Конспект проведения организованной учебной деятельности «Развитие речи». Тема: «Пересказ рассказа Н. М. Артюховой «Саша — дразнилка».

Каныгина О. В.
Конспект проведения
организованной учебной деятельности
Старшая группа

Образовательные области: «Коммуникация».
Раздел: «Развитие речи».
Тема: «Пересказ рассказа Н. М. Артюховой «Саша - дразнилка».
Цель:
Формировать способность сосредоточенно слушать текст;
Пересказывать его опорным схемам;
Грамматически правильно строить фразы;
Анализировать собственную речь, делать выводы.
Материал: иллюстрация для создания образа семьи (мама, папа, бабушка, портреты настроения: брат, сестра), иллюстрация для моделирования ситуации рассказа: мальчик Саша, девочка Ляля, папа, кукла, девочки, апельсин, машина, стол, платок носовой.

Ход занятия:
В: - Вы любите ходить в гости?
Д: - Да!
В: - А вот к кому мы сейчас пойдём узнаете сами. (подходят к иллюстрации семьи). Интересно кто нас пригласил в гости?
Д: - Да, интересно.
В: - Как можно назвать одним словом всех: папу, маму, бабушку, дедушку, брата, сестру.
Д: - Семья.
В: - Вот такую семью нам нарисовал художник. Писательница Н. М. Артюхова тоже была в гостях в одной такой семье. И вот, что она увидела Хотите узнать?
Д: - Хотим.
В: - Послушайте (читает 1 раз). Мне рассказ показался интересным. А вам?
Д: - Да.
В: - О ком рассказ?
Д: - О Саше, о Ляле.
В: - Писательница Н. М. Артюхова так и назвала рассказ «Саша – дразнилка» (условное обозначение мальчик – Саша ). А кого дразнил Саша?
Д: - Дразнил сестрёнку Лялю.
В: - Условное обозначение девочка Ляля . Она обижалась и плакала. Кому жаловалась Ляля?
Д: - Папе.
В: - Условное обозначение папа .
- Меня Саша дразнит! – говорила Ляля. И что же посоветовал папе Ляле?
Д: - Ну и пусть дразнится, а ты не дразнись!
В: - Ляля попробовала не дразниться, и что же из этого вышло? (модель стола).
Д: - Саша и Ляля сели за стол, пить чай.
В: - Что сказал Саша Ляле? (сигнал кукла).
Д: - Куклу за ногу к люстре подвешу.
В: - Ну и что же засмеялась Ляля. А как ещё дразнил Саша Лялю? (сигнал платочек).
Д: - У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут.
В: - А мне завтра не хочется, я пойду послезавтра. Все вы (сигнал ).
Д: - Девчонки ужасные трусихи и плаксы.
В: - Что ответила ему Ляля? (сигнал и ).
Д: - Мне самой мальчики больше нравится.
В: - Что ещё от обиды крикнул Саша? (сигнал апельсин).
Д: - У меня апельсин больше, чем у тебя?
В: - Что ответила Ляля?
Д: - Ешь на здоровье (сигнал ),
В: - Что случилось с Сашей?
Д: - Саша заплакал.
В: - Кто пожалел Сашу? (сигнал мама).
Д: - Мама.
В: - Что она спросила у Саши?
Д: - Почему ты плачешь, Саша?
В: - Что ответил Саша маме? (стрелочка на Лялю).
Д: - Меня Лялька обижает! Я её дразню, а она не дразнится!
В: - Вот так Саша дразнил сестрёнку Лялю (показ на обозначение). Интересный рассказ. Вот такую замечательную историю нам рассказала Н. М. Артюхова. А вам хотелось бы тоже кому – нибудь рассказать эту историю?
Д: - Хотим.
В: - Тогда надо ещё раз внимательно послушать рассказ и запомнить чтобы его рассказать. А помогут вам схемы обозначения ( чтение рассказа 2 – ой раз).
Расскажем о Саше – дразнилке, надо внимательно слушать, чтобы знать с какого места продолжить, когда остановится ваш друг.
Я начну, а вы продолжайте (чтение рассказа фрагментами, начало фразы, а дети хором, индивидуально продолжают его, обращаются все время на обозначения). А теперь будем рассказывать сами с помощью схемы. Слушать внимательно, будем оценивать. (дети вызываются по желанию, по очереди, можно помочь вопросом).
У кого получилось интересно и эмоционально?
Д: ..
В: - Кто рассказал теми же словами, что и Н. М. Артюхова. Скажите ребята, если в семье живут дружно, то такую семью как можно назвать?
Д: - Дружная семья.
В: - А если весело?
Д: - Веселая семья.
В: - А если счастливо?
Д: - Счастливая семья.
В: - А если заботятся о друг друге?
Д: - Заботливая семья.
В: - А если все трудятся?
Д: - Трудолюбивая семья.

Игра «Скажи ласково»
Добрая мама – добренькая мамочка
Сильный папа -
Умная бабушка -
Красивая сестра -
Младший брат -
Приветливый сосед -
Заботливый дедушка -

Физминутка
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали
Дружно хлопаем!
Раз, два, три, четыре, пять
Надо нам букет собрать!
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.
Справа звон – динь – дон,
Слева – динь – дон,
На нос села пчела,
Ишь какая она!
Мы листочки приподняли,
В ладошки ягоды собрали.

В: - Славно мы повеселились.
Поиграли, порезвились
А теперь пришла пора
Почитать нам, детвора.
Художник нарисовал «Семью». Писательница Артюхова написала про семью рассказ. А поэтесса Т. Лукашева рассказала так о семье «Мой дом»:
Мы торопимся домой:
Мама, папа, братик мой.
Дверь ключом мы открываем
Свет по комнатам включаем,
«Здравствуй» дому говорим,
На диване посидим
И сердечно за столом
Говорим о том, о сём.
А потом попьём мы чаю,
Папа сказку почитает
Вот уже взошла луна,
Спать нам всем пришла пора.
Тихо дому я шепчу:
«Очень я тебя люблю».
- Ребята, как вы думаете, что поэт написал рассказ, сказку?
Д: - Стихотворение (2 – 3 ответа).
В: - Как вы догадались, что это стихотворение?
Д: - Есть рифма.
В: - А вы хотите научится сочинять стихи?
Д: - Да.
В: - Поиграем в игру «Подбери рифму».
Я захотел устроить бал
И гостей к себе
Д: - Позвал.
В: - Я взял муку и взял творог,
Испек рассыпчатый
Д: - Пирог.
В: - Пирог, ножи и вилки тут,
Но что – то гости
Д: - Не идут.
В: - Я ждал, пока хватило сил
Потом кусочек
Д: - Откусил.
В: - Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту
Д: - Съел.
В: - Когда же гости подошли
То даже крошек
Д: - Не нашли.
В: - Вот такие разные истории можно рассказать о семье и о тех, кто в ней живёт. Вы ребята, дома тоже придумайте свою историю о совей семье и нам её расскажите.
15