Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с применением элементов технологии наглядного моделирования «Мишка-топтыжка»


Приложение №14
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в средней группе
с применением элементов технологии
наглядного моделирования
«Мишка-топтыжка»

Гусач Е.В., воспитатель
пгт. Дубровка – 2016 г.
Цель: развитие связной речи через составление рассказов по предметной и сюжетной картинке, используя мнемотаблицы; совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
Задачи:
развивать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность;
закрепить умение детей разгадывать загадки, рассказывания;
укреплять и сохранять здоровье детей по средствам физ. минутки;
закрепить представление о лесе, диких животных, среде их обитания.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Материал и оборудование: мнемотаблицы к загадкам и стихам, коробочка для мнемотаблиц, изображение куста, сборные картинки: сосна и медведь, шапочки с изображением волка, лисы, белки, зайца, медведя и их детенышей, мольберт, схема-мнемотаблица для составления рассказа, картина И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Ход ООД
В группу заходит ребенок в костюме медвежонка.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гость из леса - маленький медвежонок.
Медвежонок: Я маленький мишка - топтыжка,
Я потерялся, ребятишки.
Помогите, в лес меня вы проводите.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем медвежонку, проводим его в лес.
Дети: Да.
Звучит музыка. Перед детьми «болото с кувшинками».
Воспитатель: Чтоб до берлоги нам дойти,
Путь нелегкий придется пройти.
Вот болото на пути,
Что же там? Скорей смотри!
На кувшинках загадки - мнемотаблицы про диких животных 3 – 4.
Воспитатель: Это, ребята, загадки. Как же нам их прочитать?
Дети: Смотреть по знакам.
Воспитатель раздает загадки на мнемотаблицах, дети их разгадывают
Воспитатель: Молодцы! Смотрите, на кувшинке какой-то знак. Возьмем его с собой, может, пригодится.
Дети берут символ от схемы - знак вопроса «?»
Воспитатель: Смотрите все вперед скорей, Шагаем дружно, веселей.
Под музыку двигаются дальше. На столе разложены части целых картинок - Сосна и Медведь.
Воспитатель: Нужно части нам собрать, Что получилось рассказать.
Игра «Собери целое из частей». Дети собирают картинки сосны и медведя.
Ответы детей: Это - сосна. У сосны есть корни, коричневый ствол, длинные ветки, зеленые иголки. На сосне растут шишки.
Это медведь, он живет в лесу, медведь - дикое животное. У него есть голова, туловище, четыре лапы с когтями, маленький хвостик. На голове круглые уши, глаза, нос и пасть.
Воспитатель: Здесь знак еще один - возьмем, К берлоге дальше мы пойдем.
Дети берут символ от схемы: «восходящее солнце» и «медвежата».
На столе лежат шапочки с изображением животных и картинки с изображением детенышей.
Воспитатель: Смотрите, шапочки какие, они ведь не простые. Шапочку надену, повернусь и в зверька я превращусь.
Игра - драматизация: «Кто Я?» (Дети надевают шапочки и рассказывают о диких животных).
Ответы детей: Я - волк, я дикое животное, живу в лесу в логове, моих детенышей называют волчата. (Лиса, Белка, Заяц).
Воспитатель: Вот еще два знака. (Сосны)
Под музыку все двигаются дальше. На пути препятствие-куст. Под кустом коробочка с мнемотаблицами.
Воспитатель: Перед нами куст - кусток,
Под кусточком кузовок.
Смотрите, ребята, в коробочке еще таблички. Кто поможет разгадать, что здесь написано?
«Стихи по мнемотаблицам». Дети рассказывают 3 - 4 стихотворения, используя мнемотаблицы.
Воспитатель: Смотрите здесь еще символ, возьмем его с собой (Три медвежонка).
Физкультминутка:
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
(Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
В гости к мишке мы идем
И друзей с собой зовем
(ходьба)
Ждут вас на лесной опушке
Веселые зверюшки,
Тут весёлые зайчата -
Длинноухие ребята.
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
(Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)
А за ними шёл медведь,
Да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду!»
(Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание туловищем из стороны в сторону)
Вот ползёт сороконожка
По тропинке на дорожку.
Спинка изгибается,
Ползёт-переливается.
(Дети двигаются друг за другом, держа руки на поясе, или на плечах впереди стоящего)
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок-скок-скок,
Под мосток - и молчок.
(Ноги на ширине плеч. Прыжки с продвижением вперёд.)
Воспитатель: Вот и дошли мы до берлоге, а кто же это на пороге.
Дети: Медведица мама
Медведица: Спасибо вам, ребята, что привели мне моего медвежонка.
Но как же вы меня нашли?
Наверно, трудный путь прошли.
Проходите в домик мой,
Я покажу вам свой альбом.
(Медведица показывает картину «Утро в сосновом лесу)
Медведица: Посмотрите, какая красивая картина. Ее написал русский художник И. И Шишкин. Она называется «Утро в сосновом лесу». Давайте, составим по ней рассказ. Вы принесли с собой символы, которые помогут вам составить рассказ по картине. (По ходу рассказа воспитатель выставляет символы мнемотаблицы, выстраивая правильную последовательность рассказа.)
Примерный рассказ: Ранним утром сквозь высокие стройные сосны, пробиваются первые солнечные лучи, стоит утренний туман. На полянку к сломанной сосне, вышла мама медведица со своими маленькими пушистыми медвежатами. Один медвежонок встал на задние лапки и смотрит на туман. Второй медвежонок карабкается вверх по сломанной сосне к своему брату, который сидит наверху. Мама медведица следит за своими медвежатами. Медвежатам весело и интересно играть на лесной полянке.
Заслушиваются 2-3 рассказа. (Воспитатель вызывает для пересказа 2 детей).
Медвежонок: Спасибо, ребята, что проводили меня домой. Вот вам от меня и моей мамы угощения (Медвежонок отдает корзинку с конфетами «Пчелка»)
Воспитатель: Спасибо медвежонок, а нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. Ребята вам понравилось наше путешествие. А кто, что запомнил больше всего? Что вам понравилось? Мы на славу потрудились и все заслужили вкусные медовые конфетки.