Технологическая карта урока руского языка Развитие умения писать большую букву в именах, фамилии и отчествах людей


Предмет: русский язык (урок 72)
Класс: 2
Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации умений.
Программа 2100
Технологическая карта
Тема РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПИСАТЬ БОЛЬШУЮ БУКВУ В ИМЕНАХ,
ФАМИЛИИ И ОТЧЕСТВАХ ЛЮДЕЙ
Цель Пробудить желание искать и находить исторические корни слов, развивать умение писать большую букву в именах и фамилиях людей; повторять порядок букв в русском алфавите. Осознание себя носителем языка как части культуры.
Задачи Образовательные:
-получение знаний об именах собственных, пробудить желание искать и находить исторические корни слов;
-совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных,
-совершенствование умений работать с планом, составлять кластер, работать в паре
Воспитательные:
-воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем
при работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь.
Развивающие:
-развитие познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии,
-развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, формирование орфографического навыка,
- расширение кругозора обучающихся,
-развитие творческих способностей, исследовательских умений.
Формируемые УУД Личностные: Формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.Проявлять уважение к семье, традициям своего народа,к своей малой Родине.Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой еётоварищами,учителем.
Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,ориентироваться в рисунках ,схемах, таблицах, сравнивать и группировать слова по нескольким основаниям,находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.•Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.•Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
Основные понятия, ожидаемые образовательные достижения (результаты )Имя собственное, большая буква, имя, полное имя, фамилия, отчество. Закрепление умения писать большую букву в именах собственных, закрепление умений группировать слова по данному признаку, расставлять их в алфавитном порядке. Осознавать себя носителем языка как части культуры.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,
презентация,
раздаточный материал для парной работы,
карточки для составления плана урока.
Этап урока Деятельность учителяДеятельность обучающихся Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I.Организационный момент
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Повторяют правила поведения на уроке, приветствуют гостей.
Проговаривают «ступеньки знаний». Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке
Книжка, ручка и тетрадки!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и ….. (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай …. (не перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку…. (поднимать)!
-Сегодня на уроке нас ждёт удивительное открытие. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся к нему по ступеням знаний.
(На доске слова)
НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД
-И так кто дома подумал над тем, как могла образоваться ваша фамилия?
-Ответы детей Уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
Регулятивные УУД).
Уметь составлять план урока с помощью учителя. (Познавательные УУД).
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Формулирование темы урока.
Напоминает правила посадки при письме, правила положения тетради.
Даёт задание обучающимся, организует проверку. Подводит обучающихся к формированию цели урока.
Следят за осанкой, за положением тетради при письме.
Записывают число.
Делают вывод.
Вспоминают правило.
Записывают буквы в алфавитном порядке, группируют по именам, фамилии, отчествам.
-Откройте тетради, приготовьтесь писать. Проверьте правильность посадки и положение тетради.
-Запишите сегодняшнее число.
Минутка чистописания.
С, П, К, А, Н, И,Л-Прочитайте буквы. Что заметили?
-Когда слова пишутся с заглавной буквы?
-ответы детей.
Молодцы!
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело
Ставится буква у строчки в начале
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо:
Имя, фамилия, отчество, город
Буква большая- совсем не пустяк.
В букве большой- уважения знак!
-Кто из вас догадался, какая тема нашего урока?
-ответы детей.
-Запишите эти буквы к себе в тетрадь в алфавитном порядке.
(на доске слова)
Павел, Иванов, Кирилл, Петрович, Алла, Кузнецова, Семеновна, Николаевич, Лавров.
-Почему слова написаны с большой буквы?
-ответы детей.
-На сколько групп можно разделить эти слова? Почему?
-ответы детей.
(3 ученика работают на доске: имя , отчество, фамилия.)
Павел Иванов Петрович
Кирилл Кузнецова Семеновна
Алла Лавров Николаевич
(на доске картинка девочки и мальчика)
-У этих ребят нет ни имени, ни отчества, ни фамилии. Подберите возможные варианты.
(один ученик выполняет задание на доске)
Возможные варианты Алла Семёновна Кузнецова и др.
Уметь располагать буквы в алфавитном порядке. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненых речевых ситуаций учавствовать в диалоге;слушать и понимать других
(Коммуникативные УУД). Уметь проводить сравнение по заданным критериям
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивнные УУД)
Самостоятельно ориентироваться в рисунках , таблицах, схемах,сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям; находить закономерности,наблюдать и самостоятельно делать выводы,выполнять задания по аналогии. (Познавательные УУД).
Принимать учебные цели,проявлять желание учиться. (Личностные УУД).
III «Открытие» обучающимися новых знаний
Цель.
Познакомить с правилом написания имён собственных.
Дать сведения по происхождению имёни фамилии, работа над понятием «отчество».
Даёт понятие полное имя, организует поисковую работу над понятием «имя»,
«отчество», «фамилия»
Совместно с обучающимися формулирует правило о написании имён собственных.
