Статья Влияние личности педагога на мотивацию учебной деяельности младшего школьника


Суртаева Ольга ПетровнаВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
 Развитие личности это процесс ее вхождения в новую социальную среду и слияние с ней. Для младших школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью. Эта среда  ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности учебы.
С появлением новой ведущей деятельности учебы, в жизни ребенка появляется новый референтный взрослый — учитель, влияние которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно учитель для младшего школьника является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся класса. Следовательно, чем более учитель осознает себя несчастливым и неуспешным человеком, тем сложнее для него организация гуманного воспитательного пространства, создания для детей опыта проживания в атмосфере любви.
Обычно взаимодействие учителя с учениками идет на информационном уровне, но по особой структуре: сначала это рациональное - суть любой мысли, затем - эмоциональное, все, что мы говорим, мы вносим в это свой стиль, жест, интонации. Следующее это волевой аспект: рекомендации, указания, просьбы, пожелания. Практическая часть того, что мы собой представляем в действительности, как мы ведем себя в разных ситуациях, т. е. что мы представляем собой в жизни, то, что мы называем психологическим контактом, это есть взаимодействие эмоционального, волевого, практического в педагогической и ученической среде. Отношения человека выражают какую-то его потребность. Ему нравится то, что удовлетворяет его потребности и интересы, способствует достижению желанных целей, соответствует его притязаниям и установкам. Основой межличностных отношений являются потребности, и именно поэтому от каждого учителя сегодня требуется, чтобы в своей деятельности он учитывал индивидуальные особенности, интересы и потребности каждого конкретного ребенка.
Большое внимание при этом уделяется системе взаимоотношений учеников между собой и с учителем, их анализу.
Современные исследования роли учителя в развитии личности младшего школьника показывают, что в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога и дискуссии в образовании детей, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, включать детей в процесс педагогической деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними. Это способствует значительному сближению педагогов и учеников. Такому сближению, на мой взгляд, в значительной степени может способствовать и позитивный образ учителя .Анализ обратных связей помогает учителю правильно оценить свое взаимодействие с учеником, изменить свое общение с ним, включить его в разные виды коллективной работы.
Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. е. установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения младшие школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников младшего школьного возраста, когда происходит формирование навыков межличностного общения. Эффективность такого общения учителя с учеником зависит от готовности ученика принять обращенное к нему замечание и адекватно отреагировать на него, но учитель не всегда заботится о такой готовности. Он часто торопится оказать волевое влияние на ученика, а в результате получает то, чего не ожидает: ученики не понимают учителя, не становятся участниками его взаимодействия. Ученики ожидают от учителя мудрых действий, способности разрешить спор спокойно и справедливо. При правильном, справедливом разрешении учителем ситуации дети считают это естественным. Тогда как всякое несправедливое решение вызывает детское возмущение поведением учителя, они обсудят его в группах сверстников, расскажут родителям. Эта оценка может надолго определить неустойчивый характер взаимоотношений с учениками и отсутствие воспитательной силы педагогического воздействия. Психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя.
Поступки окружающих людей, в том числе учителей, их личностные качества, события общественной и школьной жизни ученик оценивает сквозь те нормы и ценности, которые приняты в отношениях со сверстниками. Учителям важно предоставлять ученикам большую самостоятельность, чтобы его установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так и со взрослыми.
Педагогические ситуации могут быть простыми и сложными, учителю ежедневно приходится включаться во взаимоотношения с учениками по разным поводам:
1) конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, вне учебной деятельности;
2)конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках, вне школы;
3) конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей в сфере их общения.
Конфликт в позиции учитель — ученик может проявляться, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Объективными условиями конфликта или конфликтной ситуации могут быть:
утомление учащихся;
конфликты на предыдущем уроке;
ответственная контрольная работа;
ссора на перемене;
настроение учителя, его умение или не умение организовать работу на уроке и др.
Продуктивное развитие младших школьников в условиях личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса в существенной мере зависит от учителя. Именно от него в значительной степени зависит успех реализации намеченных целей и задач. Концепция личностно-ориентированного образования в начальной школе выдвигает ряд требований к учителю. Кроме высокого профессионализма, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, в особенности к детям. Одна из главных отличительных черт такого учителя — наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика.
В условиях реализации концепции личностно-ориентированного образования в начальной школе ребенок является субъектом учения, которое, обогащая и расширяя его возможности самостоятельно решать разнообразные задачи, приобретает для него смысл особой деятельности по самоизменению, т. е. собственно учебной деятельности. Ведущую роль в такой системе играет общение в учебной деятельности, которое в младшем школьном возрасте организует учитель. Такая система способствует более тесному взаимодействию детей в учебном процессе, способствует развитию самостоятельности, формированию умения обобщать и анализировать полученный материал, ставит учителя в позицию делового партнера, активно сотрудничающего со своими учениками.
