Обычаи и традиции хакасского народа в воспитании подрастающего поколения.

Ларионова Елена Ивановна, учитель по физической культуре и спорту, ГРОУ «Хакасская национальная гимназия-интернат им Н.Ф.Катанова».
Обычаи и традиции хакасского народа в воспитании подрастающего поколения.
В течение веков народ разрабатывал и проверял повседневной жизнью основополагающие педагогические концепции и оптимальные методы к жизни подрастающих поколений. Впоследствии заповеди народной педагогики являлись исходной точкой в развитии педагогической науки. Мировоззренческой основой народной педагогики стали вековые заветы предков поддерживать непрерывное движение народной жизни к ее новым историческим рубежам. Хакасская пословица гласит: «Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной» [1,2,3,4]
Главнейшей целью народной педагогики было сохранение исторического бессмертия народа. Считалось, что в детях заключена возможность достижения этой цели и реализация самых высоких помыслов народа. В пословицах по этому поводу говорится: «Сын – памятник отцу» (ногайская), «Будут дети – будет и будущее» (белорусская), а хакасская звучит так: «Он прожил долгую жизнь, повторился много раз в своих детях и правнуках». Таким образом, бессмертие человека, как и бессмертие народа - в детях. Но в детях хорошо воспитанных. Как гласит народная мудрость «Воспитание – бесценное богатство». Из чего следует, что воспитание подрастающей смены, подготовка ее к деятельной жизни для каждого народа – смысл его общественного существования. [2]
Материнство и детство являются особой частью жизни человеческого социума. С одной стороны, это обусловлено социальными причинами, с другой, - мировоззренческо-религиозными. Рождение ребенка - часть непрерывной цепочки смены поколений, жизни народа. Хакасы верили, что души детей находятся под охраной богини Ымай, живущей в верхнем мире. Хакасы представляли ее полной седовласой старушкой, имеющей способность летать в образе белой птицы. В народном представлении зарождение ребенка происходит в печени, там, где сосредотачиваются эмоциональные чувства - радость, печаль. Душа еще, народившегося ребенка и младенца считалась весьма ранимой. Поэтому существовало большое количество запретов и предписаний для беременных женщин, рожениц и матерей. Будущим матерям запрещалось перешагивать через аркан или веревку, присутствовать на похоронах и поминках, стоять в дверях и т.д. Беременной женщине, по обычаю, нельзя ни в чем отказывать. Если у людей не было желаемой ею вещи, то давали что-нибудь другое взамен. Когда приходило время рожать, муж опускал в юрту через дымоход березу. Береза становилась опорой «алтын теек» для роженицы, которая рожала, стоя на коленях, опираясь на березовый шест. Помощь при родах оказывала акушерка «инейджи». Приняв младенца, повитуха ждала выхода последа («пала инезi» - букв. мать ребенка), а затем перерезала пуповину на березовой палочке или на стволе «алтын теек». У тюрков Саяно-Алтая мальчику пуповину отрезали ножом, а девочке - перерезали ножницами. После рождения ребенка его обмывали теплой соленой водой с молоком. Хакасы были уверены, что новорожденный, выкупанный в соленой воде, в жаркие дни не будет испытывать жажду. Для того, чтобы тело было крепким, после каждого купания младенца смазывали сметаной. Хакасы верили, что если ребенок родится на молодой месяц (ай наазы) - он будет счастливым, в последние дни старой луны (ай иргiзi) - несчастным, и проживет не долго. Если ребенок родится, в полнолуние (ай толызы), то он будет жить долго и богато. Рожденный в новолунье (ай аразы) - очень удачливый. Рожденный весной будет хилым, осенью - крепким. Если девочка родится в среду - она будет счастливая, если мальчик - несчастный. Девочка, рожденная лицом вниз, будет несчастная. Если так рождался мальчик, то наоборот. Ребенок, появившийся на свет при трудных родах будет непослушным, а родившийся в рубашке будет счастлив. [ 4, 5]