Работаем по плану урока: наблюдаю-замечаю-размышляю- делаю вывод.
Знакомятся с происхождением имён и фамилий.
Работают над понятием «отчества».
Совместно с учителем формулируют правило о написании имён собственных. Игра (на доске 2 столбика знаменитые люди по профессиям и Ф.И.О) (у детей карточки)
поэт Лев Николаевич Толстой
писатель Исаак Ильич Левитан
космонавт Александр Сергеевич Пушкин
художник Петр Ильич Чайковский
музыкант Юрий Алексеевич Гагарин
-Ребята что вы заметили?
-Что объединил первый столбик?
-Какие слова объединил 2 столбик?
-ответы детей…
-Что вы заметили в написании слов 1 столбика?
-А в написании слов 2 столбика?
-Какой можно сделать вывод правописания слов 2 столбика?
-ответы детей
- Значит, что мы будем изучать сегодня на уроке?
-ответы детей.
-Внимательно посмотрите на карточку, что странного вы заметили?
-ответы детей.
-С помощью простого карандаша соедините слова 1 столбика со словами 2.
-А теперь поменяемся с соседом и проверим правильность выполнения задания.
-Кто не согласен с выполнением задания соседа по парте ?-разбор ситуаций с показом соединений на доске
(ученик соединяет правильный вариант на доске на доску) Знать, какие группы слов относятся к именам собственным.
Знать правило о написании имён собственных. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других ,выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совмесном решении проблемы(задачи)
(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; ориентироваться в схемах,сравнивать,находить закономерности.
Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).
Осуществлять само и взаимопроверку работ,корректировать выполнение задания.
(Регулятивнные УУД)
IV. Беседа, рассказ учителя об основных именах собственных. Слова «тезки». - Ребята, как вы думаете, зачем нужны имена?
Учитель:
- «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» - поётся в песенке из знакомого мультфильма.
С тех самых пор, как людям начали давать имена, стало ясно, что между человеком и его именем существует тесная связь – это мы выяснили, работая над проектом «Наши имена»
- Какие же имена были раньше? (сообщения учеников)
Учитель: Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост.
Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз).
Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша.
- Современные родители выбирают имена своим детям по-разному – это мы с вами выяснили, работая над проектом.
- Запишите в тетради своё имя.
- Как вы написали это слово? Почему?
-Знаете ли вы, что имена могут звучать по- разному?
- Как называли вас мамы, когда вы были маленькими? (Ванечка и т.д.). Запишите.
- Это ласковые формы имен.
- Как будут вас звать, когда вы вырастите? (Иван и т.д.) Запишите своё полное имя.
- Взрослых называют полными именами, а детей – сокращенными именами или ласковыми.
- Кто такие тёзки?
-Где мы можем получить ответ на вопрос?
-Узнайте!
- Есть ли у нас в классе тёзки?
- Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань».
        В  первом  классе  восемь Тань –
        Это  прямо наказанье!
        Ведь у них,  куда  не глянь,
        Всюду – Таня, Таня, Таня!
        Если  скажут «Таня  встань!»
        Встанут  сразу  восемь Тань.
        А  ведь  можно  очень  просто
        Разобраться  в новичках…
- А как вы  думаете, как  можно разобраться в  новичках? Что ещё есть у каждого из вас, кроме имени?
-Ответы детей. Фамилия.
-Она тоже ваша собственная! Давайте откроем
А как же появились фамилии?
О ФАМИЛИЯХ (Видео).
-Запишите свою фамилию. Как вы будете её записывать?
-Ответить на следующий вопрос вам поможет рассказ М. Разумовской «Петин папа»
Чтение рассказа М. Разумовской «Петин папа»
Сегодня Лёня Китайчиков сказал ни с того, ни с сего:
- А моего папу зовут Алексей Ильич!
А Витя Парамонов не растерялся и ответил:
- А моего – Степан Иванович!
- А моего – Константин Аркадьевич, - сказала Наташа Иванова.
- А моего – Борис! – сказал Дима Ушаков.
- А моего – Лёша! – сказал Женя Бобин.
- А твоего папу как зовут? – спросили ребята у Пети Быкова.
- Папа, - ответил Петя.
- Так не бывает, - сказал Лёня Китайчиков. – Папа – это не имя. Папа- это вроде как прозвище.
- Нет, имя, - обиделся Петя. – Все его так зовут.
- И мама? – спросили ребята.
- Да, - сказал Петя.
- И бабушка?
- Бабушка не зовёт, она уехала в Среднюю Азию.
Но ребята ему не очень поверили.
- Мы не знали, что ты, оказывается, обманщик.
- Ребята, - вмешался я. – Может, Петя и не обманщик. Может, и правда его папу зовут Папа? Может, у него имя иностранное.
Ребята уже почти совсем согласились со мной, как вдруг Вадик Бакирский спросил у Пети:
- А как тебя зовут по имени-отчеству? Пётр Папович?
А Петя вдруг весь надулся и ответил:
- А вот и не Папович. Пётр Николаевич, вот как моё имя-отчество.