Исследования педагогов по поводу удовлетворенности образовательных притязаний родителей и учеников экспериментальных классов показали, что дети, обучающиеся в классах, реализующих концепцию личностно-ориентированного образования, охотнее ходят в школу, чаще рассказывают о школе по собственному побуждению, восторженное состояние по поводу обучения в этих классах у них сохраняется в течение всего года и др.
Личностно-ориентированный подход в образовании младших школьников предусматривает значительные возможности для творческого роста учителя, и тогда даже самые скромные его методические находки и открытия становится достоянием коллег в школе, районе, городе. Одним из важных факторов стимулирования педагогического творчества является предоставление учителю возможности творческого самовыражения, что реализуется в открытых уроках, творческих отчетах, выступлениях на педсовете, районных и городских семинарах, конференциях, педагогических чтениях. Выход на более высокие уровни, чем школьный, стимулирует творческие силы педагога. Сам факт подготовки выступления предполагает анализ, систематизацию, обобщение, выбор всего лучшего из опыта, имеющегося у учителя, т.е. собственные творческие операции.
Фактором стимулирования и развития педагогического творчества выступает и аттестация. Необходимость дать самооценку своей деятельности, сформулировать идею своего опыта, проанализировать его побуждают учителя к активным действиям по его пропаганде, наиболее эффективному показу.
Проблема взаимосвязи между уровнем компетентности учителя и результатами его труда достаточно сложна и многогранна.
Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных возможностей школьника могут выступать:
организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
формирование мотива предстоящей деятельности;
использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
обучение учащихся различным способам переработки информации;
личностно-ориентированный подход;
опора на сильные стороны ученика;
опора на самостоятельность и самодеятельность ученика и др.
Таким образом, реализация личностно-ориентированного образования в начальной школе выдвигает ряд требований к учителю: кроме высокого профессионализма, психолого-педагогической компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, в особенности к детям.
Одной из главных отличительных черт учителя, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика»
Развитие психолого-педагогической компетентности учителя не самоцель, а средство совершенствования образовательного процесса и фактор, обеспечивающий то или иное качество реализации воспитательных подходов.
Находясь в поиске новых моделей обучения, учителя, руководители, методисты должны постоянно обращаться к развитию инновационных дидактических подходов, нетрадиционных представлений о построении учебного процесса, что, прибавляя им знаний, умений и навыков, способствует личностному росту.
Учителя, реализующие личностно-ориентированный подход, должны быть более ориентированы на создание для учащегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый учителем материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.

Рассмотрим личность педагога и мотивацию его деятельности через персонализацию.
Хорошо показал роль педагога в процессе воспитания К.Д.Ушинский «В воспитании все должно основываться на личности педагога, потому что образовательная и воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организма заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле образования и воспитания».
Влияние личности педагога на учащихся нельзя заменить ни учебниками, ни наставниками, ни наказаниями и поощрениями. Нередко бывает и так, что одна и та же педагогическая мера у одного учителя приводит к успеху, а у другой не дает результатов. Одного учителя школьники понимают с первого взгляда, а у другого не действуют на учащихся и строгие наказания.
Основные черты личности педагога формируются еще в период обучения в школе, а затем во время обучения в педагогических учебных заведениях.
Основу личности учителя, как личности любого человека вообще составляют такие качества:
активность - стремление к расширению сферы деятельности, поиску нового, освоению новых методов, приемов технологий;
направленность - устойчивость, доминирующая система мотивов -интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;
глубинные смысловые структуры (смысловые динамические системы, согласно Л.С.Выготскому), обуславливающие сознание и поведение;
степень осознанности своих отношений действительности.Развитая личность обладает развитием самосознания.
Очень важно то, каким педагог видит себя в настоящем и будущем, каким бы он хотел стать, если бы сумел, т.е. каков его «Я - образ». Согласно теории личности психолога гуманиста К.Роджерса «Я - образ» - центральное понятие, характеризующее человека. «Я - образ» включает в себя представления, идей, цели и ценности через которые человек характеризуем самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать следующие:
Кто Я есть? Что Я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть? Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.
Педагог с положительным «Я - образом» видит мир иначе, чем педагог с отрицательным «Я - образом». При положительном видении себя, отношение к себе педагог в своих учениях видит то положительное, тот потенциал, который можно раскрыть и способствует тем самым формированию позитивных качеств личности ученика.
Негативный собственный «Я - образ» приводит к неверному отражению реальности. Фиксации на недостатках, попытках искоренять их, не показывая путь к самосовершенствованию, к выражению самого себя
Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, - это самоактуализация, стремление к совершенствованию.
На самый главный вопрос его теории - что такое самоактуализация? -А. Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое - то дело... Они преданы этому делу, оно является чем - то ценным для них - это своего рода призвание».
