Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с применением элементов наглядного моделирования «Волшебная шляпа»


Приложение №19
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
с применением элементов наглядного моделирования
«Волшебная шляпа»

Гусач Е.В., воспитатель
пгт. Дубровка – 2016 г.
Цель:
Помочь детям понять скрытые мотивы сказки «Кот, петух и лиса», определить характер и эмоциональное состояние героя, используя мнемотехнику.
Задачи:
Физическое развитие:
продолжать формировать правильную осанку;
совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
Социально-коммуникативное развитие:
формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
способствовать формированию эмоционального отношения к сказке;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, учить быть взаимовежливыми.
Познавательное развитие:
расширить представление детей о разных видах головных уборов, соотносить их с временами года;
дать представление о черте характера – наивность;
Речевое развитие:
продолжать совершенствовать умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом;
обогащение словаря (наивный, чалма);
учить связно, последовательно рассказывать о сказочных героях, используя мнемотаблицы;
побуждать рассказывать о своем восприятие поступков героев;
Художественно-эстетическое развитие:
продолжать формировать интерес к искусству, развивать чувство художественного вкуса.
Развитие игровой деятельности:
воспитывать честность, справедливость в совместных играх со сверстниками.
Виды деятельности: игровая, познавательная, художественная, двигательная, безопасность, труд, коммуникативная.
Оборудование: красная шляпа с пером, мультимедийная система, репродукции картин к сказке «Кот, петух и лиса», 2 планшета, веревка с прищепками, волшебный сундук с подарками от шляпы.
Ход ООД
Воспитатель вносит в группу красную шляпу с пером, сообщая детям, что придя на работу, обнаружила ее у себя в шкафу. Дети рассуждают, отвечая на следующие вопросы: «Откуда взялась шляпа?», «Чья это шляпа?», «Как она к нам попала?». Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает ребятам поиграть со шляпой.
Воспитать говорит детям, о том, что шляпа не простая, у того кто ее примерит на лице появляется эмоция, которую шляпа загадала. Ребенок, примеривший шляпу, показывает эмоцию, остальные дети отгадывают. В конце игры шляпу примеряет воспитатель и показывает эмоцию усталость, сообщает о том шляпа, возможно, устала и отдохнет на голове воспитателя.
Воспитатель с детьми беседуют о том, где они видели шляпы, кто их носит, зачем нужны шляпы и как они классифицируются по временам года.
Воспитатель выясняет у детей, в каких сказках герои ходят в шляпах, какие головные уборы носят сказочные персонажи. В ходе беседы воспитатель рассказывает детям о головном уборе чалма, которую носил мультипликационный герой Алладин.
Воспитатель: «Ребята, шляпа что-то шепчет мне на ухо!»
Голос из шляпы: «Несет меня лиса за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы. Котик - братик, спаси меня!».
Воспитатель спрашивает детей: «Из какой сказки шляпа к нам явилась?»
Физминутка: «Кот, петух и лиса»:
Жили котик с петушком у лесной опушки.
Но однажды лисонька подкралась к избушке.
(подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору
(с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням, при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы).
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел
(ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки).
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка
(соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и поднять вверх).
Живут котик с Петушком у лесной опушки,
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке
(прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак).
Воспитатель показывает детям репродукции к сказке «Кот, петух и лиса», предлагает разделиться по четыре человека и развесить репродукции на веревку, установив правильную последовательность сюжетов.
Шляпа снова «шепчет» на ухо воспитателю, о том, что она не простая, а волшебная. Тот, кто наденет шляпу, превратится в рассказчика, который умеет рассказывать интересные, увлекательные рассказы, строить правильные предложения, рассказывать с выражением.
Воспитатель спрашивает у детей, кто из них желает превратиться в рассказчика (если желающих много, рассказчик выбирается по считалке).
Рассказчику предлагается выбрать героя сказки, о котором он хочет рассказать, на мониторе появляется мнемотаблица, которая будет служить подсказкой и поможет ребенку составить логически правильный рассказ.
«Шляпа сообщает» воспитателю, о том, что хочет поговорить с ребятами о характере петушка, в ходе беседы воспитатель дает понятие о черте характера – наивность, предлагает детям подобрать антонимы с этому понятию.
Воспитатель выясняет у детей их мнение о характере кота и лисы.
Рефлексия:
- Какой из героев вам больше всего понравился, почему?
- Кого в этой сказке вы бы пожалели?
- Кого бы пожурили?
Воспитатель: «Шляпа сообщила, что хочет остаться у нас погостить, и превратить всех ребят, кто желает в рассказчиков, они смогут рассказать не только о героях сказки, но и о самих себе, своих родителях и обо всем, о чем пожелают. Шляпа то не пустая она с подарками!»
Под шляпой волшебный сундук с масками героев сказки для театральной постановки. Еще в подарок «от шляпы» дети получают трафареты для самостоятельного изготовления масок.
Логическим завершение данной образовательной деятельности, является театральная постановка сказки, с использованием подаренных масок.