Курсовая работа по педагогике Влияние внеучебных занятий младшего школьника на результаты его учебной деятельности

Минобрнауки России
ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет лингвистики
Кафедра педагогики




Курсовая работа по педагогике

«Влияние внеучебных занятий младшего школьника
на результаты его учебной деятельности»


выполнила студентка 2 курса
факультета лингвистики
группы ПЛА - 22 очной формы
обучения
Клековкина Алёна

Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук,
доцент педагогики
Трапезников С.М._____________
(подпись)
Оценка _________________
Дата «____» __________ 2013г.


киров
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .
3-6

ГЛАВА 1. Теоретические основы влияния внеучебной деятельности учащихся начальной школы на результаты их учебной деятельности
7-24

1.1. Сравнительная характеристика учебной и внеучебной деятельности младших школьников..

7-13

1.2. Роль учителя в организации внеучебных занятий младшего школьника
14-17

1.3. Требования к организации внеучебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения..
18-24

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению влияния внеучебных занятий школьников на результаты их учебной деятельности.
25-26

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению влияния внеучебных занятий школьников на результаты их учебной деятельности .

25-27

2.2. Характер влияния внеучебных занятий младших школьников на результаты их учебной деятельности, выявленные в рамках экспериментального исследования..
28-35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36-37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
38-42

ПРИЛОЖЕНИЯ.
43






Введение

Актуальность исследования: Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В преподавании всех школьных предметов определенное место отводится связи урочной и внеурочной деятельности. Анализ методической литературы по вопросу связи урока и внеурочной работы по предмету позволяет сделать вывод, что данная проблема очень интересует учителей, педагогов и психологов. Внеурочная деятельность, так же как и урочная способствует развитию познавательного интереса учащихся, способствует совершенствованию умений и навыков, расширению кругозора.
Урочная деятельность имеет свою специфику и особенности. Организация урока построена таким образом, что он ограничен во времени и не допускает отвлечений, даже когда группе учащихся наиболее интересен какой-либо вопрос. Другим образом построены внеучебные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми мерками. В обязанности учителя могут быть включены: руководство кружка, клубом по интересам, факультативом и т.п., что является продолжением целенаправленной работы на уроках и способствует дальнейшему развитию способностей школьников, формированию личности. Внеучебная деятельность объединяет все виды учебной деятельности школьников (см. Приложение 1), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеучебная работа, в рамках которой проходят внеучебные занятия, строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам младших школьников. Это дает возможность всесторонне учитывать запросы школьников, их индивидуальные наклонности, а также дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеучебных занятиях больше, чем на уроках, нельзя исходить только из их желаний. Учителю необходимо выполнять свою направляющую роль, поскольку ему легче определить, что будет необходимо во внеучебной жизни школьников.

Внеучебная и учебная деятельность рассматривается многими учеными, в частности Л. З. Якушиной, С. Н. Савиной, А. Н. Антрашенко, О. И. Аладко, Ю. К. Бабанским, И. П. Волковым, Н. М. Сокольниковой и др. [2],[27],[39],[47]. В процессе внеучебной деятельности педагог вместе с младшими школьниками размышляет о тех проблемах, с которыми сталкиваются учащиеся, ищет пути их разрешения, обеспечивая развитие нравственного и этического мышления учащихся, всестороннюю ориентировку в окружающем мире.
Организация внеучебных занятий - сложный и динамичный процесс, требующий владения умениями организовывать взаимодействие с учениками применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива младших школьников. На основе доброжелательности и искренности педагога учащиеся постепенно, с помощью различных форм деятельности строят свои взаимоотношения.
Именно внеучебные занятия по предмету дают учителю успешно культивировать у младших школьников те качества, без которых творческая личность может не состояться. Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеучебной работы, как кружки, секции, клубы, мастерские и т.д. Исходя из этого, возникает противоречие между большим количеством исследовательских работ отдельно по учебной и внеучебной деятельностями младших школьников и сравнительно меньшим количеством работ по влиянию внеучебных занятий на результаты учебной деятельности младших школьников, что явилось проблемой нашего исследования.

Цель исследования: выявить влияние внеучебных занятий младшего школьника на результаты его учебной деятельности.

Объект исследования: внеучебная и учебная деятельность учащихся в начальной школе.

Предмет исследования: взаимосвязь внеучебных занятий младших школьников с результатами их учебной деятельности.

Гипотеза исследования: учебная деятельность младших школьников будет успешнее, если ученик будет вовлечен во внеучебную деятельность по предмету при соблюдении следующих условий:
Учитывать психофизиологические особенности младших школьников;
Учитывать специфику учебного материала и дидактических задач предмета;
Знать потенциальные возможности данного УМК и пути повышения эффективности внеучебной деятельности.

В соответствии с актуальностью, проблемой, целью и объектом были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать отличия учебной и внеучебной деятельности;
2. Раскрыть роль учителя в организации внеучебной деятельности младших школьников;
3. Определить требования к организации внеучебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС;
4. Экспериментально определить влияние внеучебных занятий младших школьников на результаты учебной деятельности в рамках начальной школы.

