Урок мужества 200 дней и ночей (4 класс)



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЖЕСТВА
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПЛЕХАНОВОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
НА ТЕМУ «200 ДНЕЙ И НОЧЕЙ»
для учащихся начальных классов
(посвящена 70-летию Сталинградской битвы)

Содержательная частьЦель: расширить представление учащихся о Сталинградской битве, героизме советского народа.
Задачи проведения урока мужества:
Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне;
сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, содействие проявлению учащимися заинтересованности в изучении исторического наследия своей Родины;
воспитание чувства гордости за своих земляков – участников Сталинградской битвы;
развитие лучших качеств человека: патриотизма, гражданственности, гордости за свою Родину, стремление к миру.
Оформление:
репродукции картин, посвященных войне, памятников войны;
выставка книг и иллюстраций о Сталинградской битве,
аудиозаписи песен о войне,
карта военных действий,
документально-исторический фильм «Сталинградская битва»
Ход урока
На старой, милой нам Земле
Есть много мужества. Оно
Не в холе, воле и тепле,
Не в колыбели рождено…
(Слайд 1) К. Симонов
Учитель: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней.
70 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню. На карте России есть города, судьба которых особенно ярко запечатлена в истории всей страны. К их числу относится и город на Волге, известный своими патриотическими свершениями.
2 февраля 2016 вся страна отмечала 74 - летие со дня разгрома фашистских войск под Сталинградом. Сегодня на уроке мужества мы перелистаем страницы истории Сталинградской битвы.
Звучит песня «Поклонимся великим тем годам»
(Слайд 2)
Ученик 1: Великая Отечественная война 1941-1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, какие только знала Россия.
22 июня 1941 года, в 4 часа утра вдоль всей линии западных границ Советского Союза взвились ракеты, загремели залпы артиллерийских орудий. Танки, самолёты со свастикой на крыльях начали бомбить советские города и села. Так, без объявления войны гитлеровская Германия напала на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война.
Ученик 2: Великая Отечественная война – это 1418 дней и ночей непрерывных сражений.
Звучит Песня «Священная война»
(Слайд 3)
Ученик 3: 17 июля 1942 года началась одна из величайших битв Великой Отечественной войны – Сталинградская битва. Она продолжалась 200 дней и ночей. По своим масштабам и ожесточённости она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек.
(Слайд 4)
Ученик 1: Цель фашистских захватчиков: овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию; выйти к Волге, по которой в кратчайшие сроки можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.
(Слайд 5)
Ученик 2: 23 августа 1942 года немецкие самолеты подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. 23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда.
(Слайд 6). Ученики читают стихи
От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля и краснели поля
Все пылало над Волгой рекой.
Следы врага – развалины и пепел
Здесь все живое выжжено дотла.
Сквозь дым не видно солнца в черном небе
На месте улиц – камни и зола.
«НАСМЕРТЬ СТОЯТЬ, ни шагу назад!» –
Такой был девиз у наших солдат
И жизни своей не жалели они
Врага изгоняя с родимой земли.
(Слайд 7)
Ученик 3: Местом самых ожесточенных боёв в Сталинграде стал Мамаев курган. На военных картах он обозначен как высота 102 метра и имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория.
Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей (с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, здесь решалась судьба будущей победы.
Ученик читает стихотворение.
Стихотворение «Мамаев курган»
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина.
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, то не поднимет головы,
Не придет, не скажет: “Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!”
В. Боков
(Слайд 8)
Учитель: Не только в стране, но и за рубежом известен «Дом Павлова». В конце сентября 1942 г. командир отделения сержант Я. Ф. Павлов, выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырехэтажный дом, уже занятый гитлеровцами. 58 суток – яростно и ожесточенно штурмовали фашисты развалины дома, который стал для них неприступной крепостью. «Дом Павлова» вошёл в историю войны.
(Слайд 9)
Ученик 1: 19 ноября 1942 г. предутреннюю тишину разорвали мощные залпы свыше 7 тыс. орудий и минометов Юго-Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась огненная лавина реактивных снарядов «Катюш».
Просмотр видеофильма слайд 10
(Слайд 11)
Ученик. Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и, ломая его ожесточенное сопротивление, пошли вперед. 23 ноября соединения фронтов встретились. Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение.
(Слайд 12)
Ведущий.10 января громом орудий и реактивных установок начался завершающий этап разгрома врага. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления. 2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.
Радостной волной прокатилась по всему миру новость о разгроме фашистских войск в районе Сталинграда.
Учащиеся читают стихи
Под Сталинградом был смертельный бой
Все защищали город наш родной,
Горит огонь, как память грозных лет,
Мы будем помнить, всех кого сегодня нет.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память вечную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
От нас далёки годы эти,
Но вспомним мы о них стократ.
Пусть славят гимном на планете
Геройский город Сталинград.
