Конспект урока по литературе на тему М.Ю. Лермонтов «Бородино». Героический подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.


Тема: М.Ю. Лермонтов «Бородино». Героический подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Цель:
обеспечить формирование умения анализировать произведение, определять, что является предметом национальной гордости русского народа; выяснить историческую правду и художественный вымысел произведения; развитие ценностного отношения к совместной познавательной деятельности; формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию к предмету, организовать деятельность обучающихся для достижения ими следующих планируемых результатов:
Предметных: формирование представлений о том, как исторические события отражаются в стихотворении «Бородино»; формирования умения определять жанр, тему произведения; формулировать идею, проблему произведения, давать характеристику герою; умение сопоставлять и сравнивать тексты различных стилей.
Метапредметных: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; развитие у школьников логического мышления, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы; стремление к речевому самосовершенствованию; планирование и регуляция своей деятельности.
Личностных: воспитание гордости за свой народ, уважительное отношение к великому прошлому России; осознание себя гражданином своего Отечества, проявление интереса и уважения к другим народам; стремление к созидательной деятельности.
Регулятивных: целеполагание и планирование своей деятельности, принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров.
Познавательных: выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме; сравнение и классификация изученных объектов по выделенным критериям; определение смысловых единиц текста и установление отношений между ними; определение основной и второстепенной информации; представление информации в наглядно-символической форме (в виде схем, таблиц); добывание, преобразовывание и представление информации.
Коммуникативных: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально – этических принципов общения и сотрудничества; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов; умение донести свою позицию, понять других, действовать с учетом позиции другого, согласовывать свои действия. Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология: развитие критического мышления.
Оборудование:
потрет М.Ю. Лермонтова,
презентация «М.Ю. Лермонтов» (биография поэта, домашняя работа группы учащихся);
видеофильм «Бородино»;
видеоролик «Гимн русскому воинству».
Эпиграф урока:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
М.Ю.ЛермонтовХод урока
Этап
урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяРезультат этапа
I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение и настрой учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. - Добрый день, ребята!
Я сегодня на урок пришла с хорошим настроением (показ смайлика). Я готова продуктивно сотрудничать с вами. C каким настроением пришли вы на урок? На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось! Спасибо! Удачи!
Предлагаю сегодня поработать в группах. Сигналом о выполнении вами задания будут жетоны разного цвета. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
Распределение групп (по желанию учеников), выбор капитана, маршрутного листа. Мотивация к учебной деятельности.

Быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Внутренняя и внешняя готовность.
Волевая саморегуляция.
II. Актуализация знаний.
Сегодня нам предстоит встреча с поэзией. А о каком писателе пойдет речь – попробуйте догадаться.
Слово учителя:
Да, совершенно верно, речь сегодня на уроке пойдет о М.Ю. Лермонтове.
Беседа по вопросам:
- Как вы думаете, что является предметом гордости нашего народа? (герои, ученые, писатели, народ)
- Что такое героизм?
Вопросы ученикам:
- Какие ассоциации, связанные со словом «героизм», возникли у вас?
- Какие возникли идеи?
- Какие героические исторические события нашли отражение в произведениях художественной литературы?
Эпиграф урока: «Недаром помнит вся Россия /Про день Бородина»
-Как вы понимаете эпиграф урока?
- С какого произведения цитата?
Как вы понимаете слово мужество?

- А как вы думаете, можно ли в наше время проявить мужество, патриотизм?
-Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить? Слушают романс «Белеет парус одинокий» в исполнении Сергея Лемешева
Коллективная работа
Актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие –
отвечают на проблемные вопросы, выявляют главную проблему произведений, связанных с войной, подтверждают примерами.
Ответы учеников:
- Ассоциации: геройство, добродетель, борьба, бой, поле, расчет, битва, переход, сторона, сражение, штурм, война, история, год, Русь, защита, победа, процесс, др.)- Великая Отечественная война, Отечественная война 1812 года.
- Мужество- отвага, храбрость
- Проблема героизма, патриотизма всегда будет актуальной.
- События в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, Украины, Сирии Актуализация имеющихся знаний, необходимых для понимания новой темы, решения поставленной задачи.
Принятия учащимися задач учебно – познавательной деятельности.
Актуализация опорных знаний.
Готовность учащихся к восприятию новых знаний, к активной учебно- познавательной деятельности на основе мотивации учения.
