Конспект урока по русскому языку на тему: «Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень»

Лашманкина Татьяна Михайловна, учитель начальных классов, стаж – 28 лет, высшая квалификационная категория.
МБОУ «Лицей № 4» Рузаевского муниципального района Республика Мордовия
Образовательная система «Школа 2100.
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О.В.
Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. – М.: Баласс, 2012.
Комисарова Л. Ю.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной. Пособие для учащихся. – М. : Баласс, 2012.
Русский язык. 1-2 классы: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012.
Предмет – русский язык.
Класс – 2.
Тип урока – введение нового знания.
Тема: «Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень».
Цель курса обучения грамоте по образовательной системе «Школа 2100» состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка.
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».
Особенности данного урока:
Урок проводится в период изучения темы «Алфавит. Написание большой буквы в словах» после введения и закрепления общего принципа написания большой буквы в именах собственных. На протяжении нескольких уроков дети учатся отличать имена собственные от других слов, формируется навык написания имен собственных с большой буквы, и на этом уроке дети формируют умения правильно записывать имена собственные.
Формирование у детей орфографической зоркости происходит на основе целенаправленной работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
Выдержан единый методический подход к работе с тексом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети учатся осмысливать текст до чтения, во время чтения, после чтения. Также дети осваивают систему приемов чтения и анализа художественного и учебно-научного текстов.
Все это показано в уроке.
А так же обучение ребенка сравнению, способности анализировать, выделять существенное, решению проблемных ситуаций, формирование у него культуры понимания и использования в речи средств выразительности, что способствует развитию творческого мышления.
Обращено внимание на:
Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в парах, группах, фронтально, побуждающий диалог.
Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения.
Фиксацию в громкой речи различных вариантов решения.
Создание ситуации успеха.
Уроку предшествовала большая исследовательская работа по изучению родного края, дети учились находить информацию, оценивать ее значимость, анализировать ее, то есть учились владеть технологиями исследовательской деятельности, что важно для интеллектуального творческого развития детей.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
умение отличать имена собственные,
навык написания их с большой буквы
овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной и учебно-научной речи
навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста
развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией
Оборудование:
Учебник
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О.В.
Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. – М.: Баласс, 2012.
Комисарова Л. Ю.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной. Пособие для учащихся. – М.: Баласс, 2012.
Орфографический словарь
Толковый словарь
Презентация
Мини-проекты детей по изучению родного края.



Тема: «Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень»

Цели: 1. Формировать умение отличать имена собственные и писать их с большой буквы.
2. Формировать у детей лингвистическое мышление, т.е. способность выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
3.Воспитывать потребность пользоваться языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
4. Воспитывать коммуникативную культуру, языковое образование, речевое и волевое развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности.
5.Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному краю.
Ход урока:
I Организация класса.
Аутотренинг
Приветствие: Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера.
Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
II. Актуализация знаний.
1.Словарная работа.
Форма работы - фронтальная
а) Работа с пословицей.
- Прочитайте пословицу
«Всякому мила своя сторона»
- Как вы понимаете ее смысл?
Варианты ответов детей
Человек любит то место, где он родился и вырос
Когда уезжаешь далеко от родного края, обязательно скучаешь по нему
Вдалеке от родного края снятся белоствольные березки, шум ручейка, тропинка, ведущая к дому.
Вывод
- Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. У каждого из нас есть свой, милый сердцу уголок земли, это наш порог жизни, Малая Родина.
б) Выборочное списывание
Форма работы индивидуальная
- Выпишите слово, в котором 7 букв, 7 звуков, 3 слога,3 буквы гласного звука, 4 согласного, 2 буквы обозначают глухие согласные звуки, 2 – звонкие согласные звуки.
в) Проверка
Сторона.
г) Запись слова в транскрипции
Форма работы - фронтальная
- Определите ударный слог.
- Напишем это слово в транскрипции.
Запись на доске
Сторона [старана]
Устное проговаривание
Буква с обозначает звук [c], он согласный, твердый, глухой.