Следовательно, педагог, чье призвание обучение и воспитание подрастающего поколения - личность самоактуализирующаяся. Именно такая личность способна вырастить себе подобных, продолжить себя в учениках. Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые не могут быть связаны к чему-то еще более высокому. В их ценности входят истинно, совершенство, простота выступают для них как-жизненно важные потребности. Жизнь для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть».
Самоактуализация - это процесс постоянного развития и реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать».
К психологическим характеристикам педагогов относятся:
активное восприятие окружающей действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
принятие себя и других людей такими, какие они есть;
непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств; обладает чувством юмора; развитие творческих способностей; - непринятие условной, но без показанного их игнорирования; способность к глубокому пониманию жизни; установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми дружелюбных личных взаимоотношений; способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее с объективной точки зрения, беспристрастно.
По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни к гуманистической психологии близки взгляды таких отечественных психологов, как Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и Л.И. Божович.
По мнению А.Н.Леонтьева центральная роль в структуре и развитии личности принадлежит деятельности. Основной внутренней характеристикой личности является мотивационная сфера.
Исходя из концепции А.Н.Леонтьева требования к личности педагога таковы:
1) наличие в мотивах деятельности педагога иерархии, т.е. определенной упорядоченности, разделения на ведущие мотивы и второстепенные. Упорядоченность подразумевает преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, более значимого. При этом предполагается, что мотивы социальны как по происхождению, так и по смыслу, т.е. имеют социальную природу
2) отношение целей деятельности личности, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ней мотивом (тому, что ее побуждает).
На основе осознания мотивов - целей осуществления сознательного руководства собственным поведением.
Если попытаться педагогически осмыслить особенности взаимодействий, влияющих на развитие личности в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также при переходе от детства к взрослости, то вырисовываются некоторые общие черты ситуаций, в которых учебная деятельность ребенка мотивируется.
Стратегия заключается в том, что обучающий взрослый создает совершенно особую развивающую и мотивирующую среду для ученика. В ней определенным образом синтезированы «природные, «предметные», «социальные» образующие жизненного мира ребенка. Суть этого синтеза в создании условий для мотивации деятельности, и в частности активно неадаптивных мотивов образовательного взаимодействия. Предлагаемый В.А. Петровским принцип реализации этой стратегии состоит в акцентировании и взаимосопряжении трех моментов движущейся субъектности: единичная, особенная и всеобщее в становлении идеи «Я есть мир». Особенность, открывающаяся в контактах учитель ученик не сводится лишь к предметной стороне обучения.
Окончательное оформление эти идеи получили в концепции персонализации личности, выдвинутой в работах А.В. Петровского и В.Д. Петровского. В них личность рассматривается как особая форма включенности индивида в жизненный мир других людей, когда вследствие такой включенности происходит значимое для их существования и развития преобразование присущей этим людям системы отношений к миру. Речь идет об индивидуально - специфическом влиянии, которое оказывает учитель на учеников. Это влияние проявляется как в мотивации деятельности (обучение, воспитательные мероприятия т.д.), так и других любых случаях взаимодействия личности с окружающими её людьми. Предлагая намеренно или не намеренно образцы своей активности, личность специфическим образом продолжает себя в других людях, осуществляет преобразование их личностных смыслов, поведения, мотивов.
При анализе ситуации взаимодействия учителя с учащимися отечественная и зарубежная психологии и педагоги обычно отличается в качестве важнейшего качества этого взаимодействия то обстоятельство, что учитель является для учащихся не только источником полезной информации, но примером, образцом, в той или иной степени мотивирующим деятельность ученика. При этом под понятием «пример» они подразумевали влияние индивидуальных личностных качеств учителя на ученика, существенного основания, оправдывающего использование термина «влияние», авторы, пишущие о силе примера учителя, не указывали. Понятие «влияние» суживалось ими до общих слов и преставлении о благотворном влиянии учителя, между тем как психологическая характеристика соответствующей категории эффектов воздействия учителя на учеников, не вычленялось.
В связи с концептуальной схемой, принятой каждым автором, к главным свойствам личности учителя определяющим силу его влияния относились весьма разно порядковые явления, такие как авторитет, соответствия роли, эмоциональная привлекательность, эмоциональная устойчивость, и т.д. В рамках этих представлений основная масса исследований стиля работы учителя, включающая зачастую, помимо анализа непосредственно личностных качеств, манеру его поведения и приемы воздействия на аудиторию.
Несмотря на то, что эти исследования охватывают достаточно широкий спектр вопросов, сконцентрированных, с одной стороны, на устной передаче учителем своим ученикам определенного свода принятых в обществе норм, ценностей и правил поведения, а с другой стороны, на демонстрации учителем соблюдения этих норм и социально одобряемых форм поведения, предмет исследования влияния здесь ограничен рамками нравственного различия личности учащихся.