III.
Постановка учебной задачи
Формулирование проблемы, темы, цели и задач урока.
Цель этапа:
определение проблемы, темы, выявление цели урока, планирование работы.
Слово учителя.
-Действительно, проблема патриотизма - это одна из главных проблем творчества многих поэтов и писателей.
-Ребята, сформулируйте тему занятия, опираясь на эпиграф урока?
- Затрудняетесь с ответом. Давайте решим тогда следующую логическую задачу.
На доске изображена линия времени и отмечены 3 даты:
1812, 1837, 2017г.
-Ребята, соотнесите дату и событие, помогите восстановить ход исторических событий.
За помощью обращайтесь к любым источникам: учебнику, справочнику, интернету.
(События: 1812 г. - Бородинское сражение; 1837 г. – дата написания «Бородино»;
2017 г.- 180 лет стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»).Вопросы ученикам:
- Что связывает эти три даты, которые будут в центре внимания нашего сегодняшнего урока?
- Верно. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» описывает события войны 1812 года.
-Определите тему урока?
-Я конкретизирую тему:
«М.Ю.Лермонтов «Бородино» Героический подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 год». (запись в тетрадях.)
- Как вы понимаете фразу: «героический подвиг?»
- Правильно, ребята.
Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из подвигов русского народа, описанным поэтом в стихотворении «Бородино», когда на защиту своей Родины встал весь народ.
- А как могут быть связаны поэт М. Лермонтов, стихотворение «Бородино», Бородинское сражение?
-Итак, вы считаете, что стихотворение М.Ю. Лермонтова-отражение исторического прошлого русского народа. А я считаю, что это художественный вымысел.
- Какая проблема стала перед нами?
Формулируют тему цель урока, выясняют проблему урока, планируют дальнейшую деятельность.
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.
Для того чтобы определить тему урока, решают логическую задачу: на линии времени отмечают дату и событие. Определяют взаимосвязь дат, тему урока, проблему, ставят цель, задачи, планируют дальнейшую работу.
Ответы учеников:
- Бородинская битва, описанная в стихотворении М. Лермонтова «Бородино».
- Тема урока: «М.Ю.Лермонтов «Бородино» Героический подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 год».
Отвечают на вопросы полным ответом, выражают свои мысли.
Выдвигают гипотезы, формулируют проблему,
делают вывод.
Гипотезы учеников:
- Стихотворение М. Лермонтова «Бородино» - это отражение исторического героического прошлого русского народа в Бородинском сражении.
- Проблема
-Стихотворение «Бородино» - это правда или вымысел?
Готовность к восприятию новых знаний.
Сформулирована тема и проблема с помощью решения логической задачи, наводящих вопросов.
IV. Решение учебной задачи
1.Историческая справка о Бородинском сражении.
Цель первого задания: выяснить через исторические факты подлинную историю о Бородинском сражении; сформировать у школьников конкретное представление об изучаемом – Бородинском сражении.
Историческая справка http://www.hrono.info/sobyt/borodino.html - Предлагаю найти доказательства. Начнем с исторической справки. Сообщение ученика.
-Ибрагимов Арсен и Кечаев Алексей, ваши одноклассники, подготовили сообщение о Бородинском сражении. Послушаем их.
(Приложение)
Ответьте на вопросы:
- Как вел себя перед сражением Наполеон? Кутузов?
- Что понимали русские солдаты?
- Каковы были потери русских, а каковы французов?
- Почему, по вашему мнению, сломить русское войско врагам не удалось?
- Каким показано Бородинское сражение?
- Описанное – это вымысел или правда? Ответы детей
Ученики слушают сообщение одноклассников, строят монологическое высказывание, отвечают на вопросы учителя.
Сопоставляют поведение полководцев двух разных стран.
Высказывают свое мнение о непобедимости русской армии.
Выражают личную позицию к Бородинской битве.
- Это правда истории.
Решение первой учебной задачи:
выяснили через исторические факты подлинную историю о Бородинском сражении.
Виды речевой и читательской деятельности: понимают смысл текста, находят требуемую информацию для обоснования ответа.
Правильность ответов и действий учащихся.
2. Слово о
М.Ю. Лермонтове.
Причины обращения к теме Бородинского сражения
Цель второго задания – выяснить
причины обращения поэта к Бородинскому сражению через работу с дополнительной информацией – статьей.