Методы исследования:
Теоретические: беседа с учителями математики начальной школы по поводу успеваемости младших школьников и их вовлечения во внеучебную деятельность по предмету; анализ школьной документации учителей начальной школы: анализ дневников школьных экспериментальных классов, анализ диагностических материалов учителей математики.
Практические: методика определения школьной мотивации (Н. Г. Лускановой).

База исследования: учащиеся 2-х и 3-х классов МКОУ СОШ п. Краснооктябрьский, Куменского района, Кировской области.













ГЛАВА 1. Теоретические основы влияния внеучебной деятельности учащихся начальной школы на результаты их учебной деятельности

Сравнительная характеристика учебной и внеучебной деятельности младших школьников

Как отмечает В. В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Этот возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, их сотруднков и последователей: Л. И. Айдаровой, А. К Дусавицкого, А. К. Марковой, Ю. А. Полуянова, В. В. Репкина, В. В. Рубцова, Г. А. Цукерман и др. [23], [34], [47].
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий и т.д. Характеризуя учебную деятельность, ученые обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний, хотя это недостаточная характеристика. Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных знаний человечеством [23].
Кроме того, в структуру учебной деятельности входят учебная задача и учебное действие. Учебная задача - это то, что ученик должен освоить. Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученика должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает. Действие контроля - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. Действие оценки - определение того, достиг ли ученик результата или нет.
В учебной деятельности принято выделять 3 основных структурных компонента: мотивационный, операционный и контрольно-оценочный (см. таблицу 1 ниже) [31], [32], [33].
Таблица 1
Основные структурные компоненты учебной деятельности
Компоненты учебной деятельности

мотивационный
операционный
контрольно- оценочный

Указывает на то, ради чего школьник учится. Задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы сформировать у школьников учебно-познавательные мотивы, желание овладеть знаниями и умениями. Большую роль в формировании интереса к учению играет столкновение учащихся с пассивной трудностью. Столкновение с трудностью убеждает ученика, что необходимо получить новые знания, т.е. интересна та работа, которая требует умственного напряжения.
Определенная учебная задача и совокупность учебных действий, составляющих общий способ действия по решению учебной задачи. Учебная задача – это не просто отдельное задание, которое дает учитель и выполняет ученик, это система заданий, направленных на усвоение общих понятий и общего способа действия.
Контроль учителя (затем и самоконтроль) за правильностью выполнения учебных действий, включает оценку учителя, а затем и самооценку того, как выполнено задание

Учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач. Учебная задача дается в определенной учебной ситуации, она может быть нейтральная и проблемная. Такая задача решается с помощью учебных действий и предполагает несколько этапов. Различают действия практические внешние и внутренние умственные. Учебная деятельность осуществляется с помощью различных учебных действий (см. Приложение 2).
Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, ее нужно построить. На начальных этапах она осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. По аналогии с освоением предметных действий в раннем возрасте, можно сказать, что сначала все находится в руках учителя и учитель «действует руками ученика». Однако в школьном возрасте деятельность осуществляется с идеальными объектами (число, звуки), и «руки учителя» - это его интеллект.
Учебная деятельность - это такая же предметная деятельность, но предмет ее теоретический, идеальный, поэтому совместная деятельность затруднена. Для ее осуществления нужно объекты материализовать, без материализации с ними действовать нельзя. Процесс развития учебной деятельности - это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев [31].
Деятельность, первоначально разделенная между участниками, выступает сначала как основа для формирования интеллектуальной активности, а затем становится формой существования новой психической функции. Высшие психические функции, согласно Л. С. Выготскому, происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий. «Психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры», - как отмечает Л. С. Выготский.
Поэтому совместная деятельность - необходимый этап и внутренний механизм деятельности индивидуальной. Взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида [11].
Под внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей. В процессе организации внеучебной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений [5].

Внеучебные занятия должны быть обязательно осуществлены в практике начальной школы и реализовываться как целенаправленное взаимодействие учителя (классного руководителя, учителя-предметника) с каждым учащимся, детским коллективом в целом и направляться на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само занятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. Все они организуют различные виды деятельности, как отдельных учащихся, так и жизнедеятельность детского коллектива в целом. Роль учителя (классного руководителя, воспитателя), в этом случае, правильно, научно обоснованно управлять этим процессом, целесообразно создавать и конструировать ситуации, которые выступают как составные клеточки внеучебной деятельности [2].
При организации внеучебной деятельности учитель решает вполне определенные воспитательные задачи, используя при этом те или иные основы развития личности, интересы и потребности школьника, формирует на этой основе те или иные его качества и умения. Все они строятся на основе уважения личности школьника, признания его индивидуальности, прав и свобод, опираются на потенциальные личностные возможности, внутреннюю активность школьника в процессе его формирования. Структура внеучебной деятельности состоит из следующих основных элементов: цели - результата, на достижение которого направлена эта деятельность; мотива, побуждающего школьника осуществлять эту деятельность; способа - с помощью которого внеучебная деятельность осуществляется и результата (см. рис.1, Приложение 3).
Формы внеучебной работы условно можно подразделить на такие группы: словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т.п.): практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.п.); наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.) [31]. Эти классификации носят условный характер и не отражают всего богатства форм организации воспитательного процесса. В настоящее время появилось множество современных подходов в организации внеучебных занятий в начальной школе [24].
Таким образом, в зависимости от направления развития школьников они могут быть различными. Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.

