Статья «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».


«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».
Учитель начальных классов
МКОУ Мировской СОШ
Панинского муниципального района
Королева Ольга Васильевна
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Это доказывает особую значимость и актуальность духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности младших школьников.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.
Сегодня перед учителями начальных классов очень остро стоит вопрос в создании программ по внеурочной деятельности, в связи с переходом на новые стандарты.
С 1 сентября 2011 года в начальных классах реализуем программу «Истоки возрождения», которая разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина. Программа курса «Истоки возрождения» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.
В 1 классе, в основном, тематика сосредоточена на освоении ребенком ценностного познания, поэтому большая часть занятий по данной программы строятся на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения, притчи ), которые учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков,
В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней.
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала.
В четвертом классе осуществляется знакомство с истоками традиций в Воронежской области и России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Введение курса «Истоки возрождения» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный подход к содержанию образования. Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы.
В качестве задач выдвигаются:
освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
развитие мотивации к саморазвитию.
Истоковедение –это своеобразная педагогическая технология гармоничного развития личности ребенка , если работу вести в определенной системе, детей удается приобщать к истокам родной культуры, духовным ценностям и образу жизни. На занятиях развивается восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребёнка.  Начиная с первого урока, идет освоение технологии ресурсного круга, который постепенно развивает целостное восприятие учащихся и единый контекст в классе. Хотелось бы отметить в работе данного курса активные формы обучения (социокультурные тренинги) – это высокоинтенсивное обучение, которое осуществляется по определённым технологиям. Тренинг является важной составляющей частью урока. Во время активного занятия каждый ребёнок работает самостоятельно, а затем в паре, тройке, четвёрке. Самое ценное в этих занятиях то, что научились быть терпеливыми, внимательными, доброжелательными, научились обсуждать своё решение в группе и приходить к единому мнению. На каждом уроке необходимо отмечать любое достижение ребёнка, поддержать каждый маленький успех. К концу первого года обучения, применяя социокультурные технологии, удается развить ресурс успеха у всех учащихся. Свои успехи, приобретённый опыт ребята переносят в повседневное общение. Ресурс успеха способствует развитию их мотивации к самосовершенствованию. После активного освоения материала в тренингах, дети с интересом делятся своими впечатлениями дома с близкими людьми. В анкетах родители отмечают, что дети задают жизненно важные вопросы. Трудно «отмахнуться», сослаться на недостаток времени, отложить разговор, когда в глазах ребёнка живой интерес, желание действовать. На занятиях дети учатся анализировать своё внутреннее состояние, переживания, приучаются к осмыслению своих духовных усилий, того, что произошло.
  К примеру, изучая, в 3 классе нравственные категории: верность, правда, любовь, милосердие, добро и т.д., чтобы глубже разобрать понятия о добродетелях и пороках, лучше изучать их в паре, чтобы видеть контрастность поступков, поведения или характеров.
Например:
добра - зла,
дружбы - предательства,
правды-лжи,
трудолюбия- лени,
милосердия-жадности,
равнодушия –чуткости,
послушания (почитания) –ослушания (непочтения) родителей и т.п.
Разберем тему «Добро и зло» используя социокультурный тренинг
Шаг 1:
          (  На первом, подготовительном этапе, необходимо ввести участников тренинга в тему, заинтересовывает ею через использование яркого образного видеоряда, звукоряда или эмоционально окрашенного вступительного слова. Цель подготовительного этапа – создание мотивации учащихся на выполнение задания. В ходе его проведения учителю важно присоединиться к особенностям восприятия и мышления учащихся, объяснить цель предстоящей работы и как можно более точно описать результат, который необходимо достигнуть.) Эмоциональная зарядка: читаем стихотворение, связанное с данной тематикой
Если стихотворение объемное, читаем только 4 первые строчки , в конце урока это стихотворение прочитаем полностью.
Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!
Шаг 2:
(Затем идёт индивидуальный этап, когда каждый ученик выполняет индивидуальное задание)
Работа со словарем. Словарная работа: разбираем значение слов
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов:  «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Шаг 3:
По данной тематике читаем притчу или басню, смотрим презентацию или фильм
Притча «О двух волках»
Когда-то давно один старик своему внуку одну жизненную истину.— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…  Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:— А какой волк в конце побеждает?Старик едва заметно улыбнулся и ответил:— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Шаг 4:
(Далее следует групповая работа, когда обсуждается любое мнение и группа принимает общее согласованное решение)
Вопрос –ответ:
Ученикам предлагается игра
Какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение.
Шаг 5:
Подбираем пословицы и поговорки о добре и зле ( не более 5-7)
1. Красота спасет мир.
2. Добро победит зло.
3. О хорошем всегда помнят.
4. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
5. Доброе дело два века живёт.
6. Добрые дела и после смерти живут.
Шаг 6:
(Основной этап тренинга –это активное участие педагога в работе группы. Учитель внимательно наблюдает за общением в парах или четвёрках, помогает вовремя начать и закончить работу, прийти к единому решению)Беседуем, делаем выводы
Шаг 8:
В конце занятия читаем стихотворение по данной тематике
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый
видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
 
Заслужит только
тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом
он откроет,
И в мир добра он
с ним войдет.
или слушаем песню «Дорогою добра» или поем вместе.
И последний этап – рефлексия, то есть размышление о том, что узнали, какие мысли, чувства это вызвало. Этап рефлексии связан с осмыслением значимости проделанной работы, возможности использовать полученные знания в жизни. А также предполагает анализ характера общения, отношений в группе.
Однако, какими бы не были эффективными педагогические технологии духовно-нравственного развития ребенка, без практических дел, исследовательской и проектной деятельности теория останется только теорией. Необходимо теоретический материал воплощать в практику. Так, У нас разрабатывается проект «Добрые сердца».
Цель проекта: сформировать потребность   в совершении добрых поступков,  в    сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, увлечь этой идеей всех, кто нас окружает.
Для достижения цели нашего проекта мы поставили перед собой следующие задачи:
посещать дом для престарелых и инвалидов;
посещать больных в ЦРБ;
участвовать в благотворительных акциях;
помогать слабым и беззащитным;
сохранять и развивать православные традиции милосердия;
воспитывать гуманное и бережное отношение к окружающему миру;
воспитывать желания оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей.
Хочется закончить свою работу словами стихотворения неизвестного автора:
Рождается ребёнок. Ангелок.Душа его – прозрачное стекло.И от того, чем мир его наполнит, Зависит роль, какую он исполнит, Наполнит светом, нежностью, теплом,Душа его откликнется добром.И будет человек тот много летСвечой любви и мира на земле.
Так будем следовать словам С.Соловейчика "Будем потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учить маленького человека чувствовать человека".