К сожалению, положение проблемы взаимодействия «личность учителя-личность учащегося» в настоящее время характеризуется, с одной стороны, существованием в достаточной мере декларативных утверждений, с которыми, разумеется, нельзя не согласиться к примеру: «Нравственные установки учителя оказывают решающие влияние на формирование морального облика учителя, а с другой стороны заимствование неспецифической техники исследования, не позволяет вскрыть глубинные психологические механизмы описываемого процесса влияния, либо отказам, от какой бы то ни было технике вообще. Так в чем же состоит успешность и эффективность взаимодействия учителя с учащимися и мотивация учебной деятельности учащихся? Согласно позиции Д.Голмана- известного психолога, профессора Гарвардского университета, великая революция 21-го века состоит в реванше чувств над интеллектом. В Западном, мире мерилом способностей человека к успехам в той или иной профессиональной деятельности служил интеллектуальный коэффициент, то в настоящее время он уступает место мотивационной способности личности, умению контролировать всплески эмоций, умение принимать правильное решение и оставаться спокойным, оптимистично оценивать сложную ситуацию. Разве это не может являться ключом к успешности в деятельности учителя?
К психологу на консультацию пришла опытная учительница, проработавшая в школе более 20 лет. Она хотела обсудить свое решение уйти из школы. Её жалобы состояли в следующем: « Класс вышел из- под контроля, у неё идут постоянные нервные срывы, она часто раздражается и кричит на ребят».
Что произошло? Учительница «устала» от школы? Утратила свою профессиональную позицию? Дети перестали хотеть учиться? Вовсе нет У учительницы умерла мать, с которой она была очень дружна. Женщина находилась, поэтому в состоянии глубокой депрессии, что и повлияло на ее профессиональную деятельность и успешность. Исходя из этого, можно предположить, что мотивация деятельности становиться новым ключом к успеху: « С хорошим показателем мотивации вас ждет хорошая работа и успешное продвижение по службе. Огромная роль в мотивации деятельности принадлежит к коммуникативным навыкам личности, умению эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми».
Выводы:
Говоря о личности педагога и его влиянии на учащихся, стало видно что, одним из возможных механизмов межличностного влияния установлен в исследованиях В.А.Петровского, построенном на предположении, что личность, обладающая более ярким проявлением индивидуально -психологических качеств, чем у окружающих ее индивидов, транслирует эти качества в виде всевозможных образцов активности. За счет этого на первом этапе у субъектов (учеников) влияния расширяются соответствующие семантические поля, а затем у них происходит и определенное изменение мотивации, что, в свою очередь ведет к изменению поведения и личностных черт.
Это влияние проявляется как в целенаправленной деятельности (обучении, воспитательной работе) так и в других случаях взаимодействия личности с окружающими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя анализ литературных источников и опираясь на теории известных психологов Выготского Л.С., Леонтьева А. В., Маслоу А. по исследуемой проблеме я выяснила, что ведущей деятельностью данного возраста является учебная. Основным социальным институтом, осуществляющим социализацию ребенка, наряду с семьей является школа. Поэтому основное социальное влияние на детей младшего школьного возраста оказывает значимая личность учителя.
Говоря о личности педагога и его влиянии на учащихся, из теоретических предпосылок исследования видно что, одним из возможных механизмов межличностного влияния установлен в исследованиях В.А.Петровского, построенном на предположении, что личность, обладающая более ярким проявлением индивидуально психологических качеств, чем у окружающих ее индивидов, транслирует эти качества в виде всевозможных образцов активности. За счет этого на первом этапе у субъектов (учеников) влияния расширяются соответствующие семантические поля, а затем у них происходят и определенное изменение мотивации, что в свою очередь ведет к изменению поведения и личностных черт.
Это влияние проявляется как в целенаправленной деятельности (обучении, воспитательной работе) так и в других случаях взаимодействия личности с окружающими.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Известия Академия педагогических наук РФ». М. — Л., 1998.
Асмолов А.Г. Психология личности М., 1990
Божович Л.И. Отношения школьников к учению как психологическая проблема. АПН. вып 56 1991г.
Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.,1972
Болотова А.В., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для ВУЗов. М.:Аспект Пресс, 2001.-383с.
Виллиам С. Гриффис Понимание и применение исследований в области мотивации. — интернет, 1999.
Выготский Л.С. Лекции по психологии Санкт-Петербург, 1997 г.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.,1982.
Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: «МОДЕК»,2002.-160с.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив – М., 1982
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Учитель. Очерки. Статьи. Воспоминания. М.,1961..Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и теория самоактуализации. — интернет, 1999.
Хрестоматия по возрастной психологии. М.:»МОДЕК»,1998.-352с.