ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В.М. МОНАХОВА – ЗАЛОГ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.

Педагогическая технология проектирования учебного процесса В.М. Монахова – залог повышения результативности обучения в школе.
Туманова С.Д., учитель
МБУ школа № 71
г. О. тольятти

Желание сделать свою деятельность совершенной - насущная потребность человека, важнейший «двигатель» прогресса. Реформирование образования в Российской Федерации закономерно требует таких изменений, которые удовлетворяли бы потребности всех участников образовательного процесса, сделали бы человека целью педагогического процесса и главной его ценностью. Это, в свою очередь, предполагает перевод учебно-воспитательного процесса на несколько иные принципиальные позиции:
изучение и максимальное высвобождение того, что заложено в ребенке;
предоставление ребенку возможностей вариативного выбора своего образования, становления как личности.
В связи с тем, что требования к учащимся повышаются из года в год, учителю необходимо приобрести свое лицо и начать двигаться по собственной траектории. В начале каждого учебного года главные вопросы: как учить, как развиваться, как воспитывать – встают перед каждым учителем. В поисках ответа на эти вопросы я рассмотрела различные источники о ряде инновационных технологий, предлагаемых на рынке образовательных услуг, и пришла к выводу, что мне, как учителю, необходима технология, которая:
основана на современных достижениях науки (при соблюдении всех дидактических принципов);
согласуется с традициями российской школы
отвечает потребностям большинства участников образовательного процесса;
отвечает моим личным возможностям
Изучив технологию В.М. Монахова с применением на уроках технологических карт, я поняла, что именно она ведет учащихся к результату легко и быстро. «Ничего сверх необходимого,- учил великий мыслитель средневековья Оккам. Смотри просто, и будет тебе понятно. В заковыристых терминах, надуманных схемах, вывернутых оборотах все запутывается до предела».
В.М. Монахов представляет проектирование УВП в виде восьми стадий: осознание учителя стандарта и перевод требований стандарта на язык микроцелей (В1, В2, В3, и т.д.) перевод содержания образовательного стандарта на содержание диагностики (Д1, Д2, Д3 и т.д.); учитель дозирует домашнее задание (Б1, Б2, Б3); проектирует логическую структуру понятийного аппарата, задействованного в проекте учебной темы; предусматривает формирование поля учащихся на дидактическом материале данной учебной темы; непосредственно проектирует технологическую карту; конкретизирует замысел проекта в виде совокупности информационных карт урока – ИКУ.
Все компоненты на технологической карте взаимосвязаны: содержание микроцели определяет содержание диагностики; содержание диагностики проверяет полноту представления микроцелей; содержание диагностики задает содержание, объем, трудность и сложность компонента дозирования домашних заданий, содержание дозирования проверяется как достаточное или недостаточное при проведении диагностики; логическая структура - это единство содержательного, процессуального мотивационного в проекте учебного процесса; компонент коррекции - это фактически программа деятельности учителя с учениками, не прошедшими диагностику. В единстве пяти компонентов: целеполагание, диагностика, дозирование самостоятельной деятельности учащихся, логическая структура и коррекция заключается целостность учебного процесса.
Результатом проектирования педагогической системы по данной технологии является гарантированность конечного результата. Нацеленность технологии на результат обязывает педагога прогнозировать. Прогноз становится основой для целенаправленного расчета и усовершенствования урока. Имея объективную картину конечных результатов, я сама создаю проект будущего учебного процесса, траектории методической системы обучения. Педагогическая технология В.М. Монахова способствует кардинальному изменению сознания и ученика, и педагога. Конечно, быстро измениться вряд ли удастся в силу заложенных в нас стереотипов. Это довольно длительный процесс: кому-то понадобятся месяцы, а может быть, и годы, чтобы начать работать по-новому, с новым мышлением. Именно эта технология, как средство обучения, на мой взгляд, становится наиболее востребованной в массовой школе. Ее отличительная особенность – неразрывное соединение с личным мастерством учителя, собственным педагогическим почерком.
Экспериментальная работа в моем классе подтверждает, что технология В.М. Монахова является: управляемой, универсальной, тиражируемой, оптимальной, творческой, здоровьесберегающей.
Переход учителей на технологический уровень проектирования учебного процесса - требование времени, которое диктует новые цели в образовании, а, следовательно, и новые средства.

15