ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ


формирование НАВЫКОВ самостоятельной учебной деятельности младшего школьника в процессе обучения математики
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Это предполагает формирование у школьника позиции субъекта деятельности, способного самостоятельно намечать цели, выбирать пути, способы и средства их реализации, организовывать, регулировать и контролировать их выполнение. Решение этой проблемы необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию.
Активизация навыков самостоятельной учебной деятельности младшего школьника является одной из актуальных проблем современной педагогической теории и практики. Данный вопрос рассматривали в своих работах Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, И.Я.Лернер, М.Р. Львов, М.И.Махмутов, И.Т.Огородников, П.И.Пидкасистый, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и другие.
Гуманистическая педагогика и психология рассматривают самостоятельность как важнейшие качества зрелой, свободной личности, ответственной за собственную судьбу и взаимодействие с окружающим миром. Развитие самостоятельности как свойства личности, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности естественно и необходимо каждому ребенку.
Формирование самостоятельности уже в младшем школьном возрасте можно назвать одной из приоритетных задач школы. В начальной школе предмет «Математика», «Русский язык», «Литература» и другие являют основой развития у учащихся самостоятельной учебной деятельности.
Для большей эффективности развития самостоятельной учебной деятельности младших школьников на уроках математики необходимо в процесс обучения включать разнообразные методы. В силу возраста, однообразие любой работы снижает у учеников интерес к ней. Но в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. В таких ситуациях, чтобы удержать внимание учащихся необходимо как можно больше разнообразить методы работы. Рассмотрим некоторые из возможных приемов по развитию самостоятельной деятельности при работе с младшими школьниками.
Одной из главных задач, является формирование у учащихся интереса к математическим знаниям, развития их математического кругозора. Необходимо показывать учащимся происхождение математических понятий, роль математики в жизни людей, связь математики с заданиями практики, роль математики в других предметах и как сама математика развивается под действием других дисциплин. Детей всегда привлекает применение теории для объяснения хорошо известных им явлений в природе, науке, технике.
При изучении математики учащиеся должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. На уроках должна быть видна картина подготовленности группы и осуществляться обратная связь (учащиеся – преподаватель). Для этого можно использовать математические диктанты, позволяющие ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.
Учебник является для учащихся первой научной книгой, поэтому именно с него нужно начинать обучение основным приёмам самостоятельной работы. Отсутствие навыков работы с книгой приводит к механическому заучиванию и поверхностному усвоению материала, быстрой утомляемости и перегрузке учащихся, снижает интерес к изучаемому предмету. Работа с учебником требует умения правильно читать и понимать прочитаное. Любая самостоятельная работа учащихся с учебником должна осуществляться под руководством учителя. Работа с учебником должна проводиться на всех этапах учебного процесса (при изучении нового учебного материала, закреплении и углублении знаний учащихся, повторении и обобщении изученного материала).
Так же при работе с младшими школьниками можно использовать тесты с выбором ответа. На первый взгляд, кажется, что выбрать из предложенных ответов правильный значительно проще, чем выполнять решения по стандартной схеме, но в реальности оказывается, что, отвечая на вопросы теста, ученик проделывает более объёмную и кропотливую работу, нежели при обычном решении. Интерес же к непривычному для ученика виду деятельности помогает ему продуктивнее заниматься на уроке.
Развитие познавательной активности и самостоятельности детей проходит эффективнее, если на уроках математики используются определенные задания. К ним относятся:
задания, не сводящиеся к известным способам решения;
задания, способствующие созданию проблемной ситуации;
задания, предусматривающие использование жизненного опыта детей;
задания, несущие элементы занимательности;
задания, имеющие практическую значимость;
задания, допускающие разные способы решения.
В обучении необходимо учитывать, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью математического языка. Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным. Наиболее успешно познавательная самостоятельность развивается в том случае, если ученик, выполняя сначала легкие задания, а затем более сложные, сам наталкивается на посильные для него вопросы, осознает их и решает самостоятельно. От того, как оценивает школьник свои познавательные возможности, во многом зависит его работа. Дифференцированные задания должны быть подготовлены к уроку заранее записаны на доске, таблицах, карточках. Их следует разделить на два вида:
1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило для обработки вычислительного навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны каждому ученику.
2. Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательным заданием и у них есть время для дополнительных заданий. Это могут быть задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определенных выводов.
