Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с применением элементов технологии наглядного моделирования Игра-фантазия «Там, на неведомых дорожках»


Приложение №12
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
с применением элементов технологии
наглядного моделирования
Игра-фантазия
«Там, на неведомых дорожках»

Гусач Е.В., воспитатель
пгт. Дубровка – 2016 г.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять умение соотносить знакомые образы с символами.
Упражнять в умении составлять рассказы о животных, называть и пересказывать сказки на основе наглядных моделей.
Учить придумывать коллективный рассказ, строить и «читать» простые модели сказок, воспроизводить последовательность действий.
Развивающие:
Развивать у детей память, внимание, наглядно - действенное мышление, воображение.
Воспитывающие:
Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок.
Укреплять чувство единства.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательная область: познание, социально-коммуникативная, физическая культура.
Словарная работа: лесовик, костяная нога, косматый, сладкоежка, лежебока, трусливый, испуганный, колючий.
Подготовительная работа: пальчиковая игра «Солнышко», физкультминутка.
Материал: магнитная доска, картинки (деревья, животные, геометрические фигуры), мнемотаблицы, карточки-схемы, бумага, фломастеры, маски животных, корзинка с угощением.
Ход ООД
Воспитатель:
В лес я, на прогулку
Приглашаю вас пойти,
Интересней приключенья
Нам ребята не найти
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем,
И лесных зверей, конечно
Обязательно найдем.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, так как в сказках происходят чудеса. Давайте сегодня мы с вами и отправимся в сказочный лес. Только путь туда не близкий, как же нам добраться туда и на чём?
Игра «Угадай вид транспорта»
Воспитатель предлагает детям карточки, разделенные пополам. На одной части карточки изображены сказочные персонажи, а рядом схематическое изображение транспорта, на котором они летали. Нужно вспомнить какой вид транспорта был у каждого героя (Баба – Яга - ступа, Алладин - ковёр самолет, Иванушка - гуси лебеди), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети рассматривают сказочных героев, называя транспортное средство, на котором они летали. Каждый выбирает свой транспорт, на котором они хотели отправиться в путешествие.
Воспитатель: Вот мы и прибыли в наш сказочный лес. Мы с вами попали на полянку, давайте присядем на пенёчки (дети садятся на стульчики). Прежде, чем отправиться гулять по лесу, мы с вами должны вспомнить, что нельзя делать в лесу.
Дидактическая игра «Угадай правила»
Дети по очереди берут карточки - схемы, что нельзя делать в лесу (разводить костер, ломать ветки, разрушать гнезда, разорять муравейники, рвать цветы, собирать незнакомые грибы и ягоды).
Воспитатель: Теперь вы знаете правила поведения в лесу, и мы можем отправиться на прогулку (дети, взявшись за руки, идут и попадают на полянку, где живут животные). Но, что мы видим? (на магнитной доске фигуры - заместители: большой коричневый круг - медведь, серый круг - волк, оранжевый круг - лиса, белый прямоугольник - заяц).
Воспитатель: Что произошло? Оказывается злая волшебница заколдовала всех животных. Чтобы их оживить, нужно выполнить несколько заданий. Вы согласны?
Воспитатель: Какие сказочные персонажи встречаются в лесу? (Дети называют, воспитатель помогает им, наталкивая их на образы.)
Дети: Баба Яга, Леший, Водяной.
Воспитатель: Давайте попробуем представить их образы. (Детям предлагают создать и нарисовать образ, а также вспомнить сказку, где он встречается.)
Лешего («Там, на неведомых дорожках»).
Водяного («Летучий корабль»).
Бабы - Яги («Гуси - лебеди»).
Воспитатель: Молодцы, ребята справились с заданием.
Физкультминутка
(дети одевают маски животных, показывают повадки животных)
Мы пришли в сказочный лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Вот и зайка прискакал,
От лисы он убежал.
Серый волк в лесу рыщет,
Он себе добычу ищет.
Только мишка спит в берлоге
Так всю зиму и проспит.
Воспитатель: Ну, что отдохнули, поиграли? Тогда отправляемся дальше и нам нужно выполнить следующее задание. Нужно рассказать о животном с помощью «мнемотаблиц».
Воспитатель показывает детям картинки с изображением различных предметов, предлагает с помощью них угадать, что это за зверь и рассказать, чем он питается, какими повадками обладает.
Картинки
Бочонок меда, малина, берлога, Маша (Медведь - сосет лапу, зимой спит, любит мед).
Морковка, капуста (Заяц - трусливый, меняет свою шубку, умеет запутывать следы).
Курочка, цыплята (Лиса- хитрая, ворует кур).
Дети показывают и отвечают на вопросы. Воспитатель рассказывает о их среде обитания. (Воспитатель привлекает внимание детей к пеньку, возле которого сидит, свернувшись клубочком ёжик.)
Воспитатель: Посмотрите, какой ёжик спрятался за пенёчком, свернулся клубочком, его кто-то напугал. Давайте ёжика успокоим и расскажем про него сказку.
Дидактическая игра «Придумай сказку»
(Дети коллективно сочиняют сказку.)
Воспитатель: Молодцы, хорошая сказка получилась, а чтобы не забыть, давайте попробуем эту сказку записать с помощью моделей и рассказать. (Дети моделируют сказку и рассказывают ещё раз.)
Воспитатель показывает детям большой красный круг, спрашивает, что он напоминает (солнышко).
Воспитатель: А давайте поиграем с солнышком?
Пальчиковая игра «Солнышко»
Ладошка - это солнышко, а пальчики лучи
Поёт о солнце скворушка, кричат о нём грачи.
Солнышко милое, поделись своею силою!
Просыпайтесь лучики, согревайтесь рученьки.
Солнышко проснулось, лобика коснулось,
И погладило, погладило.
Солнце личико согрело, потеплело, потеплело,
Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись
Воспитатель: Глазки, я думаю тоже устали, пусть они тоже отдохнут.
Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем (Один, два, три, четыре, пять)
Открываем, поморгаем
И путешествие продолжаем.
Воспитатель: Посмотрите, что произошло с заколдованными животными? (На месте геометрических фигур появляется изображение животных, а внизу стоит корзинка с угощением.) Вы настоящие волшебники, расколдовали животных. А они вам за это передали целую корзинку угощений.
Ну, а нам пора прощаться и со сказкой расставаться,
Закончились наши большие дела
И нам в детский сад возвращаться пора.
 
Литература:
Венгер Л. А. «Наглядное моделирование».
Давышова Т.Г. «Использование опорных схем в работе с детьми».
Железнова Екатерина «Пальчиковые игры для детей».
Planetadetstva.net-gimnastiki-dlya-glaz.html. «Гимнастики для глаз».