Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Дифференциация звуков К-КЬ. «Путешествие в волшебный лес»


Российская Федерация
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 24 «Березка» комбинированного вида
ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Дифференциация звуков К-КЬ.
«Путешествие в волшебный лес»
Составил:
учитель-логопед Белецкова М.В.
Истра, 2016
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Путешествие в волшебный лес».Звуки «К», «КЬ»(подгруппа 6 человек).
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-Познакомить с согласными звуками «К», «КЬ».
-Продолжать учить определять позицию звука в словах.
-Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать фонематические представления.
-Зрительное, слуховое внимание и память.
-Закреплять понятие «звук» «согласный звук, твердый- мягкий, глухой».
-Развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать доброжелательность, отзывчивости, самостоятельности, активности и инициативности.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Оборудование: мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, предметные картинки, корзинки, карточки, соленые палочки.Предварительная работа: просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных и птицах, рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Животные и птицы», составление рассказов. Проведение дидактических игр «Кто, где живет?», «Кто лишний?». Игровые ситуации по правилам обращения с животными.
Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1) Организационный момент.
-Дети к нам сегодня в детский сад пришли гости! Давайте с ними поздороваемся и представимся
-(Д) Здравствуйте!
- Давайте вспомним наше правило.
Наши ушки внимательно слушают,
Наши глазки внимательно смотрят.
Наши ручки не мешают, помогают.
Говорим четко и внятно.
Чтоб было все понятно (Дети садятся на стульчики).
2)Основная часть.
-Ребята, нам пришло письмо из волшебного леса. Хотите узнать, от кого пришло письмо?
- (Д) Хотим
- Это письмо от Кота в Сапогах. (чтение письма)
«Дети у меня произошли неприятности, меня похитила и заперла в волшебном замке злая волшебница. Освободить меня вам помогут мои друзья. ».
-Но чтобы, помочь Коту нам с вами нужно отправиться в волшебный лес. Пойдем выручать Кота в Сапогах?
-(Д) Да, пойдем выручать Кота.
-Но дорога не простая, нас ждет много препятствий, которые мы должны преодолеть.
Дети закрывают глаза. На экране появляется картинка волшебного леса и одновременно звучит волшебная музыка.
-Вот мы с вами и в волшебном лесу. Посмотрите, какой красивый и загадочный волшебный лес.
-Ой, кто это?
-(Д) Снегурочка.
Развитие артикуляционной моторики (делают артикуляционную гимнастику).
-Она покажет нам дорогу к замку, если мы научим ее делать зарядку для язычка, пройдем по узким дорожкам «улыбка», преодолеем высокие горы «горка языка». (далее гимнастика с соломкой)
1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
2. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.3. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.3. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами. 4. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.5. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.6. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.
Ребята мы с вами идем дальше по зимнему лесу. (Дети встают. На экране появляется дорога в лесу.) Объявление темы. Игра «Третий лишний».
-Дети посмотрите кто это?
-(Д) Белочка.
-Белочка нам принесла игру «Третий лишний». Я вам буду читать загадки, а вы внимательно слушайте и скажите кто здесь лишний.
-Отступить врагам пришлось!
Их рогами встретил…(Лось)
-Молоко из миски пьет,
Ну конечно это -…(кот)
-Зверь хитрющий в шубке модной
рыщет по лесу голодный.
Не найдет еды в лесу-
Жди в курятнике…(лису)
-Кто лишний лось, кот или лиса?
-(Д) Кот.
-Почему?
- (Д) Он домашнее животное, а другие дикие звери.
- Правильно.
- Найдите первый звук в слове КОТ.
- (Д) В слове КОТ, первый звук КАкустико-артикуляционный образ звука.
-Белочка нам подсказывает, что с этим звуком и будут встречаться задания во время нашего путешествия.
-Давайте произнесем этот звук все вместе.(произносим звук).А теперь повернемся друг к другу и еще раз произнесем этот звук.
-Посмотрите внимательно, что делают губы, когда мы произносим этот звук.
-(Д) В улыбке, свободны.
-Что делает кончик языка?
-(Д) Опущен вниз.
-А теперь поставьте ладошку к горлышку и произнесите звук «К»,что делает горлышко?
-(Д) Молчит.
-Если горлышко молчит, тогда мы называем этот звук…?
-(Д) Глухим.
-А теперь дайте полную характеристику звуку «К».
-(Д) Звук «К» согласный, твердый, глухой.
-Каким кружочком мы будем его обозначать?
-(Д) Мы будем обозначать синим кружочком, без колокольчика.
-У звука «К» есть младший братец звук «КЬ».
- При произнесении звука [К'] губы, зубы, кончик языка в том же положении, спинка языка касается твердого нёба. (Согласный, мягкий, глухой). Обозначаем фишкой …?
-(Д) Зеленого цвета.
-Молодцы ребята. Белочка хочет еще с нами поиграть. Поиграем с ней?
-(Д) Да, поиграем.
Закрепление звука в слогах. Игра «Эхо».
-Я буду произносить слоги, а вы повторяйте за мной и назовите лишний слог.
- Объясните, почему он лишний?
-КА-КА-КЯ
-КУ-КУ-КЮ
-КЫ-КЫ-КИ
-КИ-КИ-КА
-КЯ-КЯ-КУ
-КО-КО-КЕ
-Молодцы, идем дальше путешествовать.
Физминутка. Речь с движением. (Дети идут колонной по одному, переступая и перепрыгивая препятствия, приговаривая соответствующие слова прыг-прыг, топ-топ.)
По тропинке вшестером
Друг за другом мы идем.
Через ямку прыг-прыг,
Мы по снегу топ-топ.
Впереди деревьев ряд,
Ветки низкие висят,
Мы присядем и пойдем
И под ветками пройдем.
Игра «Один - много».
-Ребята посмотрите мы с вами пришли к елочке. Она нам укажет путь дальше, если мы с вами правильно выполним задание (на елке висят картинки).
- Измените слово на картинке так, чтобы в словах появился мягкий звук КЬ.
Картинки: елка, шишка, белка, ветка, пенек, комок (елки, шишки и т.д.)- Молодцы ребята. А теперь идем дальше.
Развитие фонематического слуха. Игра «Собери бусины».
-Ребята посмотрите! Сорока сидит на пеньке. Она очень замерзла пока несла нам бусинки, но она не может их разложить. Давайте сначала согреем ручки. Носиком сделали вдох, ручки положили ладошками вместе и подуем на них. А теперь давайте поможем разложить бусинки.
-(Д) Давайте.
Дети присаживаются за свои места.
-Я буду называть слова, а вы, если услышите звук «К» в слове берете синюю бусину, если услышите звук «КЬ» берете зеленую бусину и раскладываете в разные стороны.
Слова: сумка, носок, щенок, капуста, стакан, мак, веник, кино, кепка, букет, кит, кисть.-Молодцы ребята!! Ребята пойдемте дальше.
Дидактическая игра «Определи место в слове».
-Сморите дети это же замок впереди, но чтобы выручить Кота в Сапогах нужно пройти по заколдованной тропинке. Что бы нам ее расколдовать нужно определить, где мы слышим звук в слове (начало, середина, конец).
Перед детьми лежат квадраты синего и зеленого цвета + дорожки.
Слова: ком, ракета, пирожок.
-(КОТ) Спасибо вам ребята, что вы меня выручили.
3)Заключительная часть.
- Ребята вот мы и освободили нашего кота. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. (Дети закрывают глаза. Звучит музыка).
-Вам понравилось наше путешествие?  Давайте вспомним, с какими звуками нам встречались задания? Какие задания вам понравились больше всего?