Приём ТРКМЧП:
«Инсерт» (маркировка текста)
Слово о поэте.
- Что знаете вы о поэте М. Лермонтове?  Когда жил? Кто его родители? Чем занимался?
- Возьмите статью о Лермонтове, подготовленную вашими одноклассниками Пакеевой Олесей и Мустаевой Любой и отметьте условным знаком (+), что нового вы узнали о поэте.
( Приложение 1).
Вывод:
-Как вы думаете, почему М. Лермонтов обратился к теме Бородинского сражения?
-Посмотрите на тему и ответьте на вопрос.
Выполнение пробного учебного действия.
Работают с публицистическим текстом индивидуально.
Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.
Ответы учеников:
- Сведения о том, что Лермонтов интересовался историей и Бородинским сражением.
- Обращение к этой теме не случайно - это героическое прошлое нашего народа, которым восхищался поэт, которое будут помнить всегда. Решение второй учебной задачи:
обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания способов связей в объекте исследования
Выделение главного в новом материале.
Виды речевой и читательской деятельности: понимают смысл текста, перерабатывают информацию, находят в тексте главную информацию для обоснования ответа.
3. Работа с текстом – стихотворением М, Лермонтова «Бородино».
Первое впечатление от стихотворения
Цель третьего задания:
обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания способов связей в объекте исследования.
4. Работа с текстом
Словарная работа.
Цель четвертого задания: выяснить значение непонятных слов, используя различные источники информации
Слушание стихотворения (аудиозапись)
-Прослушайте выразительное чтение стихотворения М. Лермонтова «Бородино» в исполнении артиста Валерия Баринова.
Запомните содержание, основные эпизоды.
Вопросы и задания:
1. Подумайте, почему поэт назвал свое произведение «Бородино».
2. Сформулируйте главную мысль стихотворения.
3. Опишите картины, поразившие вас.
4. Чем возмущены, опечалены, а затем горды простые солдаты?
5. В тексте есть непонятные слова.
Объясните их лексическое значение
Словарная работа.
РЕДУТ
КАРТЕЧЬ
ЛАФЕТ
БИВАК
КИВЕР
УЛАНЫ И ДРАГУНЫ
СЕЧА
БУЛАТ
БУСУРМАНЫ
-Есть ли что-то общее в стихотворении и исторической справке?
А теперь поработаем в группах. Высказывают свои мысли, впечатления от прослушанного текста и обосновывают их, опираясь на послушанный текст.
Отвечают на вопросы, создают монологическое высказывание на заданную тему;
формулируют главную мысль стихотворения, личную позицию к Бородинской битве и стихотворению.
Ученики объясняют термины, обращаются за помощью в учебники
Называют эпизоды,
сравнивают, обобщают, делают выводы; стремятся к речевому самосовершенствованию.
Ученики получают задания, карточки, памятки.
Решение третьей учебной задачи:
качество ответов и их правильность.
Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим).
Решение четвертой учебной задачи:
выяснили значение непонятных слов стихотворения, используя различные источники информации
5.Работа с текстом.
Анализ эпизодов.
(Работа в группах)
Цель пятого задания – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.
Соотнесите информацию исторической справки с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты к фрагментам исторической справки и заполните таблицу:
1 ряд– отступление русских войск.
2 ряд – расположение русских войск перед сражением.
3 ряд – первое столкновение с французами.
- Ребята, в какую графу таблицы «Правда истории – художественный вымысел» следует занести «Эпизоды Бородинского боя».
(Приложение 7)
-Каково значение этой битвы? Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, т.к. русские впервые остались непобеждёнными. Не сбылось пророчество Наполеона: «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её ... »
Капитаны организовывают работу в группах, распределяют задания.
За помощью обращаются к памятке «Как работать в группе.
( Приложение 3, 14)
Ученики читают эпизоды, выполняют задание, коллективно обсуждают, оценивают правильность выполнения задания и дают ответ учителю.
Маршрутный лист.
Таблица «ИВС»
(Приложения 4, 5, 6)
Делают вывод:
основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Решение пятой учебной задачи:
осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; учатся слушать и вести диалог, сотрудничают со сверстниками и взрослыми..Планируют,
получают и оценивают результат.
Добывают, преобразовывают и представляют информацию, используя различные источники информации.
ФизминуткаЦель: снять напряженность, усталость. - Ребята, а сейчас отдохнем. Выполним физминутку.
