Конспект урока по русскому языку на тему Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей


«Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей».
Цели:
формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
формируем умение понимать роль большой буквы в именах собственных;
формируем умение писать предложение;
формируем умение анализировать текст.
Оборудование:
презентация « Происхождение фамилий»;
учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
Ход урока
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
I. Актуализация знаний 1. Орг. момент.Итак, друзья, внимание –Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее –Начнём скорей урок!2.Работа над каллиграфией.
-Записываем число, классная работа.13 января. Классная работа. е С ь м я с- Посмотрите на эти буквы. На какие группы их можно разделить? ( буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки)- Какая буква лишняя? Почему?- Для чего мы используем на письме заглавные буквы?
Запишите 3 раза.ССС ССС ССС- Какое слово спряталось за оставшимися буквами, вы узнаете, выполнив следующее задание.  Познавательные УУД1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.Регулятивные УУД1) формируем умение проговари вать последовательность действий.Коммуникативные УУД1) формируем умение слушать и понимать речь других.
II. Постановка учебной проблемы «Доскажи словечко» Очень люблю, когда все собираются. Белою скатертью стол накрывается. Папа с мамой, сестрёнка и я Мы называемся вместе... (семья)
- Как вы понимаете, что же такое семья?
( Группа живущих вместе близких родственников).
- У каждого члена семьи есть своё собственное имя, а что общее связывает семью?(ФАМИЛИЯ)Фамилия - А что означает слово «фамилия»?- Давайте мы обратимся за помощью к словарям
(толковый, этимологический, словообразовательный)-Работаем в группах, вспомните правила работы в группах.- Значит, это слово... многозначное.- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный в корне. Запомните правописание этого слова. Познавательные УУД1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;2) формируем умение высказывать свое предположение на основе жизненного опыта.Регулятивные УУД1) формируем умение прогнозироватьпредстоящую работу.Коммуникативные УУД1) формируем умение слушать и понимать речь других;2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
III. Сообщение темы и целей урока - Как же записывается фамилия людей?– Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?
- Тему мы определили. Давайте определим цель. Что же мы будем делать на уроке?
- Теперь я вам предлагаю такое задание. Дополните моё предложение.Моя фамилия...- Запишите это предложение.
– Какое правило вы использовали при записи своей фамилии? Заглавная буква в фамилиях людей это орфограмма. Выделите эту орфограмму.- Итак, с какой буквы пишутся фамилии людей?(хором)
Познавательные УУД1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.Регулятивные УУД1) формируем умение определять и формулировать тему урока.Коммуникативные УУД1) формируем умение оформлять мысли в устной форме.
IV. Открытие нового знания Работа по словообразованию.– А кто из вас знает, что означает ваша фамилия?
- У башкир и татар фамилии произошли от имени предков– 150 – 200 лет назад у большинства людей не было фамилии. Например, сына Михаила называли...Михайлов сын,а сына Юрия...Юрьев.- А какие прозвища давались!Обладателю белых волос... Белов или Беляк,Сыну столяра... СтоляровЧеловеку с добрым характером- ... Добрынин и т. д. СЛАЙДЫ
Познавательные УУД1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.Регулятивные УУД1) формируем умение проговаривать последовательность действий.Коммуникативные УУД1) формируем умение слушать и понимать речь других.
V. Первичное закрепление
(самост.) Упр. 148, стр.
- Прочитайте задание про себя.
- Вот фамилии и имена детей, которые едут на экскурсию. Нужно их записать в алфавитном порядке.
- Как будете составлять список – по фамилиям или по именам?
Абрикосова, Большаков, Вольнов, Егорова, Коньков, Синельников, Тальков, Чащин, Чижиков.
Познавательные УУД1) формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы;2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.Регулятивные УУД1) формируем умение проговаривать последовательность действий.Коммуникативные УУД1) формируем умение работать в паре.
VI. Работа в паре - Придумайте фамилию от названий птиц.
- Придумайте фамилию от названий диких животных.
- Придумайте фамилию от названий домашних животных.
- Придумайте фамилию от названий профессий.
- Придумайте фамилию данной именем предков.
- Придумайте фамилию по характеру человека.
- Какую орфограмму вы использовали при написании фамилий?
Познавательные УУД1) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.Регулятивные УУД1) формируем умение проговаривать последовательность действий.Коммуникативные УУД1) формируем умение слушать и понимать речь других.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Работа со стихотворным текстомУчитель читает отрывок стихотворения С.Михалкова «Смешная фамилия»Каких фамилий только нет:Пятеркин, Двойкин, Супов,Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,Пупков и Перепупов!...Но может некий КомаровИметь характер львиный.А некий Барсов или ЛьвовУмишко комариный!Плевков фамилию сменил –Алмазовым зовется,Но в основном ослом он был –Ослом и остается!А Грибоедов, ПироговПрославились навеки!И вывод, стало быть, таков –Все дело в человеке!– Итак, ребята, какой вы можете сделать?Вывод (делают дети):Не фамилия красит человека, а человек фамилию. Смешная фамилия не повод давать обидные клички. Познавательные УУД1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;2) формируем умение извлекать информацию из текса.Регулятивные УУД1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.Коммуникативные УУД1) формируем умение слушать и понимать речь других Познавательные УУД1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.Регулятивные УУД1) формируем умение проговаривать последовательность действий.Коммуникативные УУД1) формируем умение слушать и понимать речь других
VIII. Итог урока – Что интересного было на уроке?– Что больше всего понравилось?– Как пишутся фамилии людей?
- Откуда произошли?- Мне очень понравилась ваша работа. Хотелось бы, чтобы ….. более активно участвовала на уроке. Познавательные УУД1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.Коммуникативные УУД1)формируем умение слушать и понимать речь других.
Личностные УУД1) формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
IX. Домашнее задание Упражнение 126 на с. 58 («Дидактический материал»)