Анализ учебника по английскому языку для 5-6 классов, УМК «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» авторы: Биболетова М. З., Добрынина Н. В., Трубанева Н. Н., издательство «Титул», 2013 год


Анализ учебника по английскому языку для 5-6 классов, УМК «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» авторы: Биболетова М. З., Добрынина Н. В., Трубанева Н. Н., издательство «Титул», 2013 год
В ходе написания рецензии на данный учебник я придерживалась определенной схемы:
Название учебника
Авторы
Адресность
Структура учебника
Система заданий
Реализация современных подходов
Положительные стороны учебника
Отрицательные стороны учебника
Рекомендации по использованию
Учебно-методический комплект «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» предназначен для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. УМК выпущен под издательством «Титул», в 2013 году. Авторами данного учебника являются Биболетова М. З., Добрынина Н. В., Трубанева Н. Н. Издание рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
В учебно-методический комплект входят:
Учебник «Enjoy English» (5-6 класс);
Книга для учителя (авторы: Биболетова М. З., Трубанева Н. Н.);
Рабочая тетрадь (авторы: Биболетова М. З., Трубанева Н. Н.);
Книга для чтения (авторы: Биболетова М. З., Денисенко О. А.);
Аудиокурс к учебнику (CD, MP3);
Обучающая компьютерная программа.
Учебник обладает мягкой гибкой обложкой, формат издания – А4. «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» имеет креативное, красочное оформление, необычный форзац с изображением русских и английских достопримечательностей, а также школьников, занимающихся различными делами.
Учебник включает в себя 8 тематических блоков для двух лет обучения (1-4 блок для 5 класса, 5-8 для 6), каждый раздел тематически делится на секции. Последняя секция каждой главы представляет из себя домашнее задание. Необходимо отметить, что каждый раздел включает в себя набор определенных лексических и грамматических материалов (большей частью лексических). В конце каждой раздела учебника имеется список лексических единиц, а также тест для самопроверки. В начале учебника расположено содержание, оформленное на английском языке; в конце учебника – тексты для домашнего чтения, страноведческий справочник, лист неправильных глаголов, грамматический справочник и англо-русский словарь, где представлена необходимая для данного этапа обучения лексика.
Изучаемые темы являются актуальными и интересными для учащихся 5-6-х классов, учебник отмечен тематической прогрессией. В анализируемом учебнике присутствуют задания на все виды речевой деятельности и по всем аспектам языка. Разнообразие содержащихся в учебниках материалов, способствует использованию определенной методики, которая и обеспечивает достижение основных целей – научить общаться на иностранном языке в рамках повседневной тематики.
Следует отметить, что каждый раздел начинается с ознакомления и последующего применения активной лексики по заданной тематике (надо отдать должное авторам, что они не гонятся за количеством, объем новых слов и выражений не превышает 10 единиц. Новые слова периодически повторяются в текстах, диалогах, упражнениях и домашних заданиях). Вся представленная в данном издании лексика относится к продуктивному словарю. Однако упражнения для введения новых лексических единиц отсутствуют в анализируемом учебнике. Новая лексика представлена в виде списка слов для отработки фонетической стороны речи или же ее надо предварительно отбирать из текстов. Местами новый лексический материал представлен списком слов с переводом и даны уже готовые выражения с каждой лексемой. Однако переводной метод введения лексических единиц не всегда себя оправдывает. Он не способствует развитию логической догадки и мышления у учащихся. Но и в этом есть свой плюс – для введения лексики не используется однотипная работа, которая, в свою очередь ведет к снижению мотивации к изучению иностранного языка.
Учебник располагает небольшим разнообразием заданий для создания прочных и гибких лексических навыков. Игровые упражнения, мотивирующие школьников к изучению иностранного языка, представлены в малом количестве, большинство которых достаточно трудны для учащихся 5-6 классов (например: составить сценарий телевизионной программы).Несомненным достоинством рецензируемого учебника являются иллюстрации. Они используются не для декораций и увеличения объёма книги, а способствуют лучшему усвоению изучаемой лексики (также например, представлены задания такого рода: составить рассказ по картинкам, описать картинку и т.д.).