Буква т обозначает звук [т], он согласный, твердый, глухой.
Буква о обозначает звук [а], он гласный, безударный.
Буква р обозначает звук [р], он согласный, твердый, звонкий, сонорный.
Буква о обозначает звук [а], он гласный, безударный.
Буква н обозначает звук [н], он согласный, твердый, сонорный.
Буква а обозначает звук [а], он гласный, ударный.
В этом слове 7 букв, 7 звуков, 3 слога.
Вывод:
- Звучание не совпадает с написанием
д) Подбор проверочных слов.
Форма работы - фронтальная
Безударные гласные проверяются ударением. Давайте подберем проверочные слова. Запись на доске.
Сторона – стороны.
- Почему это слово проверочное?
Варианты ответов детей
Это слово проверочное, потому что безударная гласная в первом слоге стала ударной. Запись на доске.
Сторонка.
- Почему это слово проверочное?
Варианты ответов детей
Это слово проверочное, потому что безударная гласная во втором слоге стала ударной.
е) Повторение
Форма работы – фронтальная
- Выделите корень.
Сторона – стороны, сторонка.
(Корень сторон)
- Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень?
Варианты ответов детей
Чтобы определить в слове корень, нужно подобрать множество однокоренных слов, найти одинаковую часть и выделить ее
- Что вы знаете про корень?
Варианты ответов детей
Корень - это главная часть слова.
В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.
Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
- Подберите однокоренные слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Запись на доске.
Сторонушка. (Суффикс ушк)
- Родную сторону всегда хочется назвать ласково – сторонка, сторонушка.
б) Работа по развитию речи.
Форма работы - парная.
- Придумайте словосочетания с этими именами существительными по схеме.
Имя прилагательное + имя существительное
родная сторонушка
любимая сторонка
неповторимая сторона
восхитительная сторонка
замечательная сторона
прекрасная сторонушка
- Только такими прилагательными можно охарактеризовать
родную сторону, свой родной край, где человек родился.
в) Работа со словарем. Работа по учебнику стр.157.
Форма работы - самостоятельная
Один ученик у доски.
- Выпишите из орфографического словаря слова, относящиеся к теме родной край, родина, написанные с большой буквы.
г) Проверка
Отечество, Москва, Россия.
- Кто согласен с написанными словами на доске?
- Кто не согласен?
- Почему?
- Те, кто выполнил правильно, поставьте + на полях.
Презентация.
Чтение научного текста. (Использование толкового словаря)
Из толкового словаря. Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
Наша страна – Россия, столица – Москва, республика Мордовия, столица Мордовии – Саранск. Город, в котором мы живем – Рузаевка.
Допишите Мордовия, Саранск, Рузаевка.
д) Проблемный вопрос.
- Что вы заметили?
Все слова написаны с большой буквы.
- Какой можно сделать вывод?
Возможно, на уроке мы будем говорить о словах, которые пишутся с большой буквы.
- Прочитайте высказывания.
Презентация.
Чтение художественного текста.
«Самое лучшее предназначение есть защищать свое Отечество». Державин Г. Р.
«Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу». Есенин С. А.
III. Целеполагание.
Презентация.
(Карта муниципального рузаевского района)
Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы
- На карте вы видите реки, озера, город, села и деревни рузаевского района.
- Как вы считаете, это имена собственные?
Да, это имена собственные, потому что у каждой реки, деревни, у каждого города, села, озера есть свое собственное имя.
- А как пишутся имена собственные?
Имена собственные пишутся с большой буквы.
- Сегодня на уроке мы поупражняемся в написании имен собственных и совершим путешествие в мир топонимики.
Презентация.
Чтение научного текста. (Использование толкового словаря)
Из толкового словаря: топонимика – наука, которая занимается географическими названиями.
- Сегодня только начало этого путешествия: наш путь через город, села, деревни, реку, озеро.
IV.Открытие детьми нового знания.
1.Упражнения в написании большой буквы в названиях городов, сел, деревень.
Форма работы - коллективная работа.
- Как называется город, в котором мы живем?
- Почему он так назван?
