Конспект группового занятия по формированию здорового образа жизни «Смысл жизни»

Государственного бюджетного учреждения Республики Крым
«Клинический санаторий для детей и детей с родителями
«Здравница»







Конспект группового занятия по формированию здорового образа жизни

«Смысл жизни»


(зачитывался на методическом объединении):





Подготовила:
педагог-психолог
Штефан Н. Л.




г. Евпатория, 2016 г.
Конспект группового занятия по формированию здорового образа жизни «Смысл жизни»

Цель: формирование у учащихся активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций путем привития навыков ЗОЖ и профилактики воздействия вредных зависимостей.
Задачи:
развивать у подростков способность к саморефлексии и содействовать осознанию их жизненных целей;
помочь подросткам сформировать активную жизненную позицию;
развивать целеполагание и стремление к реализации личностного потенциала.
Участники: подростки в возрасте 14-15 лет.
Время (длительность занятия): 70 минут.
Материалы и оборудование:
Бумага А4, 10 жетонов, карандаши, мяч, заготовленные заранее индивидуальные задания - лист бумаги в форме классического герба.
Форма занятия: Занятие проводится в стандартной форме по структуре тренингового занятия и включает в себя: организационный момент (ритуал приветствия, разминочные упражнения), основная часть (подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания), подведение итогов (рефлексия) и ритуал прощания.

Ход мероприятия.
Приветствие (2 минуты).
В качестве приветствия может быть использовано упражнение «Моё имя» для участников временной (сборной) группы; возможны другие варианты. Упражнение «Продолжи предложение»: определите, что для вас значит жизнь, и продолжите фразу: «Жизнь – это ».

Упражнение «Стрела жизни» (5 минут).
На листах бумаги можно нарисовать различные варианты стрелок: прямые, круговые, зигзагообразные, витиеватые и предложить участникам выбрать: какой из рисунков соответствует вашему жизненному циклу. Можно предложить нарисовать и свои стрелки тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок.
Обсуждение: Почему вы выбрали эту форму стрелки? Где сейчас вы находитесь на этой стрелке? Куда (к чему) стремится ваша «стрела жизни»?
Деловая игра «На что потратить жизнь» (15 минут).
Цель: осознание необходимости осуществления выбора жизненных целей.
Инструкция: Я раздаю вам по 10 жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, физических и душевных сил, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность и соответственно ваша жизнь.
Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетон или «сэкономить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбирать любую из них или никакую вообще, но только не обе сразу. Приобрести каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставляется на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, то вы уже ничего не сможете приобрести. Готовы?
Итак, начинаем «торги»:
№ пары
Пары ценностей

1.
А. Хорошая просторная квартира или дом (1 жетон).
Б. Новый спортивный автомобиль (1 жетон).

2.
А. Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга (2 жетона).
Б. Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (мужем) (2 жетона).

3.
А. Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет (1 жетон).
Б. Один настоящий друг (2 жетона).

4.
А. Хорошее образование (2 жетона).
Б. Предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона).

5.
А. Здоровая семья (3 жетона).
Б. Всемирная слава (3 жетона).
После того, как все участники приняли решение купить одну из этих вещей или не покупать ни одной, объявите, что выбравшие здоровую семью получают назад в награду два жетона.

6.
А. Изменить любую черту своей внешности (1 жетон).
Б. Быть всю жизнь довольным собой (2 жетона).

7.
А. Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения (1 жетон).
Б. Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените (2 жетона).
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон (если у них остались жетоны). Объясните, что есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

8.
А.Чистая совесть (2 жетона).
Б. Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали (2 жетона).

9.
А. Чудо, совершенное ради любимого человека (2 жетона).
Б. Возможность заново пережить (повторить) любое событие прошлого (2 жетона).

10.
А. Семь дополнительных лет жизни (3 жетона).
Б. Безболезненная смерть, когда придет время (3 жетона).