Исходя из проекта Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности. Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.
1. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов, особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта;
2. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает);
3. Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. В данном случае, в случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы. Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации учащихся), в частности: формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; формирования у школьников социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Таким образом, урочную и внеучебную деятельность невозможно отождествлять, так как на уроках решают поставленные учебные задачи. Но многие внеурочные занятия (такие, как кружки и факультативы) призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции работают во внеурочное время, но могут быть не связаны с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно.














Роль учителя в организации внеучебных занятий младшего школьника

Далее рассмотрим роль учителя в организации внеучебных занятий младших школьников. Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие со школьниками, общаться с ними, руководить их деятельностью. Организация внеучебной деятельности протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия учителя и школьников. Это требует от учителя постоянного управления своими психическими состояниями и творческим самочувствием. Поэтому важную роль играет создание необходимых предпосылок творчества. Педагог должен научиться не только решать теоретические педагогические задачи, но и воплощать это решение в общении с детьми [5], [19], [33].
В. А. Кан-Калик отмечает, что деятельность человека всегда прямо или косвенно опосредована деятельностью другого, выделяются такие типы этого опосредования: деятельность а) совместно с другим (коллективная); б) для другого (обслуживание); в) с помощью другого (управление); г) против другого (игра, конфликт). Любопытно, что в педагогическом сотворчестве педагога и детей проявляются практически все эти формы взаимодействия. Если, например, педагогическое сотворчество выступает как вид коллективного творческого сотрудничества педагога и детей, оно (это сотворчество) должно соответствовать общим требованиям к коллективной деятельности, т.е. в нем должны осуществляться сотрудничество, взаимовлияние, коллективные сопереживания, взаимный настрой, психологическое заражение, соподчиненность и опосредованность творческого процесса учителя и ученика. Если эти требования нарушаются, то сама коллективность практически не создается.
Сотрудничество, это не просто открытость и настроенность учителя на детей, это еще и способность через, определенную систему принципов и мер организовать совместное творчество. К ним можно отнести: увлеченность школьников яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью; определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого учащегося в отдельности; общие подходы к предстоящей деятельности; поиск вариантов оптимальных решений; совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и предложенных вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия учителя и учащихся как сотрудников, а не как ведущего и ведомых; уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемым в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения; организация творческого обмена идеями, способами работы, показ перспектив сотрудничества; диалогичность процесса обсуждения результатов совместного творческого процесса; обеспечение возможности самовыражения личности школьника в творчестве; целесообразная организация состязательности коллективного педагогического сотворчества.
Творческая коллективная деятельность, конечно же, предполагает взаимовлияние педагога и учащихся, так же как и учащихся, друг на друга. Но оно не осуществляется само собой. Когда учитель в ходе внеурочной деятельности вместе с детьми размышляет, сомневается, вместе с ними радуется найденному ответу, предлагает новый вариант, советует самим подумать, не скупится на оценочные характеристики типа «молодец», «оригинально» и т.п. - осуществляется подлинное взаимовлияние.
Своеобразие педагогического сотворчества педагога и школьников заключается еще и в том, что педагог должен организовать единство деятельностной и эмоциональной основ этого процесса. Сотворчество осуществляется в совместных действиях: учебных, познавательных, поисковых, конструкторских и других, в которых педагог выступает как консультант-наставник, организуя сотрудничество. Но сотворчество имеет выраженный эмоциональный характер, проявляющийся в сопереживании успеха или неуспеха деятельности, предвосхищая ее результатов и т. п. Разумеется, педагог должен стремиться обеспечить успех как важнейший фактор мотивации деятельности. Он должен стремиться к тому, чтобы ученик достигал успеха возможно чаще [17].
Логика педагогического воздействия на учеников в процессе организации внеучебной деятельности заключается, таким образом, в постановке задачи и процессе ее решения; определении системы методов педагогического воздействия, избранных для решения задачи; выборе системы коммуникативных задач, решение которых необходимо для реализации методики воздействия на детей; достижение педагогического воздействия (см. Рис. 2, Приложение 4).
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых школьников и педагогов, в которой осуществляется отбор и подготовка будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники [49].
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическое дополнение к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главным при этом, является осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Содержание дополнительного образования на начальном этапе задаётся стремлением детей установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевлённый) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность. В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.
Сверхзадача педагогов дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Интенсивное развитие системы дополнительного образования на основе более полного выявления индивидуальных способностей, интересов, склонностей детей расширяет традиционные представления об образовании. Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и способно к построению диалогических, субъект-субъектных отношений. Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, т. е. детьми и педагогом как равноправными субъектами. Такой поисковый режим образования наиболее полно может быть реализован именно в дополнительном образовании.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что недостаточно только привлечь школьников и включить их в определенную внеучебную деятельность. Необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она стимулировала творческие формы общения детей. Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы учащимися, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и с взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Это нужно не для того, чтобы вмешиваться в их дела, а с той целью, чтобы педагогически и психологически умело руководить ими. Дети данного возраста на самом деле младшие школьники нуждаются в помощи взрослых, хотя сами могут этого и не осознавать, более того - могут даже не стремиться и не искать такой помощи. Дети часто не в состоянии найти правильные ответы на вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают. Поэтому важно организовывать полноценную внеучебную деятельность, в которой учащиеся смогут получать ответы на их вопросы для стимулирования активной учебной деятельности в будущем.