У хакасского народа сложился свой цикл праздников и обрядов, связанных с принятием нового человека в общество: «кiн тойы» (праздник отпавшей пуповины и захоронения последа), «пизiк тойы» (праздник укладывания ребенка в колыбель), «пала тойы» (именины), «Ымай тойы» (праздник в честь богини Умай), «тiс тойы» (праздник прорезывания первых зубов), «кiспiк тойы» (праздник первого срезания волос), обряд разрезания пут (когда малыш делал первые самостоятельные шаги). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]В традиционном мировоззрении считалось, что до трехлетнего возраста дети находятся в пограничном состоянии между тем миром, откуда пришла их душа, и миром людей. В связи с этим необходимо было соблюдать систему мер и предосторожностей по защите здоровья ребенка. В первую очередь, ребенка защищала сама мать, ангел-хранитель, колыбель, обереги. Одной из мер предосторожности являлось наречение ребенка «плохим» именем, чтобы нечистая сила не проявила интерес к ребенку. (Рис. Тёсь - оберег ребенка) Традиционная хакасская колыбель (пубай, пизiк) по своей конструкции в целом не отличалась от колыбелей других народов Южной Сибири. Она являлась напольной, с дугой в верхней части и бортами. Ребенок фиксировался в ней при помощи ремня. Колыбель была окружена различными оберегами, чтобы злые духи не смогли повредить ребенку - нож или ножницы, раковины каури, маленький лук со стрелами, у северных хакасов модели птиц, щепки от разбитого молнией дерева. В «необжитую» колыбель ребенка не клали: если она была совершенно новой, то сажали в нее щенка или кошку. Как правило, в одной колыбели вырастали все дети одной семьи. [1,2,3,4]
Начиная с грудного возраста, ребенок воспринимал культуру своего народа через колыбельные, сказки, загадки, пословицы и поговорки. В хакасских семьях не было принято физически наказывать детей. Считалось, что ребенку из-за отсутствия у него жизненного опыта допускается совершать ошибки, и он сам должен их исправлять. Детям постоянно внушалось, что они не должны в жизни совершать плохих дел - воровства, убийства, клеветы, лжи, завидовать другим, злиться. С детства детей приучали почитать предков, приветствовать старших, не вмешиваться в беседу взрослых, оказывать услугу, не ожидая похвалы и т.д. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Важной частью детского мира являлись игры и игрушки. Игры хакасских детей были связаны с хозяйственными занятиями взрослых. Наиболее часто можно было встретить игрушки из астрагалов и костяных бабок домашних животных, которые накапливались в каждой семье.[6,2,3,4] Астрагалы символизировали лошадей, овец, коров и других животных, составляя целые стада и табуны маленьких «хозяев». Дети кормили, поили, перегоняли свои стада, отары с пастбища на пастбище, выступали в роли чабанов. Также у хакасских детей были игрушки, вырезанные из дерева, толстой коры, тканей. Помимо игрушек - животных у хакасских детей имелись и куклы, изображавшие людей. Согласно традиции, куклы не имели лица. [1,5]
Одним из главных средств воспитания являлся физический труд. Мальчиков с малого возраста сажали в седло, лет с семи-восьми они начинали пасти скот. В подростковом возрасте взрослые обучали их косить сено и охотиться. Девочки обучались у матерей и старших сестер тонкостям женского труда - выделке шкур, ткачеству, приготовлению различных блюд и прочее. К шестнадцати-семнадцати годам считалось, что дети становятся взрослыми и их готовили к супружеской жизни. [3, 7,8]
В наше время возникают новые условия экономической жизни, которые, безусловно, потребуют от человека и трудолюбия, и хозяйственной смекалки. Хочется верить, что идеи и методика воспитания во многом помогут решению нового подхода к трудовой подготовке нынешних детей.
Сейчас в нашей республике, да и в других регионах РФ идет активный поиск путей к возрождению национальной культуры. [1,3] 
Список литературы
1. Анжиганова Л.В. Традиционное мировоззрение хакасов.
Учебное пособие.- Абакан: НМЦ народного творчества. 1995.- 58 с.
2. Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан. 1986.
3. Бутанаев В.Я Хакасы. / Этнографический очерк. Мрсква «ИНСАН» 1995г.
4. БутанаевВ.Я. Этническая культура хакасов. Абакан 1998 г.- 68 с.
5. Волков В.Г. Этнопедагогика Москва 1978.
6. Никольская Л.А.Хакасия. Абакан.1968.
7. Тобурчинова О.Г. Трудовые традиции воспитания и современность.
Абакан 2008.
8. Информаторы: Кокова М.Ф. с Аскиз 2008.









13PAGE 15


13PAGE 14115