Статья Игра, как средство развития личности младшего школьника


Игра, как средство развития личности младшего школьника.
Богданова Ольга Сергеевна
учитель начальных классов
ГБОУ школа №621 Колпинского района Санкт-Петербурга
Игра, как средство развития личности младшего школьника.
Очень часто в классах встречаются агрессивные дети. Они не умеют элементарно общаться, вести беседу, у них вызывают трудности те коммуникативные умения, которые составляют основу нашей жизни. Агрессивность препятствует встрече с новыми людьми, приобретению новых друзей, получению удовольствия от потенциального приятного опыта общения.
Главной задачей при работе с такими детьми становится проблема «выхода» психо-эмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности. Надо вовремя войти в положение агрессивного ребенка младшего школьного возраста, понять, в каком сложном психическом состоянии он находится, и организовать коррекционную работу.
Вплоть до достаточно недавнего времени (начала 90-х годов прошлого века) внимание исследователей было направлено главным образом на выяснение причин агрессии, а не на поиск средств её предотвращения или коррекции. Многие ученые до сих пор уверены в неизбежности агрессии, в том, что она находится вне контроля, в силу того, что на неё влияет большое количество биологических, социальных факторов, устранить которые невозможно. Несмотря на это убеждение, ряд ученых (А. Бандура, Л. Семенюк, Р. Бэрон), рассматривая агрессию как приобретённые формы поведения, пришли к выводу, что агрессивное поведение поддается коррекции.
Правильно организованная воспитательная работа может влиять на снижение агрессивности у учащихся. Воспитательная работа должна пронизывать весь учебно-воспитательный процесс: уроки, перемены, внеурочные мероприятия – все должно быть направлено на развитие личности ребенка. При правильной организации работы проявление аффективного поведения, в том числе и агрессии, крайне редки, так как на развитие личности качеств ребенка большое влияние оказывает коллектив класса, в котором он учится.
Если учитель сталкивается с проявлением агрессивности ребенка, то он может воспользоваться одним из многих методов коррекции – игрой.
Именно в условиях игры ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели.
Игра обладает мощным коррекционным эффектом. С помощью игры ребенок регулирует свое поведение с поведением других людей. Через игру познает азы поведения в коллективе.
Нередко между детьми возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и проявлениями сверстника. Но именно в младшем школьном возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому человеку, без уступки другому он сам останется в проигрыше. Отношения по поводу игры и отношения игры выступают в действительности как школа социальных отношений. Именно в этих ситуациях ребенок учится быть человеком.
В игре ребенок становится самим собой среди других, то есть он принимает себя в группе, учится взаимодействовать, что создает адекватное возрасту чувство собственного достоинства и удовлетворенности общением.
В игре, взяв на себя определенную роль, ребенок тут же берет на себя и соответствующие роли правила. Ребенок должен вести себя по правилам и никак иначе. Если он нарушает правила и делает это постоянно или достаточно часто, то по отношению к нему будет определено детское общественное мнение его несостоятельности, его недисциплинированности. Но для каждого ребенка важно быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. В играх дети сознательно учатся подчиняться правилам, причем, эти правила легко становятся для него внутренними, не принудительными. Способность подчиняться правилам, то есть переход внешних правил во внутренние имеет особое значение для формирования личности младшего школьника. Овладевая правилом, ребенок учится управлять своим поведением, учится подчинять его определенной задаче. Именно в играх ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не на результат.
Несомненно, одним из средств развития личности младшего школьника является народная игра, несущая в себе народные традиции. Выготский Л. С. говорит: « Ребенок формируется по линии социальных отношений, лежащих в основе культуры, ибо культура наша по природе своей социальна и идет в направлении коллективизма».
Н. И. Ивочкина в своей статье «Коррекционные возможности народной игры» говорит о том, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании многих сторон личности детей: конфликтность в отношениях с окружающими, неадекватность самооценки, агрессивность, неумение подчинять личные интересы коллективным.
Игра способствует преодолению подобных затруднений, поскольку игровая этика усваивается детьми с желанием, без диктата со стороны педагога, что позволяет ребенку безболезненно формировать навыки саморегулирования и совершенствования поведения с окружающими людьми.
Кроме того, надо упомянуть о психологических играх, на которые откликаются даже те дети, которые считают себя слишком взрослыми для обычной игры. Такие игры помогают создать атмосферу доверительности, способствуют свободе самовыражения учащихся, дают возможность экспериментировать с формами поведения, не вызывая осуждения. Целью таких игр является: осмысление форм общения, причин конфликтов, поиск взаимопонимания между людьми, приятие себя и повышение самооценки.