Требования к организации внеучебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [7].
Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения приведен подробно в Приложении 5.
Согласно мнению Н. Бруднева, Н. В. Елфимовой, М. Б. Мускаева и др., школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования [5], [10], [24].
Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Направления внеучебной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности; основанием для построения соответствующих образовательных программ.
Сегодня, в рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью учащихся. Организовать - значит упорядочить, установить определённый порядок. Важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована. Исходя из анализа деятельности базовых площадок по апробации ФГОС, таким компонентами организации могут быть определены: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты.
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности. Это спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления [49].
В основу примерных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Программы эти, как правило, составляются и корректируются по ходу их реализации непосредственно в объединениях детей с активным участием педагога, психолога, родителей и отражают особенности сложившегося социального опыта.
Примерные программы имеют одинаковую структуру, которая включает пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу.
Рассмотрим это подробнее. Каждая примерная программа служит неким опорным конспектом при разработке рабочей программы дополнительного образования. При этом разработчики рабочей программы вправе изменить цель, задачи, приоритеты педагогической деятельности, содержание и объекты творческой деятельности школьников, формы организации внеурочной деятельности (кружок, секция, клуб, студия, научное общество учащихся, малая академия наук и др.) и соответственно форму подведения итогов работы того или иного объединения детей (выставка, выставка-ярмарка, слёт, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, отчётный концерт и т.п.) [49].
Пояснительная записка к программам каждого из направлений раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности, педагогическую идею, положенную в основу предлагаемых примерных программ, информацию о продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено содержание примерных программ, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы.
Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия). Последовательность тем построить независимо от направления деятельности учащихся, отражение логики предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т. п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.
Итак, особенности содержания примерной программы и видов деятельности детей состоят в том или ином объединении, учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания их родителей, рекомендаций школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога. Содержание примерных программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения. При этом каждая программа представляет собой не некий линейно выстроенный курс, движение, совершаемое в установленной очерёдности, а скорее «мешок с подарками», из которого дети и педагог выбирают то, что их в данный момент заинтересовало. Исходя из выше сказанного, существуют рекомендации по разработке рабочих программ внеурочной деятельности детей, рассмотренные в двух способах:
заключается в прямом использовании примерной программы в качестве рабочей программы (соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.);
создание рабочей программы на основе примерной программы (разработчик рабочей программы внеурочной деятельности должен сформулировать для себя цели и задачи, определённые требования к структуре программы, её содержанию, методам и образовательным технологиям, результатам работы и форме подведения итогов индивидуальной и коллективной деятельности младших школьников).
После написания рабочей программы организуется её презентация на заседании профильного методического объединения педагогов дополнительного образования. После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на неё представляются в администрацию образовательного учреждения. После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет этого учреждения может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении учащихся. По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом [49].
Для нашего исследования считаем необходимым рассмотреть первый этап школьного обучения (1-4 классы), где в первую очередь, преследуется цель научить учащихся учиться. Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений. Этот этап в науке считается необходимым введением учащегося начальной школы в специально организованное пространство сотрудничества. На этом этапе учащиеся осваивают формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. Процессы социализации, решающие задачи формирования детской субъектности, являются самыми важными на этом этапе. В этом смысле, речь идет о взаимообучении, которое используется для развития в школьниках творческой независимости.
Г. А. Цукерман указывает, что «детское учебное сотрудничество пытается разрешить проблемы саморазвития, самообучения, самовоспитания и прочих форм детской самостоятельности» [46]. Для достижений целей этого этапа специально для учащихся начальной школы реализуется программа специально спроектированных внеучебных мероприятий, объединенных по направлениям деятельности: спортивно- оздоровительное, художественно - эстетическое, научно - познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.
















