Занятие по внеурочной деятельности в 5 классе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на тему: «Семья и семейные ценности в разных религиях мира.Любовь- главная семейная ценность


БОУ «Егорьевская основная общеобразовательная школа»


Открытое занятие
по внеурочной деятельности
в 5 классе
«Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
Тема: «Семья и семейные ценности в разных религиях мира.
Любовь - главная семейная ценность»
Подготовила и провела: учитель истории Никонорова Татьяна Вячеславовна
2016г.
Цель: показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить , как традиционные религии относятся к семье.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать семейные ценности; смогут объяснить сущность и особенности семейных ценностей и традиций, формировать представления о роли семьи в традиционных религиях России: православие, ислам, буддизм, иудаизм, определять основные ценности семьи в православии на примере истории Петра и Февронии;
Формирование УУД:
предметные: умения логически мыслить; определять цель урока, умение давать определение понятию «семейные ценности» ;
метапредметные: формирование умения строить совместную деятельность, развитие умения находить нужную информацию в источниках, готовность слушать собеседника, формировать умение излагать свое мнение, вести диалог;
личностные: формирования готовности и способности учащихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию , воспитание необходимости уважительного отношения к семейным традициям.
 Словарь : 
семейные ценности - это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям.
Реликвии - документы, воспоминания, письма, награды.
Лада- покровительница семейного счастья, матерей, детей, вдов и сирот.
 Ресурсы : проектные работы учащихся, раздаточный материал, ноутбук, экран, проектор, презентация
Этапы/ время Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I этап
Орг. момент
( 1 мин.) - Дети встают в круг. Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
Из глубокого колодца (руки “О”)
Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой)
Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
Новый день оно начнет (руки вниз широко).
С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.
дети повторяют движения за учителем
II этап.
Мотивация
(не более
2-3 мин) Начать наше занятие я хочу с притчи : «О детях и их родителях». (включает видеозапись)
- Я думаю, что вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии.
- Да, о семейных ценностях, о том, что любовь главная семейная ценность, и как традиционные религии России относятся к семье.
(Слайд 1)
А что вы хотите узнать на нашем занятии?
Слушают и анализируют притчу
- отвечают на проблемные вопросы;
- формулируют предполагаемую тему занятия, цели
Что такое семейные ценности . Какие семейные ценности существуют в других религиях мира
III этап. «Открытие» нового знания
1.Погружение в проблему «Семейные ценности»
5 мин
2.Демонстрация гербов учениками.
5 мин
(Слайд 2).
Давайте откроем словарь Ожегова и найдем что такое ценности. В словаре Ожегова : «Ценности – то, что человек ценит в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность.»
(Слайд 3).
А семейные ценности – это… Я вам предлагаю вспомнить и собрать ромашку, на лепестках которой даны названия семейных ценностей.
Я буду читать пословицы, а вы должны догадаться, о чем я говорю. У кого окажется лепесток с названным качеством, выходит и прикрепляет его на доску.
1.Отца с матерью почитать – горя не знать (Уважение к старшим).
2. В дружной семье и в холод тепло (Дружба).
3. Родители трудолюбивы - и дети не ленивы (Трудолюбие).
4. Семья, где помогают друг другу, беды не страшны (Взаимопомощь).
5. В тесноте, да не в обиде (Терпение).
6. Семьей дорожить – счастливым быть (Верность).
7. ...Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...
- На чем же держаться лепестки? (На сердцевине).
- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину?( Могут рассыпаться).
- Что же, по-вашему, символизирует сердцевина? Я подскажу: Дом согреет не печь, а любовь и согласие.(Любовь).
Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – важнейшая семейная ценность.
В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым. Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды , радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты не всегда удается. Но если в семье есть взаимопонимание и любовь, то все проблемы обязательно решаются и на душе у всех легко и радостно.
(Слайд 4).
Недаром в народе говорят: «Когда в семье лад, не нужен и клад».
(Слайд 5).
А что значит «лад». Слово "лада" - старинное русское. Лада – покровительница семейного счастья, матерей, детей, вдов и сирот.
Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должны уметь ладить друг с другом.
- Каждую семью что-то объединяет. В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Все это называется семейные ценности.
Семейными ценностями являются верность, уважение, память предков, традиции семьи.
К ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды.
Семейный альбом, родословное дерево – также являются семейными ценностями.
Принято составлять семейный герб, в котором находят свое отражение главные отличительные особенности или характер семьи, ее ценности.
- Я тоже вас просила подготовить герб своей семьи. Вы готовы показать свои проекты и рассказать что вы на них изобразили?
Ребята, вы все молодцы! Меня порадовало то, что в своём гербе вы отразили не только себя, но и всех дорогих вам людей. Проекты у вас у всех получились интересные, творческие, индивидуальные. Дети слушают учителя, вступают в беседу
Слушают, прикрепляют лепесток с названным качеством на доску
Дети демонстрируют свои проекты
5.Самостоятельная работа.
Работа с первоисточниками.
10 мин
Модель «Обмен знаниями».
1.Инструктаж.
2.Исследование
3.Обмен знаниями.
- Именно в семьях дети узнают о традициях своего народа , об основах своей веры. Сейчас мы поговорим об отношении к семейным ценностям в традиционных религиях России.
Вам сегодня предстоит стать исследователями, которым нужно поработать с источниками и ответить на вопрос :(Слайд 6
Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?
- У вас на партах лежат эмблемы
lefttop
Вы должны будете изучить предлагаемые источники. По ходу своей работы вы будете заполнять таблицы.
В ходе нашей работы мы должны ответить на главный вопрос: Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? А для этого вам нужно будет внимательно слушать выступления всех .
Слайд 7
Вывод: в каждой религии семейные ценности одинаковы. Во всех религиях семья играет огромную роль в жизни человека. Основными ценностями семьи являются: любовь мужа и жены друг к другу, к детям, почитание родителей, согласие, забота, терпение, уважение, ответственность друг перед другом.
Дети получают источники
Заполняют таблицы
Участники изучают свои источники и готовятся к освещению , выступают по очереди и знакомят всех с результатами своей работы.
IV этап
Физкультминутка
1-2 мин Просмотр видеоролика «Молитва о семье»
- О каком празднике этот видеоролик?
Рассказ с элементами беседы
7мин Слайд 8.
- Ежегодно в России 8 июля отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности.
Слайд 9.
Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. В этот день православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии. Интересна история их жизни. Расскажет нам о ней Алейникова Анастасия.
- О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?

