Конспект занятия в объединении худ. направленности Палитра творчества Добро руками сотвори с использованием этического диалога.


Занятия в объединении художественной направленности «Палитра творчества»
«Добро руками сотвори» с использованием этического диалога
Г.А.Уланова, преподаватель ИЗО МОУ ДОД «ЦВР»
Цель:
- формирование представлений учащихся об общечеловеческих качествах – доброте, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.
Задачи:
- создать условие для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия в числе качеств характера личности;
- формировать способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни;
- развивать творческое воображение.
Место занятия:
 -учебный класс.
Актуальность занятия:
недостаточно сформированная духовно-нравственная культура воспитания ведет к негативному воздействию, прежде всего на детей, которые как губки впитывают не только положительные, но и отрицательные стороны жизни. Это приводит к частым конфликтам, где отсутствие умения устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками приводит к равнодушию и одиночеству. Возникла необходимость выработать ряд дополнительных мероприятий для создания благоприятной атмосферы в классном коллективе.
Технология «Этический диалог» А.И. Шемшуриной,
 взятая в основу проведения занятия рождает совместный процесс мыслительной деятельности детей, и каждый ученик может проявить свои индивидуальные возможности и творчество. Её методические рекомендации настолько конкретны, что, ознакомившись с ними, идёшь в класс с уверенностью, что беседа с детьми о человечности, о этике и культуре поведения пройдёт успешно. В рекомендациях даны вопросы, которые полезно задать школьникам, приводится обширный литературный материал : сказки, стихи, тексты песен, которые послужат хорошей иллюстрацией к теме. Игры, творческие задания детям, упражнения, психологические эксперименты, тексты – всё это также включено в содержание бесед.
1.Орг. момент, психологический настрой
- Ребята, здравствуйте. Я рада встрече с вами, что вы все здоровы и у всех прекрасное настроение. Давайте под музыку встанем в круг и возьмемся за руки. (Звучит мелодия музыки «Дорога добра»
М. Минкова)
Образовался круг. Задаю вопрос:
- Что вы почувствовали, когда ваши руки соединились?
Дети выйдут на тепло рук, которое передается всем и это создает особую обстановку тепла и доверия. Далее звучит вопрос:
- Почему так происходит?
В своих размышлениях дети выйдут на такие факторы, как сердце и душа человека. Тогда следующий вопрос:
- От чего же теплеет душа?
Когда тепло души согревает. Теплыми и дружественными становятся руки, передающими это тепло друг другу.
2.Вывод школьников на проблему
- Как вы думаете, для чего нужны людям руки?
- Можно ли с помощью рук общаться? Какими бывают наши руки?
- Могут ли руки быть добрыми?
- А злыми?
- Что можно сказать о руке товарища?
- Можно ли обидеть человека, если у него такие теплые, нежные, мягкие, добрые руки?
- Какие руки бывают у людей, когда они злые?
- Могут ли руки помочь подружиться? А если хочется обидеть кого-нибудь из товарищей: стукнуть, толкнуть, о каких руках нужно вспомнить? (слайд 3)
3.Построение логической цепочки
- Ребята, скажите, пожалуйста, чего на земле больше: добра или зла? Почему? (высказывания детей)
На столе у вас лежат капельки выберите любую и напишите на ней качество или событие, которое по-вашему самое плохое, нехорошее, злое. Давайте закрепим их на доске. Прилетела туча, стало холодно, темно, мы все замёрзли, промокли. Получился злой дождь.
- А может ли добро победить зло?
Выберите солнечный лучик и напишите на нем добрые качества и поступки, которыми можно исправить и прогнать зло.
(закрепляем сверху на капельках зла и уничтожаем их)
- Недаром в народе говорят «Доброта что солнце». Наши яркие, ослепительные, солнечные лучи ослепили злобу и она больше не проберется в наши сердца. Добро победило зло, как в сказке. На доске вмести с детьми изменяем пейзаж (слайд 4).
Получается хорошее настроение.
Но не всегда в жизни все происходит так просто.
- Ребята, присядьте за столы и посмотрит на них после дождя и солнца появилась радуга.
4.Обращение к личности ребёнка
- Как вы думаете, что такое доброта? Напишите на разноцветных листочках 7 качеств доброты (слайд 5).Дети зачитывают свои предложения и размещают на доске.
- Какого человека мы можем назвать добрым? (слайд 6)
- Послушайте стихотворение: (слайд 7,8,9)
Я предал пса. Что был ко мне привязан,
Как добрый человек и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал,
Я тоже был с разлукою знаком.
И вот он у меня под боком дышит.
И руку лижет липким языком
Содержание стихотворение обсуждается (слайд 9).
- Можно ли этого человека назвать добрым? Почему?
(Дети отвечают, что добрый человек – это человек, заботливо относящийся к животным, друзьям, близким)
5.Точка наивысшего напряжения как кульминация
- Только от вас зависит то, какие у вас будут друзья. Какими вы сами будете людьми.
Послушайте небольшую притчу (видео).
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
6.Резюме диалога
- Все ребята в ваших руках, какие совершать поступки. Сейчас, пожалуйста, выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы сегодня и вчера. Напишите его на цветочке.
-А сейчас мы разместим их на доске. Получилась у нас поляна доброты.
Добро людей не выбирает, (слайд 10)
Оно как солнышко сияет
И дарит всем тепло и свет,
Границ у мощи солнца нет.
Как солнца луч добро твори,
Его тепло боготвори.
И на своем земном пути
Не выбирая, всем свети.
- Не стой в стороне равнодушно,(слайд 11)
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
- В заключении урока мы исполним песню из кинофильма Приключения Маленького Мука «Дорога добра» Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова.
Подвожу детей к дальнейшей работе. Предлагаю выполнить совместный проект «Делай добро», где даются задания для детей. Учащиеся в командах подбирают рисунки-шаблоны, где они видят добро. Затем им предлагаю выложить мозаику из круп.
Детям предлагаю различные крупы. Они покрывают контур рисунка клеем пва, а затем на эти участки посыпают крупу разной фактуры. Лишнюю крупу убираем. Картина готова.
Коллективная картина детей, пополнила коллекцию картин из крупы, выполненных учащимися. В конце года провожу школьную выставку детских работ, выполненных в этой технике.
Приложение
Притча
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
Стихи о добре
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
Добро людей не выбирает,
Оно как солнышко сияет
И дарит всем тепло и свет,
Границ у мощи солнца нет.
Как солнца луч добро твори,
Его тепло боготвори.
И на своем земном пути
Не выбирая, всем свети.
Используемое оборудование:
- Ноутбук;
- Колонки;
- музыка и песня из кинофильма Приключения Маленького Мука «Дорога добра» Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова;
- капельки дождя из синей бумаги;
- желтые лучики солнца;
- форма радуги 7 цветов;
- разноцветные цветы;
- цветной картон;
- крупы;
- стаканчики;
- клей пва.