобретают совершенно иное звучание, поскольку меняется способ организации обучения. Например:
- списывание с правильного текста (свобода выбора текста);
письмо по памяти с последующей самопроверкой или
взаимопроверкой;
разнообразные диктанты: предупредительные,
объяснительные, комментированные, словарные;
самостоятельная работа по вариантам;
работа на компьютере;
работа по карточкам (индивидуальная, групповая).
зачеты.
Эффективным видом деятельности считается формирование умений работы с орфографическими словарями. Приёмы работы могут быть следующие:
составление предложений со словарным словом;
толкование словарной статьи (можно дать индивидуальные задания);
подобрать словарный диктант;
подобрать примеры к изученному правилу;
составить словарный диктант на правописание чередующихся корней, ь в окончаниях глаголов, приставок пре-, при- и т. п.;
разрешить посмотреть одно слово (в контрольном диктанте) и два слова (в проверочном диктанте).
Исключительно необходимый вид деятельности систематическое проведение работы над ошибками. Рекомендуется использовать при этом таблицы, схемы с образцами проверки слова. Необходимо учить квалифицировать ошибки. Особое внимание следует уделять преемственности и перспективности в работе. При формулировании домашних заданий учитывать органическую связь домашней и классной работы. Домашние задания по русскому языку должны быть естественным продолжением классной и рассчитаны на несколько уровней. По своему объёму должны соответствовать нормам домашней нагрузки. Можно рекомендовать следующие виды заданий:
. Прочитайте параграф. Какую таблицу вы бы составили?
Какую опору можно составить?
. Какую шпаргалку можно написать к зачёту?
. Подготовьте объяснение темы для ученика начальных классов (сестренки, брата).
. Представьте, что урок отвечает В. Познер (или любой другой знаменитый человек).
. Подберите примеры из художественных текстов.
. Сочините стихотворение.
. Напишите рассказ.
. Сочините лингвистическую сказку.
При формулировании домашнего задания надо помнить также, что удельный вес вопросов что? где? когда? не должен быть значительным, поскольку их функция ограничена.
Успешность и результативность работы зависит также не только от многообразия форм и методов обучения, но и от стиля общения, позволяющего обеспечить последующую рефлексию психологического состояния, успешности деятельности, достижения результатов, затруднений и ошибок, возникших в процессе труда.




























15