Варианты ответов детей. Защита мини-проектов
В 1631 году, согласно документам, по повелению московского царя Михаила Федоровича, а вернее, по указанию его отца патриарха Филарета татарскому князю Уразу Тонкачееву, состоящему на службе у московского царя, пожалованы были земли. Первое поселение, по преданиям, было названо по имени владельца земли – татарского хана Ураза – Уразаево. Потом Уразаевка. К концу XVII века оно писалось Рузаевка.
Презентация
Ураза Тонкачеев.
Уразаевка
Рузаевка
2. Чтение стихотворения Россохиной Наташи учителем
Слайды из презентации с изображением красивых мест Рузаевки.
На этой большой планете,
В огромной такой стране,
Есть город один на свете,
Который так дорог мне.
Он маленький, но чудесный,
В тенистой дали лесной
Рузаевка, как невеста,
В цветущих садах весной.
А где-то дымят заводы,
И поезд бежит по рельсам,
Ах, как это все знакомо.
Знакомо с рожденья, с детства.
И синее небо в мае.
А в августе – золотое.
Над милым с рожденья краем,
Любимое и родное.
И если вдали от дома
Я буду когда-то где-то.
То поздней весною вспомню,
В мой город приходит лето.
3. Работа с текстом
а) Выборочное списывание.
Форма работы самостоятельная.
- Прочитайте текст. Выпишите имена собственные.
Я живу в Рузаевке. Рузаевка – город железнодорожников. Мой папа работает машинистом. Он водит пассажирские поезда. По территории города протекает река Инсар. Я люблю свой город.
б)Провера.
(Р,р)узаевка, (И,и)нсар.
- Кто согласен?
- Кто не согласен? Почему?
- Почему это имена собственные?
Потому что это названия города и реки.
- С какой буквы вы написали имена собственные?
С большой, потому что имена собственные пишутся с большой буквы.
Вывод.
Названия городов и рек – имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы.
Рузаевка, Инсар.
- Кто написал правильно, поставьте + на полях.
в ) Работа с текстом
1. Определение признаков текста
Форма работы - фронтальная
- Прочитайте текст еще раз. Вспомните признаки текста. Какие ошибки допущены при построении этого текста?
Варианты ответов детей:
Текст состоит из предложений.
Предложения в тексте связаны по смыслу.
У текста есть начало, середина и концовка.
У текста есть заглавие.
По заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте.
2. Озаглавливание текста
Форма работы - фронтальная
- Давайте озаглавим текст.
Я живу в Рузаевке.
Я люблю свой город.
Рузаевка.
Рузаевка – город железнодорожников.
Я люблю свой город.
Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы
Можно озаглавить
Я живу в Рузаевке. Иногда озаглавливают текст по его началу.
Можно озаглавить
Я люблю свой город. Это главное в тексте.
- Скажите, в чем особенность нашего города?
- Какой заголовок более точно отображает основную мысль текста?
Рузаевка – город железнодорожников.
3.Исправление текста
Форма работы - фронтальная
- Посмотрите внимательно, все ли предложения относятся к этой теме?
- Какое предложение лишнее?
По территории города протекает река Инсар.
V.Первичное закрепление
1.Чтение упражнения.
- Прочитайте названия сел и деревень.
(А,а)рхангельское (Г,г)олицино, (С,с)трелецкая (С,с)лобода, (Ш,ш)ишкеево, (П,п)айгарма,
(К,к)расный (К,к)лин.
2. Чтение научного текста. (Использование толкового словаря).
Из толкового словаря. Село – это поселение людей, на территории которого находится церковь, деревня – это то место, где церкви нет.
- Архангельское Голицино, Стрелецкая Слобода, Шишкеево, Пайгарма – села, Красный Клин – деревня.
Вывод.
Названия сел и деревень – имена собственные, а имена собственные пишутся с большой буквы.
VI. Самостоятельная работа.
Форма работы – групповая.
1.Письмо слов в алфавитном порядке
- Напишите их в алфавитном порядке.