Выводы по первой главе:

Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных знаний человечеством. Учебная деятельность - это такая же предметная деятельность, но предмет ее теоретический, идеальный, поэтому совместная деятельность затруднена. Для ее осуществления нужно объекты материализовать, без материализации с ними действовать нельзя. Процесс развития учебной деятельности - это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев.
Под внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей.
В процессе организации внеучебной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений.
Формы внеучебной работы условно можно подразделить на такие группы: словесные формы, практические формы и наглядные формы.
Внеучебная деятельность - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению влияния внеучебных занятий школьников на результаты их учебной деятельности

2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по изучению влияния внеучебных занятий школьников на результаты их учебной деятельности.
Во внеучебной работе применяются разнообразные формы организации учащихся. В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на: общие, универсальные (приобретают ту или иную направленность в зависимости от цели и содержания (например, лекции, вечера, конкурсы), специальные (отражают специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач (например, патриотического, трудового, нравственного, эстетического, экологического воспитания).
Самой массовой формой являются межшкольные, районные, городские, республиканские, областные (различного вида смотры, игры и т.д.). Также существует форма, где учащиеся относительно малоактивны, их главная деятельность - слушание, смотрение, восприятие, сопереживание, осмысление, размышление. К этим формам можно отнести лекции, доклады, встречи, экскурсии, посещение кино, театров, концертов, выставок.
Другие формы требуют активного участия и деятельности самих школьников на разных этапах подготовки мероприятий и их проведения: кружки, олимпиады, конкурсы, диспуты, тематические вечера, выставки, школьные музеи, устные журналы, газета и т.п.
Все это показывает, что классификация форм внеклассной и внеучебной работы представляет определенные затруднения, поскольку сложилось и применяется действительно довольно много разнообразных форм внеучебной работы [2].

В ходе исследования были использованы следующие методы:

Беседа с учителями математики начальной школы по поводу успеваемости младших школьников и их вовлечения во внеучебную деятельность по предмету;
Анализ школьной документации учителей начальной школы: анализ дневников школьных экспериментальных классов; анализ диагностических материалов учителей математики;
Методика определения школьной мотивации (Н.Г. Лускановой).

Кратко рассмотрим особенности каждого метода.
Беседа с учителями математики начальной школы в основном была направлена на выявление того, занимаются ли ученики дополнительно, вовлечены ли они во внеучебную деятельность по математике, вызывают ли такие занятия у них интерес; как в школе выстроен учебный план и какими методами и способами пользуются учителя, для того, чтобы привлечь внимание школьников к внеучебной деятельности; какие новые предметы были введены в 3 классе, как проходят учебные занятия в начальной школе.
Анализ контрольных работ позволяет установить динамику формирования конечных результатов, вскрыть недостатки, установить их причины и выявить в школе передовой опыт.

Для ранжирования детей по уровню мотивации была взята система балльных оценок Н.Г. Лускановой, которая предполагает, что:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Данное тестирование может использоваться при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. Тестирование допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамики в обучении и развитии. Ответы оцениваются по 30-балльной шкале, всего для оценки были взяты 5 основных уровней школьной мотивации (Таблица 8, Приложение 12). Более подробное описание тестирования можно найти в Приложении 12.
Таким образом, использование вышеперечисленных методик в ходе экспериментальной работы позволило выявить особенности влияния внеучебных занятий младшего школьника на результаты его учебной деятельности в конкретных условиях.

2.2 Характер влияния внеучебных занятий младших школьников выявленный в рамках экспериментального исследования.

В эксперименте принимали участие 85 учащихся 2А, 2Б, 3А и 3Б классов МКОУ СОШ п. Краснооктябрьский, Куменского района, Кировской области в возрасте от 8 до 10 лет.
Эксперимент был основан на нескольких методах. В ходе беседы с учителями, мы выяснили, что данная школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей, путем создания в ней адаптивной педагогической системы и благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития школьника. Выяснили, что контингент учащихся неоднороден. Неоднородность состава учащихся по социальному и материальному положению их семей создает нормальную (благоприятную) ситуацию для решения педагогической задачи первичной социализации. На 2011-2012 уч. г. мы узнали, какие были поставлены цели и задачи в данной школе:
Цели: Включение педагогов в осознанный процесс овладения инновационными технологиями, повышение их активности в этом процессе. Повышение качества образования учеников через повышение профессиональной компетентности.
Задачи:
Продолжить целенаправленную работу по развитию у учащихся младших классов творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей через организацию различных форм работы.
Оказание педагогической поддержки учащимся с разным уровнем обучаемости.
Использовать тестовую структуру заданий в учебном процессе, в целях психологической и технологической подготовки учащихся, начиная с младшего школьного возраста, к сдаче единого государственного экзамена.
Эти задачи решаются коллективом учителей начальной школы в составе 6 человек, из которых с первой категорией 2 человека, со второй категорией - 4 человека.

