Конспект урока по литературному чтению на тему Басни крылова Мартышка и очки (3 класс)


Урок по литературному чтению учителя начальных классов МОУ «Вейделевская СОШ№3» Глумовой Светланы Николаевны. 3 класс. УМК «Школа России».
Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
Цель:
Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова«Мартышка и очки»
Задачи:
Образовательные:
Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова«Мартышка и очки»
Находить мораль в произведении;
Развивающие:
Развивать навыки беглого, выразительного чтения;
Развивать память внимание, речь учащихся;
Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
Обогащать словарный запас учащихся;
Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к чтению;
Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
Оборудование:
персональный компьютер, медиапроектор;
магнитная доска.
Дидактический материал
Портрет И.А.Крылова;
Иллюстрации к басням И.А.Крылова;
Карточки с заданиями;
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (автор Л.Ф. Климанова, М., 2014); презентация
Ход урока.
1. Организационный момент (учащиеся хором говорят стихи).
Стали все ровно, красиво. Повернулись друг к другу, улыбнулись. От ваших улыбок стало светлее в классе. Я желаю всем вам хорошего настроения.
2. Речевая разминка.
- Прочитайте текст, определите его жанр. (это небылица)
Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
- Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, весело).
- Прочитайте небылицу быстро.
3. Проверка домашнего задания.
- Начинаем урок литературного чтения. Дети, мы с вами изучили раздел «Поэтическая тетрадь».
-Соедините, пожалуйста, фамилию писателя и название его произведения.(дети выходят к доске и переставляют карточки на магнитах)
Ф. И. Тютчев «Встреча зимы»
А. А. Фет «Весенняя гроза»
А. С. Пушкин «Зреет рожь»
И. З. Суриков «Зимний вечер»
-К какому литературному жанру относятся эти произведения? (стихотворения)
- Дети, скажите, пожалуйста, какой большой раздел мы изучаем сейчас? (Великие русские писатели.)
- Ребята, на прошлом уроке мы закончили работу по сказке А. С. Пушкина.
- Домашние задание вы выполняли в тетради. Давайте проверим его. Откройте тетради. Прочитайте правильную последовательность событий в сказке. (Дети читают по очереди) Молодцы!
Постановка цели. Актуализация знаний.
- Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Разгадать его вам помогут знания сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане…».(дети разгадывают кроссворд)
INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/504337/img1.gif" \* MERGEFORMATINETINCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/504337/img1.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://festival.1september.ru/articles/504337/img1.gif" \* MERGEFORMATINET
 Кроссворд на доске.
-Ребята, слушаем первый вопрос.
Вопросы: 
1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).
2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение Пушкина. (Сказка).
3. Имя царя (Салтан).
4. Как зовут молодого князя (Гвидон).
5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).
- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать? (Басня).
Выведение темы урока.
- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прекрасным миром басен.
- Ребята, а с какими баснями мы познакомились в прошлом году? («Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак»)
- А кто является автором этих басен?(И. А. Крылов)
-Сможите ли вы назвать тему сегодняшнего урока? (тема урока «Басни И. А. Крылова»)
-Правильно ребята ,знакомимся с новой басней И. А. Крылова «Мартышка и Очки»
( открыть доску)
- А познакомиться с басней Крылова-значит стать умнее, узнать что-то новое о себе и людях.
-В соответствии с темой поставьте себе задачи на урок.
На доске опорная запись:
1) Я узнаю…
2) Я научусь...
(Задачи урока: узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.)
6. Изучение нового материала. (учитель подходит к компьютеру)
1.) Знакомство с биографией писателя.
- Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».
( Слайд 1-2 - портрет писателя)
- Посмотрите на портрет И.А.Крылова.
- Каким он вам представляется по характеру?(добрым, спокойным, мудрым)
- Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду.
(Слайд 3- памятник писателю)
- Ученики нашего класса подготовили интересные сведения об этом удивительном человеке.
(Своё сообщение читают заранее подготовленные ученики)
И.А. Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной. Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться "из милости". У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.
Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После смерти отца у них ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской суд. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. Да еще читал книги, которые остались после отца.
Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской библиотеке. Он написал более 200 басен.
-Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни баснописца. Их заучивали наизусть, хохоча пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты. И даже императоры Александр1 и Николай2 ими зачитывались.
