Урок по русскому языку Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень


Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Программа «Школа 2100».
Гарькуша Юлия Эдуардовна
Тема: Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень.
Цели:
развитие умения писать большую букву в топонимических названиях: стран, городов, сёл, деревень;
развитие чувства языка, умения улавливать связи между объектами и их названиями;
развитие орфографической зоркости;
воспитание патриотизма, гордости к родной стране и родному краю;
воспитание умения работать в группах.
Деятельность учеников:
Называть правильно буквы в алфавитном порядке.
Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.
Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Комментированная запись числа и «классная работа» в тетрадях.
1. Обобщающая беседа по именам, фамилиям, отчествам, именам сказочных героев.
– Какие вы знаете слова, которые пишутся с большой буквы?
– Назовите авторов, которые придумали истории про героев, названных в домашнем упр. 131 («Дидактический материал»)? (ответы детей с места)
– Расположите эти фамилии в алфавитном порядке. (1 ученик за доской)
- Проверка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Кто ваш любимый сказочный герой? Напишите его имя.
- Как написали имя героя?
– Что надо помнить, чтобы не ошибиться в написании? (ответы детей с места)
2. Упр. 132 («Дидактический материал»). (самостоятельная работа, проверка с места, самооценка по алгоритму)
- Какие словарные слова вам встретились?
- Какие опасные места в них надо подчеркнуть? Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
На доске висит «Физическая карта России».
– Что вы видите на карте? (Города, реки, моря.)
– Назовите примеры, опираясь на карту. Где искать города? Где реки, моря?
– Как они написаны?
– Это тоже имена собственные.
– Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики (слово записывается на доске) – науки, которая занимается географическими названиями. Слайд
– Сегодня только начало этого путешествия: наш путь лежит через страны, города, сёла, деревни.
– Назовите тему урока. («Названия стран, городов, сёл, деревень».) Слайд
– Составим план урока.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. 1. Коллективная игра-путешествие «Наша страна». Слайд
– Как называется наша страна? Запишите её название. Как называется это слово? Подчеркните опасные места. (1 ученик комментирует у доски)
– Какие страны ещё вы знаете? Запишите 2–3 названия. С какой буквы надо писать? (опрос с места нескольких учеников)
– Назовите столицу России. Слайд
- Какие пословицы о Москве вы знаете? Запишите пословицу о Москве. (Если не знают, учитель диктует: «Москва – всем городам мать»). Как её понимаете? (На карте у Москвы ставим флажок.)
– Что знаете о Москве? ( Устные ответы.)
- Теперь наше путешествие из Москвы пролегает в Северную столицу – город Санкт-Петербург. Запишите.
- Что бы вы рассказали об этом городе. (флажок)
- Назовите свой адрес. Какие слова напишите с большой буквы?
- Мы сейчас можем отправиться в любой город, любое село России. Например: Город Волгоград. Это большой город на реке Волге. Там есть Мамаев Курган. (запись)
- Город Североморск – столица Северного флота. (Это мой город)
- Великий Устюг располагается от Вологды на левом берегу реки Сухоны. (беседа о тереме Деда Мороза)
2. Физминутка.
3. Работа по учебнику.
- Упр. 154 – развивается умение ориентироваться в карте-схеме, узнавать названия старинных русских городов Золотого кольца, правильно их записывать в алфавитном порядке.
- Золотое кольцо – это обобщённое, образное название нескольких старинных городов, которые прославились своими храмами, историческими памятниками. Слайды (самостоятельная работа, проверка, исправление ошибок, самооценка)
– Теперь наш путь пролегает в наш город, потому что здесь родина каждого из нас. Запишите название нашего города. Слайд
На карте появляется ещё флажок.
– Назовите свой адрес. Какие слова напишете с большой буквы? (опрос с места нескольких учеников)
4. Работа в группах (по упр. 156).
– Наше путешествие приближается к концу. Вот наш дом – наш район. Запишите в алфавитном порядке города нашей области. Слайды
Города Ленинградской области:
Колпино Гатчина Павловск
Пушкин Кириши Всеволожск
Тихвин  Выборг  Тосно
– Запишите в алфавитном порядке города нашего края. (проверка, исправление ошибок, самооценка)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
– Что такое топонимика? Слайд (Наука о географических названиях.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что? V. Домашнее задание.
Упр. 155.