Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки».


Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки».
Дата: 13.10
Цель урока: УУД  
Личностные:развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков,  формирование у детей доброты, уверенности в себе.
Регулятивные:формирование  способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать;  развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.
Познавательные:формирование умений отличать жанр басни от других жанров, выявление заложенных в произведении вневременных, нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Планируемые результаты:
Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков. 
Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование  умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении. 
Предметные: отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «сравнение», «олицетворение», «аллегория», «мораль».
Оборудование  и материалы:
Мультимедийная презентация и фильм о творчестве И.А. Крылова
компьютер;
экран для демонстрации презентации;
мультимедийный проектор;
ХОД УРОКА
Организационный момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Целеполагание. Ребята, сегодня на уроке мы с вами обратимся вновь к жанру басни, конкретно на примерах трех басен разберем основные особенности данного жанра и еще раз убедимся в мастерстве Крылова-баснописца.
Актуализация знаний. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе урока. На прошлом уроке мы с вами познакомились с таким жанром как басня, зафиксировали основные признаки басни. Давайте проверим, как же вы усвоили материал прошлого урока (задание из р/т, 2 чел у доски).Проверка.
Изучение нового материала.
А) Знакомство с биографией Крылова (просмотр видео) А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию  о творчестве И.А. Крылова.
Приём «Верные и неверные утверждения» (слова да – нет появляются по щелчку мыши).
1. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года. да
2. Он родился в городе Самаре. нет
3. Его семья жила бедно. да
4. Иван Андреевич Крылов начал лит. деятельность в Петербурге. да
5. Он работал продавцом. нет
6. Крылов выучил несколько языков. да
7. Он начал писать в 16 лет. нет
8. Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками. да
9. В первой книге Крылова  были рассказы. нет
10. Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю. да
Б) Знакомство и анализ басни «Ворона и лисица»
Учитель: Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».– Что знаете об этих животных? Показ изображений вороны и лисицы. (Ответы детей.)
Учитель: А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами. Прослушивание басни (видео).
– Понравилась вам басня?– Какая же история приключилась с Вороной? (Ответы детей.)
Словарная работа.Объяснение лексического значения слов.Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.Гнусный – отвратительный, омерзительный.Не впрок – не на пользуВзгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.Пленить – очаровать, покорить чем – либо.Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.Ангельский (голосок) – нежный, добрый.Царь – птица – главная среди птиц.Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Задание: замените следующие словосочетания из басни  подходящими по смыслу:
глаз не сводит  – смотрит пристально, не отрываясь;
на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;
вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать;
во всё горло – каркнула очень громко;
была такова – исчезла, скрылась;
дыханье спёрло – трудно стало дышать;
бог послал – нашёл случайно, без особого труда.
Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы» [1]
Учитель: Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?– А что говорила о голосе Вороны Лиса?– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?
Работа над моралью басни. Инсценировка басни
– В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она?– Чем интересна эта мораль?– Как звучит мораль этой басни на современном языке? (Ответы детей.)
Выводы зафиксировать в виде синквейна. 1в.- лисица, 2 в. - ворона
Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (резерв)
Расположите цепочки слов в нужной последовательности:
а) ворона нашла кусочек сыру;б) лиса близёхонько бежала;в) ворона каркнула;г) лисица говорит сладкие слова вороне;д) плутовка подходит на цыпочках;ж) лисица схватила сыр и убежала;к) сыр выпал.
В) Знакомство и анализ басни «Мартышка и очки»
Просмотр видео.
Словарная работа.Чтобы текст басни был понятен, определим значение слов:
Дюжина- 12;
Полдюжины- 6;
Темя - верхняя часть головы;
Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;
Нет проку - нет толку;
Невежда - необразованный, несведущий человек;
К худу клонит - к плохому клонит;
Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;
Невежа - грубый, невоспитанный человек.
-Что нас в басне забавляет, смешит?
- Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?
- Какие действия совершала мартышка с очками? Прочитайте.
- Что обычно делают с очками?
- Почему мартышка решила, что ее обманули?
Инсценировка басни.
Г) Знакомство и анализ басни «Свинья под дубом»
Просмотр видео
5) Итоги урока
6) Рефлексия.
1.Сегодня на уроке я повторил….
2. Сегодня на уроке я узнал….
3.Что ещё я хочу узнать…….
4.Мне понравилось на уроке….
5. Мне  не понравилось на уроке………
VII. Домашнее задание:
Выучить басню, иллюстрация, подобрать пословицы к басне (по желанию)