2.) Подготовка к восприятию нового произведения.
-Прежде чем познакомиться с новой басней Крылова, давайте вспомним, что же мы знаем о басне? (выслушать детей)
(Слайд 4- определение басни)
- Кто главные герои басен?(животные)
-Чем обычно начинается или заканчивается басня?(моралью, поучением)
3.) Словарная работа. (Слова написаны на доске).
- И.А.Крылов жил около 200 лет назад, многие слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи. Поэтому раскроем значение некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы могли понять ее содержание и смысл.
Мартышка – маленькая обезьяна;
Дюжина – 12;
Полдюжины – 6;
Темя – верхняя часть головы;
Нанижет – наденет подряд на нитку, проволоку;
Невежда - необразованный человек;
К худу клонит – к плохому клонит;
Познатней – побогаче, выше титулом;
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
- Ребята, обратите внимание на слова невежда и невежа. Что они обозначают? А потом, читая басню, посмотрим какое из них встречается в ней.
4.) Прогнозирование содержания.
- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?(о мартышке)
- Поднимите руку, кто видел мартышку?
- Где вы ее видели?
- Расскажите о ее повадках.(любопытная, любит гримасничать, подвижная)
Физкультминутка.
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали
Вы резвиться не устали?
5.) Чтение нового произведения.
- Откройте учебник на стр. 134
-Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?
-Чтение басни учителем.
- Так, зачем же Мартышке нужны были очки? (она стала плохо видеть)
6. Работа над содержанием басни.
Чтение басни детьми.
-Детки, сейчас вы сами прочитайте басню самостоятельно в полголоса и ответьте на вопрос: «Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?» (герои басни)
-Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.
- Какие слова помогают понять, то, что Мартышка не знает, как использовать очки?
- Почему мартышка решила, что ее обманули?
-Кто виноват в том, что очки не действовали?
- Что обычно делают с очками?
2. Работа над языком басни.
- Ребята,найдите слова из басни, которые являются синонимами к словам: купить, обманули, бросила.
На доске:
купить -
обманули -
бросила –
- В баснях Крылова очень много крылатых выражений и сравнений. Слайд №6.
- Как бы вы могли проще объяснить некоторые выражения, которые встречаются в нашей басне?
- Эти выражения у вас на карточках. Прочитайте их, пожалуйста.
К старости слаба глазами стала. (стала плохо видеть)
Зло не так большой руки. (небольшое зло)
Очков с полдюжины она себе достала. (купила 6 штук)
Очки не действуют никак . ( не помогают)
Слушает людских всех врак. ( слушает обман людей)
И проку на волос нет в них. (нет пользы)
3.Разбор морали.
- Ребята, прочитайте заключительную часть басни.
-Как она называется? (мораль)
- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? (с необразованностью)
- Чему учит нас эта басня? (надо учиться, чтобы быть образованным, плохо быть невеждами)
- Чтение басен обогащает нас знанеием жизни, родного языка.И. А. Крылов помогал обнаружить недостатки, и часто показывал, как от них можно избавиться.
Выразительное чтение басни по ролям.
- У басен Крылова интересный сюжет, в нем много действия и диалогов. Басни Крылова можно читать в лицах. Их можно представлять со сцены в театре. И сейчас мы будем читать басню по ролям. Посмотрите, где слова автора, а где Мартышки. (чтение по ролям)
- Басни похожи на сказки. Характеры героев яркие, понятные. Басни интересно иллюстрировать и поэтому, я предлагаю вам творческое задание.Вы видете иллюстрации к басням Крылова, выполненные художником. А мы сегодня с вами создадим свою выставку.

7. Любимые басни. (слайд№7 - 13)
Дети по слайдам вспоминают басни И.А. Крылова.
8. Итог урока.
-Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока.
- Что узнали на уроке? (ответы детей)
- Чему научились? (ответы детей)
- Мне хочется пожелать вам, ребята, идти по жизни рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.
9. Домашнее задание.
Выразительно прочитать басню и подготовиться к инсценировке.
9. Рефлексия урока. (Оцените свою работу на уроке, дополнив преджложения)
Я узнал …..
Я научился…
Мне понравилось ….
10. Оценки за урок.
- Спасибо, ребята, за урок.Вы молодцы! (выставить оценки самым активным, за чтение басни по ролям)