Далее была проведена оценка школьной документации.
Учебный план начальной школы выстроен, реализован в полном объеме, обеспечен соответствующими программно-методическими комплексами. Содержание образования начальной школы реализовывалось через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие картины мира. Это достигалось также за счет деятельностного подхода и индивидуализации обучения. В 3-4-х классах введен курс предмета «Информатика и ИКТ». Включение информационных технологий связано с необходимостью подготовки школьников к их использованию как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов. Во 2-4 классах продолжено обучение английскому языку. Расписание занятий и записи в классных журналах соответствуют учебному плану. Расписание учебных занятий обеспечивает реализацию учебного плана и программы. Записи в классных журналах свидетельствуют о реальном обеспечении базового уровня подготовки по предметам в начальной школе. Количество часов, отведенных на изучение предметов, соответствует учебникам, учебным и методическим пособиям.
Поскольку информация об отметках учащихся является конфиденциальной, во всех школах существуют электронные дневники, в которых школьники смотрят результаты по предмету, это явилось для нас недоступным. Исходя из этой ситуации, мы побеседовали с учителями об успеваемости школьников, выявили с их помощью процентное соотношение результатов по математике. Исходя из материалов учителей, был проведен анализ уровня знаний по математике за два учебных года. Из беседы с учителями можно констатировать достаточно высокий уровень развития младших школьников по математике. Добиться прочности усвоения материала позволило умелое сочетание учителем иллюстративно-объяснительных, наглядных и проблемно-поисковых методов обучения, использование новых технологий и программ.
Вместе с тем, исходя из результатов беседы с учителями по математике, наблюдается небольшой процент снижения показателя качества знаний по предмету. Как считают педагоги, основными причинами стали: усложнение программного материала по предмету, недостаточное количество времени на внеучебные занятия с младшими школьниками, в особенности на занятия в школе продленного дня (см. Таблицу 2 ниже и Гистограмму 1 в Приложении 6).
Таблица 2
Качество знаний по математике во 2-3 классах за 2 года
2011-2012
2012-2013

2А - 63%
3А - 72%

2Б - 60%
3Б - 57%

Проверка усвоения знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с ГОСТ является важным моментом в организации деятельности школы. В настоящее время в практике начальной школы используются как традиционные контрольные работы, так и тестовые.
Согласно плану внутришкольного контроля проводились итоговые контрольные работы по математике за 2011 - 2012 год (см. Приложение 7. Таблица 3 и Диаграмма 1 ниже по тексту работы).




Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Уровень учебных достижений обучаемых в 2011-2012 уч. году представлен в следующих таблицах ниже.





Таблица 4
Входной контроль

2 классы
3 классы

Математика
75%
52,5%

Стартовая проверка знаний показывает высокие результаты по математике во 2-х классах, более половины учащихся имеют «4» - «5».
Таблица 5
Итог 1 полугодия за 2 года

2 классы
3 классы

Математика
57%
40%



Диаграмма 4
Уровень знаний младших школьников
(по 1 полугодию каждого учебного года)

Анализ уровня знаний учащихся по математике свидетельствует о том, что к концу учебного 2012-2013 гг. высокий уровень успеваемости и качества знаний наблюдался у учащихся 2А класса. (Приложение 8, Диаграмма 5). Учителя этих классов много внимания уделяли развитию логического мышления, вычислительных навыков, применяя в своей работе личностно ориентированные технологии в процессе обучения, что способствовало положительной мотивации и повышению школьной успеваемости школьников.
Следовательно, снижение успеваемости наблюдалось у учащихся 2Б класса, 3А класса и 3Б класса. Связано это с усложнением материала в третьем классе, неразвитостью внеклассной работы как в 3А классе, так и во 2Б.
Для более точной картины мы сделали анализ учебной мотивации младших школьников в экспериментальных третьих классах - 3А и 3Б с целью - провести анализ мотивации учения у учащихся начальной школы, выявить мотивацию учения младших школьников экспериментальных классов.
Для ранжирования детей по уровню мотивации была взята система балльных оценок (Н.Г. Лусканова). По результатам Таблицы 6, 7 (Приложении 9,10) и данным Диаграммы 6 ниже в тексте работы) в сравнительной характеристике в 3А учебная мотивация выше, чем в 3Б классе, что показано наглядно в Диаграмме ниже. Школьники в 3А отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

Диаграмма 6


В 3Б классе выше показатели в сравнении по внешней мотивации и низкой адаптации школьников. Это означает, что такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Учитывая выше изложенное, а также по результатам анализа итоговых контрольных работ, можно определить задачи по подготовке младших школьников на 2012-2013 и 2013-2014 учебные годы.
В последующей деятельности на уроках и во внеурочное время по математике важно улучшить работу по развитию у учащихся начальных классов творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей через организацию различных форм работы, использование информационных технологий, особенно обратить внимания и включить наибольше число детей во внеурочную деятельность по повышению эффективности учебной деятельности школьников. Дальше продолжить работу по реализации принципа индивидуального подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований в рамках повышения учебной деятельности школьников. Использовать тестовые задания в учебном процессе, в целях подготовки учащихся, начиная с младшего школьного возраста, к сдаче единого государственного экзамена.