Проводит ее Ветишев Александр.
Аты-баты, шли солдаты, (шагаем на месте)аты-баты, в дальний путь. (повороты в стороны)Не сказать, чтоб очень святы, (потянуться)но и не в чем упрекнуть. (выдох)Аты - справа, баты - слева, (повороты)шла девчонка мимо них. (шагаем на месте)Не сказать, чтоб королева, (наклоны в стороны)но не хуже остальных. (выворачиваем пальцы)
Ребята выполняют движения. Физминутка для рук, ног, головы, туловища.
6.Работа с текстом.
Художественный вымысел стихотворения
Цель шестого задания – выяснить, есть ли в стихотворении
художественный вымысел.
(ДЗ) формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме. Установление внутрипредметных и межпредметных связей.
Вопросы учителя
- Ребята, что такое художественный вымысел?
Художественное произведение предполагает вымысел, потому что его пишет не очевидец происходящих исторических событий.
- Выясним, является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой.
Стихотворение «Бородино» было написано в честь 25-летия Бородинской битвы, еще были живы участники этого сражения.
Например, его родственник А. А. Столыпин был участником Бородинского сражения. Лермонтов встречался с ветеранами Бородино и знал реальных людей – участников Бородинского сражения.
- На репродукция картины В. А. Тропинина «Старый солдат» изображен портрет ветерана войны 1812 года.
- Какой он? Каким его изобразил художник? А каким его изобразил М. Лермонтов? Подтвердите цитатами текста.
-Определите, есть ли в стихотворении портрет рассказчика и указание на его возраст.
- Однако главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат остается безымянным. Как вы думаете, это историческая личность или вымышленный герой?
- Обобщите материал.
Вопрос: к правде истории или художественному вымыслу мы отнесём образ героя-рассказчика?
- Что является правдой, а что вымыслом в стихотворении Бородино? Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, отвечают на вопросы, составляют партитуру настроения героев стихотворения.
Обсуждают задание в группах, отвечают на требуемый вопрос, заполняют таблицу
«Правда истории – художественный вымысел»,
проверяют и оценивают.
(Приложение 7)
Дети сопоставляют портрет старого солдата с цитатами текста «Бородино», делают выводы:
солдат – рассказчик - вымышленный образ, относится к художественному вымыслу. Решение шестой учебной задачи:
анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование.
Выявление внутрипредметных и межпредметных связей.
V.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности
Тест
М. Лермонтов «Бородино.
Цель этапа:
мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний. Выполнение теста
М. Лермонтов «Бородино»
- Проверим полученные знания.
А для этого выполним тест
«М. Лермонтов «Бородино»
( Приложение 9)
- Проведите взаимопроверку в парах.
-Оцените работу по оценочным листам. Дети выполняют самостоятельно тест.
Взаимопроверка.
Оценочный лист.
( Приложение 10)
Контроль, коррекция, оценка
Осознание значимости новых знаний.
Сформированность умений учиться.
VI. Итог урока.
Цель этапа:
подведение итогов работы
Подводим итог нашей работы.
Слово учителя.
В стихотворении Лермонтов показал ратный труд солдат. Герои стихотворения – простые солдаты, русские люди, победившие в войне с французами. Они беззаветно преданы Родине, поэтому геройски ее защищают. Русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.
Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!
Давайте еще раз посмотрим кадры, рассказывающие о героизме русских солдат, и послушаем «Гимн русскому воинству» Групповая работа
Дети обобщают знания
Ответы:
- Важнее для автора прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы.
Вывод:
- Стихотворение Лермонтова «Бородино» учит героизму и призывает народы государств жить в мире.
Анализ и оценка успешности достижения цели и определения перспективы последующей работы.
VII. Рефлексия.
Цель этапа: обобщение ценностного отношения к деятельности учащихся, к совместной деятельности, ее оценка. Предлагаю ответить на вопросы:
- Какую тему исследовали на уроке?
- Удалось ее разрешить?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Ценностное отношение к деятельности и ее оценка.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения
VIII. Информация о домашнем задании.
(комментирование), выставление отметок за урок.
Домашнее задание.
1.Выучить стихотворение «Бородино» наизусть.
2. Письменно составить характеристику рассказчика.
- СПАСИБО всем, кто сегодня своей маленькой удачей помог сделать урок наш успешным!
Самостоятельная домашняя работа Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей.