Перессказ рассказа Четыре желания по К.У. Ушинскому с использованием мнемотехники

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
с использованием мнемотехники
Пересказ рассказа «Четыре желания»
(по К. Ушинскому).
Составила Войтова О.К.
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
Формирование действий целенаправленного восприятия текста.
Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).
Закрепление навыков изображать графически, то, что слышим.
Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.
Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], родственных слов.
Работа над интонационной выразительностью речи.
Методические приемы: Беседа, загадки, рассматривание иллюстраций, моделирование. Лексико-грамматические упражнения (подбор антонимов, синонимов, родственных слов). Пересказ рассказа, сюрпризный момент.
Оборудование: Картины с изображением времен года; иллюстрации к рассказу; графические схемы для пересказа; карточки с восклицательными и вопросительными знаками; поднос с подарками; мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Дети стоят на ковре.
Ребята, к нам пришли гости, давайте поприветствуем.
В.: Разгадайте, пожалуйста, загадки и вы узнаете, о чем мы сегодня поговорим
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Ответ: время года ЗИМА
В.: Назовите первый и последний звук в слове.

Я раскрываю почки,
В зеленый листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю
Движения полна,
Зовут меня
Ответ: время года ВЕСНА
В.: Назовите первый и последний звук в слове.
Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.
Ответ: время года ЛЕТО
В.: Назовите первый и последний звук в слове.
Пусто в поле, дождь идет.
Ветерок скрывает листья.
С севера туман ползет,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? -
Ответ: время года ОСЕНЬ
В.: Назовите первый и последний звук в слове.
В.: молодцы, правильно отгадали загадки. Кто может догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
Ответ: о временах года.
В.: мы будем не просто разговаривать о временах года, а вспомним с вами прочитанный (прослушанный) рассказ, в котором мы с вами встречали все времена года. Может кто вспомнит кто автор и как называется
Ответ: К.Д. Ушинского «Четыре желания».
Работа по мнемотаблице «Времена года». Посмотрите, внимательно и расскажите по схеме.
Давайте мы с вами разделимся на 4 группы, каждая группа будет отвечать за одно время года.
У вас на столах лежат полоски и карточки с картинками. Вспомните пожалуйста последовательность действий в рассказе Ушинского, а потом один от каждой группы выйдет и расскажет (перескажет) нам рассказ. Мы будем составлять мнемодорожку по этому рассказу.
Перед начало я хотела бы спросить:
Вспомните последовательность времен года в этом рассказе? (зима, весна, лето, осень)
Как звали [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]? (Митя)
Куда записал свои желания? (В записную книжку)
Воспитатель дает время выложить последовательно карточки с картинками и приглашает команду к доске.
Вывешиваю свою мнемодорожку и начинаем слушать первую группу.
Ответы: Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»
Запиши свое желание в мою карманную книжку, сказал отец. Митя записал.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
В.: Спасибо. Молодцы. Теперь проверим внимательно ли другие команды вас слушали?
О каком времени года говорится в этом отрывке? (О зиме)
Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным)
Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима).
Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
В.: Молодцы. А сейчас все идём на коврик. Поиграем.
Митя сказал: «Уж как весело зимой!» Какой знак стоит в конце этого предложения? (Восклицательный). Мы будем передавать карточку с изображением восклицательного знака по кругу, и каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией.
(Уж как (радостно, славно, увлекательно, прекрасно, отлично, хорошо, здорово) зимой!)
В.: Молодцы. Возвращаемся на места.
В.: Слушаем продолжение. Вывешиваю свою мнемодорожку.
Ответы: Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была!»
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
В.: Спасибо. Молодцы. Теперь проверим внимательно ли другие команды вас слушали?
О каком времени года говорится? (весна)
Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].)
Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)
Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
В.: Молодцы, все правильно. Давайте поиграем в игру. Все встали, поиграем в игру с мячом. Игра называется «Скажи наоборот».
Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».
Закрепление навыка подбора антонимов.
Погода теплая, а наоборот холодная
Осень ранняя, а наоборот поздняя
День длинный, а наоборот короткий
Насекомые засыпают, а наоборот просыпаются
Дети грустные, а наоборот - веселые
Настроение плохое, а наоборот хорошее
Урожай маленький, а наоборот большой
Тропинка узкая, а дорога – широкая
Рыбка крупная, а наоборот – мелкая
Облако белое – туча чёрная
Камень тяжёлый, а наоборот – лёгкий
Дедушка старый, а внук молодой Дерево высокое, а куст низкий
В.: молодцы. Поиграли пройдите на свои места.
Пока дети садятся вывешиваю свою мнемотаблицу.
В.: Слушем дальше.
Ответы: Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
В.: Спасибо. Молодцы. Теперь проверим внимательно ли другие команды вас слушали?
Какое время года настало? (лето)
Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)
Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)
Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
В.:Молодцы. А теперь снова поиграем. Встали все поиграем.
Ребята, у меня есть фишки. Будем придумывать слова. Если вы правильно назовете слово, то получите фишку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали.
Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову рыба. (Рыбак, рыбачёк, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбный, рыбалка, рыбачить.)
В.: Молодцы. Возвращаемся на места, продолжаем.
Вывешиваю четвёртую полоску.
Ответы: Наступила осень. В саду собирали плоды румяные яблоки и
желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: « Осень лучше всех времен года!»
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
В.: Спасибо. Молодцы. Теперь проверим внимательно ли другие команды вас слушали?
Какое время года наступило? (Осень.)
Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)
Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)
Что мальчик говорил отцу? (Осень лучше всех времен года!)
Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)
Отдохнём на местах.
Физминутка «Снеговик».
Раз рука, два рука
Лепим мы снеговика.
Вот какой он первый ком,
Вот такой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше.
Ну, а третий голова.
Шляпа будет из ведра,
Нос морковка, а глаза
Два веселых уголька.
Вот какой нарядный он,
Веселит всех малышей.
В.: Молодцы. Итог занятия. Чем занимались на занятии.
Сюрпризный момент
Воспитатель приносит поднос накрытый салфеткой.
Педагог показывает детям поднос и говорит, что в нем лежат подарки, которые «прислали» времена года. Дети должны отгадать, от какого времени года каждый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки), дети определяют, от какого времени года подарки.

Заголовок 115