Торги закончены, больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Обсуждение игры. Ответьте на следующие вопросы: Какой покупкой вы более всего довольны? Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели? Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

Упражнение «Мой жизненный путь» (10 минут).
Инструкция: «Путник шёл по дороге, которая называлась «Жизнь». Дорога привела его к перекрёстку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?
Представьте себя на месте этого путника О чём вы думаете, что вы чувствуете?
Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листке свой жизненный путь: свою прошлую историю, своё положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни (дорогу и перекрёсток). Каким был ваш жизненный путь до перекрёстка: ровным, извилистым, с ухабами, горами и обрывами? Куда вы хотите придти? Каким вы представляете свой путь после перекрёстка? С чем встретитесь на своём пути? Чему вам придётся научиться?
Обсуждение: Какие пути получились? В какой части своего жизненного пути путник наиболее счастлив, переживает радость? Что этому способствует? Важно обратить внимание на связь прошлого и настоящего, настоящего и будущего? Что общего между ними? Какова цель этого пути? Как вы узнаете, что ваша цель достигнута? Что вам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Какие условия, средства, возможности?

Упражнение «Мои ресурсы» (5 минут).
Подросткам предлагается подумать над следующими вопросами: что вам может помочь достичь ваших целей? Чем вы уже обладаете, чтобы достичь этих целей: черты характера, друзья.
Инструкция: «Напишите свои четыре сильных качества (стороны), изобразите их в виде каких-то символов. Это ресурсы, которые вам помогут в жизни».

Упражнение «Мои достижения» (7 минут).
Важно, чтобы подростки научились выстраивать позитивную перспективу своей жизни. Это даёт им силы для преодоления возможных ошибок, кризисных периодов и сложностей жизни. Каждый подросток может научиться этому, сохраняя в памяти свои счастливые события и достижения. Для этого упражнения может быть использован мяч или другой предмет. Тот, у кого он в руках, рассказывает о том, что ему удалось в жизни. То, чего он хотел и достиг. Например: «Я помирился со старым другом», «Я исправил оценку по иностранному языку», «Я познакомилась с мальчиком, с которым хотела» и т.д.

Упражнение «Жизненные цели» (10 минут).
Цель: осознание собственных жизненных целей и их приоритетности.
Инструкция: «Напишите на листке в столбик 10 своих жизненных целей-ценностей, затем напротив каждой цели напишите, что вы делаете или собираетесь сделать, чтобы данную жизненную цель достичь (создаём формулу успеха)». Проводится обсуждение нескольких формул участников по желанию.
«Далее напротив каждой цели напишите, что вы не делаете или не сделали, чтобы достижение вашей жизненной цели стало возможным (определение «барьеров-помех»)». Проводится обсуждение нескольких «барьеров-помех» участников по желанию.
«Теперь вычеркните 3 наименее важные для вас из этих 10 жизненные цели; затем вычеркните 3 из оставшихся 7; затем – 3 из 4; та цель, которая осталась – это и есть главная для вас жизненная цель, поэтому мы можем конкретизировать теперь вашу фразу: «Жизнь – это ».

Упражнение «Личный герб» (10 минут).
Подросткам выдаётся лист бумаги в форме классического герба и предлагается создать свой герб. Верхняя его часть разделена на две. Левая половина посвящена прошлому: «Мои главные достижения», правая часть – будущему: «Мои главные цели в жизни». В нижней части отражается «Девиз моей жизни». После обсуждения содержания частей герба, подросткам предлагается придумать, что и какие символы могут выразить их ответы на эти вопросы и оформить свой герб.
Обсуждение: Что изображено на твоём гербе? Почему ты выбрал такой девиз? Чем, ты думаешь, он может быть полезен для тебя? В каких ситуациях он может быть для тебя бесполезен или даже ограничивать твои возможности? Что есть похожего в гербах? Какие отличия?
Рефлексия (обратная связь) (3 минут).
Ребятам предлагается ответить на вопрос о том, какие мысли о смысле жизни возникали у них по ходу занятия, или продолжить предложение: «Я живу для того, чтобы». Мнения могут высказываться по кругу или путем передачи игрушки, бросания мяча и т.д.

Список использованной литературы:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
2. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 320 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Тексты /Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- 272с.
4. Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков», Москва, 1988, стр.23-24
5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456с.
6. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера,2004. – с. 13–47.
7. Першанина Е.Проблема профилактики педагогической запущенности подростков // Советская педагогика 1984, № 5, стр.141
8. Психопрофілактика/ Упоряд. Т. Гончаренко. – К.: Редакції загально педагогічних газет, 2003. – 112 с. – (Бібліотека «шкільного світу»)
9. Рабочая книга школьного психолога./ Дубровина И. В., Акимова М. К., Борисова Е. М. и др.; Под ред. Дубровиной И. В.. – М.: Просвещение,1991. – с.163–215
10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство «Питер»,2000. – с.15–21
15