В свой срок – не поздно и не рано -
Придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
Придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цветы.
(Слайд 13)
Учитель. В те дни вся страна встала на защиту Сталинграда. Не осталась в стороне и Сызрань. В книге Памяти поимённо названы 192 сызранца, отдавших жизнь в боях под Сталинградом. Число раненных не поддаётся учёту.
Ученик 4: Среди павших смертью храбрых – Николай Землянский. Он не дождался призывного возраста и ушёл на фронт добровольцем. Учился в Сызрани в шестой железнодорожной школе. Наш земляк погиб в бою 6 декабря 1942 года. Похоронен на хуторе Вертячий Сталинградской области.
Ученик 5: Для Владимира Павловича Емельянова Сталинградская битва была памятна многими эпизодами. Вот один из них. На участке 260-й стрелковой дивизии требовалось разгадать замысел врага. В разведку вызвался сержант Емельянов со своим другом. Друзья удивили всех: к утру они привели 11 пленных.
Ученик 6: Бывалый танкист полковник запаса Владимир Анатольевич Целебровский навсегда запомнил ночной рейд в станицу Тацинскую, где ему и его боевым товарищам удалось захватить, кроме прочих трофеев, 300 самолётов гитлеровцев.
Ученик 7: В боях под Сталинградом получила свою первую боевую награду – медаль «За боевые заслуги» - медсестра Валентина Степановна Акименко.
Ученик 8: В октябре 1942 года старшине А.Ф.Горшунову было поручено особое задание – доставить защитникам дома Павлова боеприпасы. С группой бойцов под покровом ночи ему удалось выполнить приказ. Заслуженная награда – орден Красной звезды. После победы Александр Фёдорович работал мастером в цехе № 9 завода тяжёлого машиностроения.
(Слайд 14)
Учитель: О героической битве узнал весь мир. Вот её итоги:
Потери противника убитыми, ранеными и пленными составили 1, 5 млн. человек.
Победа на Волге вызвала подъём освободительного движения в странах, порабощённых фашистами.
Укрепила веру народа в победу.
Начался новый этап войны. На всех фронтах шло наступление наших войск. Исход войны был предрешён в нашу пользу.
(слайд 15)
Учитель. В результате варварских бомбардировок фашистской авиации, ожесточённых уличных боёв город был практически полностью разрушен. Немецко-фашистские варвары уничтожили почти все жилые дома, были разрушены школы, больницы, предприятия. Иностранные туристы, побывавшие в Сталинграде, писали, что город восстановить невозможно. Они предложили сделать из города музей и оставить всё как есть. Но уже 3 февраля на следующий день в местной газете появилось обращение к жителям с призывом возродить город. Жители с энтузиазмом откликнулись на этот призыв. И уже на стенах города вместо лозунга «Мы отстоим тебя Сталинград!» появился лозунг «Мы отстроим тебя Сталинград!» Город в кратчайшие сроки был заново отстроен.
Ученик 1: О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы. Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей. В одной только Польше имя «Сталинград» отражено в названиях улиц, площадей и парков 160 городов и поселков. Свыше 30 городов Франции, включая Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда...
Солдату Сталинграда
Пролетели года, отгремели бои.
Отболели, отмаялись раны твои.
Но далекому мужеству вечность храня,
Ты стоишь и молчишь у святого огня.
Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал.
Хоть друзей хоронил, и хоть насмерть стоял.
Почему же ты замер – на сердце ладонь,
И в глазах, как в ручьях, отразился огонь?
Говорят, что не плачет солдат! Он – солдат!
И что старые раны – к ненастью болят.
Но вчера было солнце! И солнце – с утра…
Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра?
Оттого, что на солнце сверкает река.
Оттого, что над Волгой летят облака.
Просто больно смотреть – золотятся поля!
Просто горько белеют чубы ковыля.
Посмотри же, солдат, это – юность твоя-
У солдатской могилы стоят сыновья!
Так о чем же ты думаешь, старый солдат?
Или сердце горит? Или раны болят?
М. Агашина
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература:
Великая Отечественная война… (Краткая иллюстрированная история Великой Отечественной войны для юношества). Москва; 1999.
Сталинградская битва: июль 1942 – февраль 1943: Энциклопедия. Волгоград, 2007.
Сталинградская битва: Хроника. Факты. Люди. В двух книгах. Москва, 2002.
Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. Москва, 2002.
Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, участников Сталинградской битвы.
Сызранцы на фронтах войны // Варешин А.М. и др. Город Сызрань: Историко-экономический очерк. - Куйбышев: Кн.изд-во, 1990.
http://www.istmira.com/drugoe-vtoraya-mirovaya-voyna/7793-stalingradskaya-bitva-nezabvennyy-podvig-sovetskogo-naroda-kak-eto-bylo.html
http://modernvdo.com/WmktYWUtOWN3bncz