Выводы по 2 главе:

Результаты бесед с учителями показали, что учителя математики экспериментальных начальных классов практически не проводят внеклассных занятий по математике, не уделяют им должного внимания. Проводя устные беседы с учителями мы выяснили, что причина тому - недостаток времени. Программы насыщенные, предметов становится все больше, а число учебных часов не увеличивается. Многие учителя не видят возможности проводить внеклассные занятия из-за высокой загруженности учеников и их повышенной утомляемости к концу учебного дня. Эти причины явные, проблема перезагруженности учащихся есть в современной начальной школе, но и проблема развития математических способностей не исчезает.
Анализ уровня знаний учащихся по математике свидетельствует о том, что к концу учебного 2012-2013 гг. высокий уровень успеваемости и качества знаний наблюдался у учащихся 2А класса. Учителя этих классов много внимания уделяли развитию логического мышления, вычислительных навыков, применяя в своей работе личностно ориентированные технологии в процессе обучения школьников. Ниже успеваемость у учащихся 2Б класса, 3А класса и 3Б класса. Связано это с усложнением материала в третьем классе и тем, что внеучебная работа не проводится как в 3А классе, так и во 2Б. Все это подтверждает нашу гипотезу исследования.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога со школьниками, направленное на достижение определенных воспитательных целей.
В процессе организации внеучебной деятельности и внеучебных занятий у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений.
Внеучебная деятельность может быть организована в словесной (диспут, встреча, КВН, конференция, диспут), практической (походы, экскурсии, спартакиады, трудовые дела) и наглядной формах (школьный музей, тематические стенды, выставки и др.).
В организации внеучебной деятельности ведущая роль принадлежит педагогу, которому необходимо создать атмосферу взаимопонимания, искренности, доброжелательности; обеспечить возможности самовыражения личности; стимулировать творческие формы общения детей.
При организации воспитательного мероприятия педагог учитывает комплекс стержневых операций, которые позволяют сочетать постоянные и переменные компоненты в воспитательном процессе и открывают простор для творчества педагога. В структуре организации мероприятий каждое действие содержит определенные воспитательные возможности.
Результаты бесед с учителями и анкетирования показали, что учителя начальных классов практически не проводят внеклассных занятий по математике, не уделяют им должного внимания. Программы в школе насыщенные, предметов становится все больше, а число учебных часов не увеличивается.
Многие учителя не видят возможности проводить внеклассные занятия из-за высокой загруженности учеников и их утомляемости к концу учебного дня. Проблема перезагруженности учеников действительно существует в современной начальной школе, но и проблема развития математических способностей не исчезает. Большинство детей любят математику, им нравится заниматься ею, в этом они находят удовольствие. Так же большинство вовсе не считают этот предмет трудным. Это говорит о том, что интерес к математике у детей в этом возрасте достаточно высок, и учителю важно, чтобы ребенок не утратил его в процессе школьного обучения, а преувеличил. Поэтому учителям необходимо проводить внеучебную деятельность для того, чтобы интерес перерос в страстную увлеченность, в потребность заниматься математикой.
Вопрос о роли внеучебной и учебной работы в учебном процессе, о влиянии ее на мотивацию изучения математики представляется сегодня очень актуальным в связи с необходимостью поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня подготовки учащихся по всем предметам, в том числе и по математике, а также требованием усилить воспитательное воздействие на учащихся в процессе обучения.
В дальнейшем, мы планируем изучать старшие классы, их вовлечение во внеучебную деятельность и ее связь с учебной и посмотреть различия по гендерному развитию.