Вряд ли нужно доказывать, что для практического владения иностранным языком решающее значение имеют не теоретические знания, а автоматизированные речевые навыки и формирование собственного мышления на изучаемом языке. Данный учебник предоставляет огромное количество заданий на короткое высказывание (обычно 2-5 предложений) по какому-либо вопросу, где действующее лицо – сам ученик (в основном такие упражнения выполняются по образцу). Учебник предлагает большое количество заданий с использованием технических средств (аудирование). Грамматика представлена в меньшем объеме, но все же задания на ее изучение присутствуют. Чаще всего правила объяснены на русском языке для облегчения понимания и дальнейшего усвоения грамматического материала. Данное издание располагает творческими заданиями типа «Создать свой проект». Несомненно, такие задания имеют большой успех среди школьников.
Текстотека представлена в достаточном объеме, в основном для введения определенных языковых явлений преобладают тексты художественного стиля. По объему они небольшие, есть песенки, стишки, большое количество диалогов. В основном диалоги отражают повседневные ситуации, например, телефонный разговор. Такое «скудное» стилевое разнообразие текстов объясняется тем, что возраст и знания учащихся не позволяют изучать более сложные тексты.
Следует отметить, что данный учебник направлен на приоритетное обучение говорению как виду речевой деятельности. Он реализует в полной мере следующие современные подходы к обучению иностранным языкам:
компетентностный подход, в центре которого стоит понятие коммуникативной компетенции. Цель обучения иностранным языкам в рамках компетентностного подхода заключается в формировании коммуникативной компетенции, понимаемой как способность четко пользоваться иностранным языком в целях общения, учитывая всевозможные ситуаций общения;
когнитивно-коммуникативный подход, цель которого - формирование коммуникативной компетенции с особым акцентом на познавательном развитии ученика и его способностей;
межкультурный подход, образовательная цель которого понимается как развитие (нравственное и интеллектуальное) языковой личности школьника, способного к межкультурному общению на изучаемом языке;
дифференцированный подход, который предлагает использование различных упражнений в зависимости от цели обучения и видов речевой деятельности.
Несомненно, достоинств у этого учебника больше, чем недостатков:
хорошая наглядность;
темы отвечают интересам школьников 5-6-х классов;
актуальная подборка материалов и заданий;
все задания даны на изучаемом языке, иногда приведены комментарии на русском языке для снятия трудностей;
материал в целом направлен на воспитание таких качеств, как толерантность, взаимоуважение, сопереживание, взаимопонимание;
учебник содержит задания на все виды речевой деятельности;
красочное оформление.
Однако учебник имеет ряд отрицательных характеристик:
гнущаяся обложка (к концу учебного года учебник может принять неопрятный вид);
неудобный формат учебника (А4);
в учебнике представлены однотипные задания на виды речевой деятельности;
возрастное несоответствие некоторых упражнений;
отсутствуют упражнения для введения новых слов.
В заключение анализа учебника можно сделать вывод, и дать небольшие рекомендации по использованию. Ранее было отмечено, что учебник обладает обширной текстотекой. Как правило, различного рода тексты можно использовать и для формирования лексических навыков. Данные тексты должны предъявляться учителем, а учащиеся должны воспринимать их на слух и пытаться с опорой на наглядность догадаться о значении того, что сообщает учитель. Затем продуктивная лексика вычленяется и закрепляется в устной форме. Над новыми словами следует работать как в контексте, так и в изолированном виде, т.к. контекстуальное значение слова не всегда является основным.
В целом, издание вполне можно применять как основное в процессе обучения иностранному языку. УМК «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» для 5-6 классов используется во многих школах и учителя довольны данным изданием.