- Так как всё-таки звали Петиного папу? Давайте разберёмся.
-А как будут звать вас, когда вы вырастете?
-Теперь мы легко сможем ответить и на вопрос: Как пишутся Ф.И.О?
-Значит, как пишутся имена собственные? (На доске)
Имена, фамилии,
Отчества людей
Ты с заглавной буквы
Записывай скорей! - Проявлять интерес к процессу письма, к способам решения новой частной задачи;желание учиться.
(Личностные УУД).
-Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе, устанавливать причинно-следственные связи ( в рамках доступного)
(Познавательные УУД).
-Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.
(Регулятивнные УУД)
-Вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное); участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
(Коммуникативные УУД).
ФИЗМИНУТКА Организует проведение физминутки. Участвуют в физминутке. «Будь внимателен!» (Называю слова, если слово пишется с большой буквы- подпрыгнуть, если с маленькой – присесть)
Саша, малыш, девочка, Александр, человек, Викторович, Соколов, мальчик, роза (Роза)
-Почему на последнее слово надо и присесть, и подпрыгнуть? Уметь отличать имена собственные от других слов. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Следовать режиму организации учебной внеучебной деятельности.
(Регулятивные УУД).
V. Первичное закрепление
Цель.
Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных. Организует работу с тренажёром, работу над проблемным вопросом, работу над предложениями.
Работают с тренажёром, вспоминают изученное правило, записывают одно из предложений в тетрадь. 1.ТРЕНАЖЁР (если буква заглавная поднять руку).
(иллюстрация девочка)
2. Работа над проблемным вопросом.
(Иллюстрация девочка с букетом)
3.Прочитайте предложения, что вы заметили?
( мальчик на рыбалке)
Вот моя подружка роза, а в руке у розы розы.
Вася рыбаков был у рыбаков.
Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы розы.
Вася Рыбаков был у рыбаков.
- Как же записать правильно? Какое правило надо помнить? Запишите самостоятельно одно предложение на выбор в тетрадь, соблюдая это правило.
-ответы детей, рассуждения. Уметь отличать имена собственные от других слов, правильно их записывать. Умение ориентироваться в таблицах, схемах,рисунках,
Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность выполнения задания опираясь на иллюстративный материал.
(Регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных речевых ситуаций.
(Коммуникативные УУД).
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель.
Проверить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний.
Организует работу в парах, используя алгоритм. Работают в парах, используя алгоритм. -А сейчас вам предстоит поработать в парах. Открываем учебник упр.150 стр.94
Ваша задача, посовещавшись, выбрать правильный подход к выполнению задания, числами отметить порядок написания и объяснить свой выбор.
(на доске)
Алгоритм
Прочитайте.
Выберите.
Отметь .Самопроверку выполняет пара по эталону. (если верно, то над словом +, если нет, то -)
(на доске)
-Кто верно?
-Кто не верно?
Над чем надо поработать?
Выполнение работы детьми в парах по заданию.
-Давайте прочитаем правильный вариант выполнения задания цепочкой по партам. Приготовились. 1 парта под цифрой 1
-Барто Агния Львовна,
Берестов Валентин Дмитриевич,
Ершов Петр Павлович,
Заходер Борис Владимирович,
Мориц Юнна Петровна,
Носов Николай Николаевич,
Пушкин Александр Сергеевич,
Чарушин Евгений Иванович.
-записываем в тетрадь.
Уметь распределять имена собственные в алфавитном порядке, правильно их записывать. Уметь работать в парах,учавствовать в диалоге,слушать и понимать других,реагировать на реплики,задавать вопросы,высказывать свою точку зрения.
(Коммуникативные УУД).
Уметь работать по алгоритму Уметь выполнять самопроверку.
(Регулятивные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
Выполнять задание по аналогии,объяснять смысловую зависимость очередности от алфавита.
(Познавательные УУД).
VII Итог урока.Цель.
Фиксация нового содержания урока.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Выполняют самооценку.
- Давайте вспомним, на какие вопросы нам предстояло ответить в начале урока?
-Как вы считаете, мы получили на них ответ?
Отвечаем!
Откроем дневники и запишем домашнее задание
Упр.123 стр.57 (дидактический материал)
-Оцените свою работу (используя условные знаки)
(схема самооценки)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ,признавать собственные ошибки,сопоставлят свою оценку с оценкой товарищей и учителя.
(Личностные УУД).
Литература и видеоматериалы:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 2 класс - М: БАЛЛАС, 2012.
Волина В.В. Праздник букваря: Книга для учителей и родителей – М: АСТ-пресс, 1995.
Комисарова Л.Ю. Дидактические материалы по русскому языку 2 класс – М:БАЛЛАС, 2010.
Пронина О.В. Мои волшебные пальчики – М:БАЛЛАС, 2010.
Значение имени http//znachenie-fio.ru/znachenie imeni Значение фамилии http//znachenie-fio.ru/znachenie familii