Библиографический список

Актуальные проблемы воспитания школьников [Текст]- Казань, 1995.
Антрашенко, А. Н., Аладко, О. И. Внеурочная деятельность учащихся как фактор повышения эффективности образовательного процесса[Текст] / А. Н. Антрашенко, О. И. Алдадко// Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 1. - С. 82..
Балк, М. Б. и Балк, Г. Д. Математика после уроков [Текст]/Пособ для учителя. - М.: П., 1971.- 462С.
Балк, М. Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике [Текст]/М. Б. Балк. - М.: Учпедгиз, 1956. - 186С.
Бруднев, Н. Некоторые вопросы перестройки внеурочной воспитательной работы [Текст]/ Н. Бруднев// Воспитание школьников. 1998. № 1. - С. 2-6.
Воловик, А. Ф. Педагогика досуга [Текст]/ А. Ф. Воловик. - М.: Моск. Психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998.
Внеурочная работа [Текст]. - Рос.Пед.Энциклопедия М. 2008
Давыдов, В. В.Возрастнаяипедагогическаяпсихология[Текст]/В. В. Давыдов,-М.:П.- 1973.
Дубровина, И. В., Андреева, А. Д., Данилова, Е. Е., Вохмянина, Т. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]/Под ред. И. В  Дубровиной//Учеб.пособ для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. -С. 160.
Елфимова, Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников [Текст]/Н. В. Елфимова. - М., 1991.
Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]/И. А. Зимняя//Учеб для вузов. Изд2-ое, дополненное и переработанное– М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.
Иванов, С. А. Диагностика психологической школьной дезадаптации [Текст]/С. А. Иванов// Психол служба. № 6, 2004.
Ермоченкова, С., Лакомова, Н. Уроки окончены. Что же дальше? [Текст]/ С. Ермоченкова, Н. Лакомова// Народное образование. - 1998. - № 2. - С. 149-151.
Жилина, Л. И., Ахмедова, Е. В., Дмитринова, А. М., Терехова, Л. П., Фомичева, В. В. Веселая математика на каникулах [Текст]/Л. И. Жилина и др.// Математика в школе. - 1999. -№ 6. - С. 54.
Загвязинский, В. И., Атаханов, Р., Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]/В. И. Загвязинский, Р. Атаханов: Учеб для пед учебзавед. - 2-е изд., - М.: Изд центр « Академия», 2005-2008
Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел[Текст]/И. П. Иванов. - М., 1989.
Кан-Калик, В. А. Грамматика общения [Текст]/ В. А. Кан-Калик. - М., 1995.
Кордемский, Б. А. Математическая смекалка [Текст]/ Б. А. Кордемский //9-е изд., стер. - М.: Наука, 1991. – 574С.
Кордемский, Б. А. Увлечь школьников математикой: Материал для классных и внеклассных занятий[Текст]/Б. А. Кордемский. - М.: П., 1981. - 112С.
Матвеев, В., Попов, А. В. В мире вежливости [Текст]/В. Матвеев, А. В. Попов. - М., 1991.
Математические вечера, конкурсы, игры [Текст]// Математика в школе. - 1987. - № 3. - С. 56.
Математический бой двух команд [Текст]// Математика в школе. - 1990. - № 4. - С. 56.
Младший школьник: развитие познавательных способностей [Текст]/Под ред. И. В. Дубровиной//Пособ для учит/Дубровина, И.В., Андреева, А.Д., Данилова Е.Е. и др. - М.: П., 2003. – С. 208
Мусакаев, М. Б., Ермолаев, А. П. и др. Направления и формы внеклассной работы [Текст]/ М. Б. Мусакаев//Специалист, 1997. - №. 8.
Немов, Р. С. Психология Т.1. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст]/Р. С. Немов - М.: Гумиздатцентр ВЛАДОС, 2001
Немов Р. С. Психология//Т.З. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001-кн.З. Психодиагностика.
Новое в воспитательной работе школы [Текст]//Сост. Щуркова Н. Е. -М., 1991.
Образовательная система «Школа 2100» [Электронный ресурс] режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Образовательные технологии. Сборник материалов. - М.: Баласс, 2008. - 160С. (Образовательная система «Школа 2100»).
Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/Под ред.М. М. Безруких, В. А. Балашов, Л. С. Глебова и др.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2002- 36С.
Педагогика [Текст]/Под ред. П. И. Пидкасистого //Учпособ. – М.: Росс. Пед. Агентство, 1995.
Педагогика [Текст]/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов //Учеб пособ. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс[Текст]/И. П. Пождасый//в 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 576С.
Полуянов, Ю. А. Развитие взаимопонимания между детьми в учебной деятельности [Текст]//Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. - М., 1983.
Предметные недели в школе [Текст]/Сост. Л. В. Гончарова. - Волгоград: Учитель, 2001. - 136С.
Савин, А. П. Математический КВН на празднике юных математиков [Текст]// Математика в школе.- 1988. - № 6. - С.48.
Савина, С. Н. Воспитание учащихся на внеклассных занятиях [Текст]/ ИЯШ., 86., С.78-80.
Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб пособ. - М.: Аспект Пресс, 2001.
Сокольникова Н. М. Сочетание ВК и классных форм работы,1990№3 с.5-15
Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст]/Л. Д, Столяренко. -Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 1996.
Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст]/В. А. Сухомлинский. - Киев, 1994.
Фахрутдинова, Р. К. Кто хочет стать отличником? [Текст]/Р. К. Фахрутдинолва// Математика в школе. - 2001. - № 5. -С.69.
Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст]/ О. В. Хухдлаева. - М., 2006.
Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст]/И. Ф. Харламов//учебпособ. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, - М.: Высш. шк., 1999.
Цукерман, Г. А.  Учителю о воспитанности школьников [Текст]/ Г. А. Цукерман. - М., 1990.
Эльконин, Д.  Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения [Текст]/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова // Возрастные возможности младших школьников. - М., 1966.
Якушина Л.З.Связь урока и внеурочной работы. М.1990, Высшая школа,132с.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 144115




Диаграмма 3Диаграмма 1Dђ Заголовок 1ђ Заголовок 2Dђ Заголовок 415