Инициатива празднования Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями России – ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви. И, с каждым годом День семьи, любви и верности становится все более популярным в нашей стране.  Рассказ ученика
V. этап. Первичное осмыслениеи закрепление знаний
1.Прослушивание проектов «Моя семья»
мин2.Работа над легендой
1минСемья – это любовь. Невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, членов своей семьи .
К нашему занятию ребята подготовили сочинения о своей семье, ее традициях.
Из ваших сочинений видно, что в ваших семьях живет мир и согласие, любовь и понимание.
- Какая семья называется дружной?
О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.
« Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?) Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
- Семья – это самое святое, что есть у человека в жизни. Ради семьи мы готовы на любые подвиги и именно в семье находим радость, спокойствие и гармонию, именно семья дает нам силы жить и творить, радоваться каждому проявлению жизни.
Зачитывают свои сочинения
Слушают легенду, отвечают на вопрос
Рефлексия 2мин -Ребята , у вас на партах лежат символы семьи ромашки. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравилось наше занятие, если вы узнали что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если занятие вам не понравилось – гримасу. Если в занятии что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.
Слайд 10– Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это крепкая страна!
- Сегодня наш разговор был о семье и семейных ценностях. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.
 И вот на этой хорошей ноте я хотела бы закончить наше занятие.
Слайд 11
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.
Пусть дети и взрослые помнят всегда-
Семья-это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
Дети раздают гостям ромашки
Приложение 1
Ислам
Чем является семья Как должны жить люди в браке? Отношение к старшим. Обязанности родителей перед детьми.
Иудаизм
Чем является семья Как должны жить люди в браке? Отношение к старшим. Обязанности родителей перед детьми.
Православие
Чем является семья Как должны жить люди в браке? Отношение к старшим. Обязанности родителей перед детьми.
Буддизм
Чем является семья Как должны жить люди в браке? Отношение к старшим. Обязанности родителей перед детьми.