Учащиеся получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. В этом случае можно рассчитывать на познавательную активность учащихся, на заинтересованность их в результатах своего труда. Так как если цели известны и посильны, а их достижение поощряется, то ученик стремится к их осуществлению. Такой подход формирует у учащихся чувство уважения к себе и к окружающим, развивает ответственность, самостоятельность и способность к принятию решений [2, с. 23].
Для учителя такой вид работы тоже очень удобен. Во-первых, предлагая ученикам задания разного уровня, он обеспечивает достаточно интересной и, главное, выполнимой работой как слабого, так и сильного ученика. Во-вторых, у учеников вырабатываются устойчивые умения и знания. В-третьих, можно легко увидеть общую картину: какова подготовленность отдельных учащихся, как усвоена тема в группе, на чём стоит заострить внимание.
Организовать самостоятельную учебную деятельность учащимся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся. При составлении карточки необходимо учитывать подготовленность и индивидуальные особенности каждого ученика. В некоторых случаях необходимо увеличить объем работы, в других предложить задание творческого характера. Полезно предложить одним карточку с краткой записью или иллюстрацией задачи, а другим - карточку с планом решения задачи или с готовым решением, но с заданием объяснить каждое действие задачи [3].
Наиболее удачным способом переноса знаний был и останется выпуск стенных газет. В математическом образовании изобразительная деятельность занимает большое место. Именно она совершенствует зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умение наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывает творческие способности, художественный вкус, воображение, умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, способствует познанию окружающего мира. Самостоятельные работы творческого характера предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся. При выполнении творческих заданий учащимся необходимо выделять внешние и внутренние свойства объекта, проводить анализ их связей и отношений, обобщать на типичных примерах, проводить реконструкцию учебного материала. Большое значение имеет проблема развития творческого мышления ребенка, поэтому в самостоятельную работу можно включить следующие виды заданий:
1) придумать задачу с данными числами;
2) придумать как можно больше задач с данными числами;
3) придумать несколько различных задач, имеющих данное решение;
4) придумать аналогичную задачу, не имеющую данного решения;
5) придумать, возможно, большее число вопросов к данному условию задачи;
6) придумать, возможно, большее число условий к данному вопросу задачи.
Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений учащихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике уделяется серьёзное внимание способам организации контроля, его содержанию. С целью контроля знаний полезно заготовить карточки с образцами решения заданий, предлагаемых ученику. После выполнения задания ученик может самостоятельно его проверить по образцу. Если ответ не совпадает с ответом образца, ученик не может самостоятельно найти ошибку и правильное решение, то на помощь приходит учитель.
Для удобства учителю необходимо познакомить учащихся с установкой:
1. старайся решить сам задание;
2. приступай к решению сразу же, как только догадался, как его нужно решить;
3. сообщи учителю о том, что можешь решить задание сам;
4. решив основные задания, не дожидайся решения учителя, приступай к выполнению дополнительных заданий.
Можно использовать флажки. Те дети, которые знают, как решать задания, сразу ставят флажки, и учитель видит, кто затрудняется в выполнении заданий.
Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки – найти верный путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а, следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед [4, с. 227].
Школьника необходимо хвалить за любую инициативу, проявленную при выполнении учебных заданий: решил задачу необычным способом, сам нашел дополнительный материал при подготовке к уроку, открыл новый способ запоминания и т.д.
Таким образом, чтобы развитие самостоятельной деятельности было успешным необходимо уделять внимание этому аспекту на всех уроках начальной школы. Учителю для успешного развития самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения математике важно использовать различные методические рекомендации, памятки, включать больше заданий, развивающих такие качества как самостоятельность, активность, инициативность, умение выражать свою точку зрения. Это требует от учителя определенных знаний о самостоятельной работе и способах ее реализации в процессе обучения, а так же активной включенности в формирование самостоятельности. Организация самостоятельной работы подобным образом способствует повышению познавательного интереса учащихся, формируются навыки решения задач, вычислительные навыки, развивается мышление, снимается проблема занятости всех детей в классе при самостоятельной работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. - М.:, 1981. - С.3-18.
Балакин, Н. А. Организация самостоятельной работы по математике учащихся IV классов / Н. А. Балакин, С. Т. Тхамафокова: Просвещение, 1994. С. 102.
Пособие М. И. Моро и Н. Ф. Вапняр «Карточки с математическими заданиями и играми».
Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М. : Изд-во «Дом Амонашвили», 1996. С. 496.
Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997. С.67.
Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы) : сб. статей / Сост. С.И. Демидова. Л.О. Денищева.– М.: Просвещение, 2001.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2005. С.208
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя М., 2010. С.147.
ФГОС НОО/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.