Классный час по технологии этического диалога на тему «Прекрасно там, где пребывает милосердие»

Классный час по технологии этического диалога

Название занятия: «Прекрасно там, где пребывает милосердие».

Подготовила: классный руководитель 6 «б» класса
МАОУ «СОШ №18»
Мальцева Надежда Сергеевна


Цель: способствовать формированию у учащихся представлений о милосердии.
Задачи:
- воспитывать милосердие, сострадание;
- способствовать развитию коммуникативных качеств, умению вести беседу;
- способствовать развитию умения принимать самостоятельные решения;
Место занятия: учебный класс.

Актуальность занятия: 
В современном мире приоритетным для человека становятся материальные ценности. Поэтому весьма актуально развивать в учащихся приоритет духовных ценностей.
Конспект занятия

Структурные компоненты
этического диалога
Смысловые характеристики структурных
компонентов этического диалога

1. Вывод школьников на проблему
- Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Надежда Сергеевна.
Я – учитель истории и обществознания и классный руководитель 6 «Б» класса в школе № 18.
Энергизатор: Для того, чтобы наша встреча была плодотворной, мы сейчас поднимем себе настроение. Встали все в кружок и держимся за руки. Катя передаёт импульс по руке, комплименты.
А теперь присаживаемся на свои места.
Конфеты. Какие качества человека вы сейчас увидели в ? (честность, понимание, сердечность).
Кроме какие вы ещё положительные качества человека можете назвать? Молодцы!
Сегодня мы с вами вспомним об одном из таких качеств людей. Посмотрите, пожалуйста, на слайды.


2. Построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем служат вопросы «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы выстраивают пошаговую структуру цепочки, организуемый процесс напряжённого «думания».
- Как вы думаете, почему Великая княгиня Елизавета Фёдоровна отказалась от роскошной жизни и открыла обитель для страждущих людей?
- Ребята, представьте себя на месте Елизаветы Фёдоровны. Как вы думаете, смогли бы вы поступить так же, как это сделала она?
- Какое чувство руководило поступками княгини?
- Что такое милосердие?
Работа со словарями.

По словарю: Милосердие - это готовность помогать другим из человеколюбия и сострадания.
Мать Тереза: «Милосердие - это любовь в действии».


3. Обращение к личности ребенка. Поворот «на себя» создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного «я» в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ. Самооценку и в связи с этим самосовершенствование.




Ребята, обратите внимание, из каких корней состоит слово «милосердие»? Мило и тому, кто творит милосердие, и кто получает его. Милосердие помогает и тому, кто в нём нуждается, и тому, кто с чистой душой оказывает его. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки, 6:31) 
Как вы полагаете, в современном мире что больше всего мило сердцам людей?
Д. Гранин считает, что люди рождаются со «способностью откликаться на чужую боль», но многие утрачивают эту способность. Может, он прав, чувство милосердия уходит, умирает сегодня. Как вы считаете?
Почему?
Часто ли вы сталкиваетесь с милосердием в жизни, на улице?
Какие это были ситуации?
Случай с такси.
Были ситуации, когда вы проявили милосердие?
С чем чаще вы сталкивались: с милосердием или бездушием?
Давайте представим, что в мире исчезнет чувство милосердия. Что тогда произойдёт?
Мы, может быть, и в хлебе насущном нуждаемся меньше, чем в любви, милосердии и прощении. – мать Тереза.
Можно ли развить в себе способность к милосердию? Что для этого надо делать?
(Для этого нужно просто уметь ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, стремиться выразить свое доброе отношение к несчастному, помочь ему тем, что для него в данный момент нужнее всего.)


4. Точка наивысшего напряжения как кульминация сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту. С необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, возникшей дилемме. Что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.














Сейчас мы с вами посмотрим анимационный фильм по новелле Оливера Генри.
«Мистер Берман умер сегодня в больнице от воспаления лёгких. Он болел всего только два дня. Утром первого дня швейцар нашёл бедного старика на полу в его комнате. Он был без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лёд. Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. Потом нашли фонарь, который все ещё горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с желтой и зеленой красками. Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана  он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист».
Ребята. Какие чувства вызывает у вас анимационный фильм?
Давайте предположим, что дедушка не нарисовал бы этот лист, что бы тогда произошло?
Почему старик так поступил?
Как бы вы поступили на его месте?
Как каждый из нас может облегчить страдания другого в этом мире?
Если не будет милосердия, можно будет забыть о взаимопомощи, сопереживании и гуманности. Совершенно логично, что такой путь станет гибелью для человечества. Ведь не зря Аурелио Печчеи видит спасение планеты в усовершенствовании человеческих качеств. Милосердие - это огромная сила, связывающая и объединяющая людей. Милосердие сближает сильней кровного родства и преданной дружбы. Только милосердие способно закрыть глаза на физические недостатки или плохой характер человека. Мы, может быть, и в хлебе насущном нуждаемся меньше, чем в любви, милосердии и прощении.
«Прекрасно там, где пребывает милосердие».



5. Резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие.
В жизни каждого из нас случаются ситуации, которые можно назвать моментом истины. Наблюдать или вмешаться? Решение, принятое за секунду, становится определяющим. Именно в этот момент мы проходим экзамен на человечность, именно тогда раскрывается наша сущность.

Я думаю, что наш сегодняшний диалог не закончен, вы продолжите его наедине с самим собой. Спасибо.


«Нам жизнь дана, чтобы любить, Любить без меры, без предела, И всем страдальцам посвятить Свой разум, кровь свою и тело, Нам жизнь дана, чтоб утешать Униженных и оскорбленных, И согревать и насыщать Нуждой и скорбью угнетенных.

В подростковом возрасте в основе канвы сюжетного рисунка лежит сопоставление и личностное осмысление накопленного нравственного опыта ребёнка с этически выверенными нормами образа жизни человека в опыте предшествующих поколений. Сюжет выстроен в логике поиска нравственного решения в разнообразных жизненных ситуациях, приёмах стимулирования моральной самооценки, в действиях, творчестве, играх, экспериментах, сопровождающих непрерывный и развивающий разговор, ведущий к осознанию своего Я.
Вывод школьников на проблему.
Построение логической цепочки развития мысли.
Обращение к личности ребёнка.
Точка наивысшего напряжения
Резюме диалога