2.Проверка
Архангельское Голицино, Красный Клин, Пайгарма, Стрелецкая Слобода, Шишкеево.
- Сравните со своей записью, кто не сделал ни одной ошибки, встаньте.
- Две ошибки?
- Больше двух?
- Те ребята, кто не сделал ни одной ошибки, поставьте + на полях.
3.Защита мини-проектов детей.
Пересказы научных текстов.
Архангельское Голицино было вотчиной тайного советника и сенатора князя Дмитрия Михайловича Голицина. Название Архангельское связано с названием церкви Архангела Михаила.
Красный Клин – определение «красный» - хороший, красивый, нарядный, благоустроенный. Рядом с этим селом сходились клином две железнодорожные ветки.
Пайгарма – название образовано от мордовских слов «пой гурыне» (пою курыня) – осиновая рощица, поселение, возникшее у осинового леса, на территории села находится Параскево - Вознесенский монастырь, мы там были на экскурсии.
Стрелецкая Слобода – слобода – тип поселения в феодальной России в XI – XVIII веках, поселение около города- крепости. Определение «стрелецкая» Указывает, что в 1647 году рядом с городом-крепостью Шишкеево жили стрельцы, охранявшие юго-восточную границу Российского государства.
Из толкового словаря – стрелец – в русском государстве 16 – 17 вв.: военнослужащий особого постоянного войска.
Шишкеево – русское село на речке Шишкеевке основано в 1638 – 1641 годах, как опорный военно-стратегический пункт на юго-восточной границе Российского государства. В 1642 году здесь несли сторожевую службу 250 казаков из татар, мордвы и русских. Остались остатки земляных валов подбашенных насыпей.
VII.Работа по развитию речи
- Красивых мест в рузаевской стороне немало. Одно из них урочище Ендова, неподалеку от села Стрелелецкая Слобода. Ендова – искусственный водоем.
1.Составление предложения
Форма работы - самостоятельная
- Составьте предложение.
Озеро, (Е,е)ндова, лебеди, поселились.
2.Проверка.
На озере Ендова поселились лебеди.
- Встаньте, те, кто выполнил так?
- Кто по-другому?
3. Вывод.
- Почему слово Ендова написали с большой буквы?
Это название озера, значит имя собственное, а имена собственные пишутся с большой буквы.
- Нужно очень любить, беречь и охранять свою малую родину, чтобы с этих мест не улетели лебеди.
VIII. Итог урока.
а) Ребята по кругу высказываются одним
предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного
экрана на доске:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
урок дал мне для жизни
мне захотелось
б) Рефлексия
Отметить тех ребят, кто за урок заработал 4 + на этом уроке, похвалить тех, кто получил больше + сегодня, чем вчера, пожелать удачи всем остальным работать лучше на следующих уроках.
в) Чтение учителем стихотворения
-Еще раз, ребята, на этом уроке призываю вас к патриотическому чувству.
«Песня о Рузаевке»
Алексей Вергасов
Дожди и туман, непогода и слякоть,
Летят журавли, громко в небе трубя,
Рузаевка – дом, где смеяться и плакать,
Не смог бы я жить без тебя, без тебя.
Перхляй, Огарево, Шишкеево, Левжа,
Трускляй, Ключарево, Болдово, Шебдас,
Мы любим тебя, так же нежно, как прежде,
Рузаевка, ты лишь одна у всех нас.
Проходят года и проходят столетья.
Мы будем здесь жить, и трудиться любя,
Тебя, дорогая Рузаевка, в сердце
Храним лишь тебя, одну лишь тебя.
Пусть веют ветра и сгущаются тучи,
Но вновь журавли к нам весной прилетят,
Мы вместе с тобой, и не надо нам лучше,
Рузаевка – дом, где друзья приютят
Стрелецк, Куликовка, Голицино, Левжа,
Сузгарье, Пайгарма, Озерки, Шебдас,
Мы любим тебя, так же нежно, как прежде,
Рузаевка, ты лишь одна у всех нас,
Рузаевка, ты лишь одна у всех нас.






.






15