ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НАУРОКАХ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НАУРОКАХ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Лариса Александровна Свинарь
Директор Макеевской специальнойобщеобразовательной школы-интерната №35,
учитель-дефектолог, учитель-методист
Важнейшая цель исторического образования -обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Родины,
 ценностно-ориентированной личности, которая владеет моральными качествами, способной к самореализации в условиях современной
 социокультурной ситуации. Другими словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределиться в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.Растущий интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации образования. Он основывается на личной заинтересованности ученика в приобретении знаний для решения реальной проблемы. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт как школьникам, так и педагогам, и невозможен при других формах обучения.Метод проектов - это дидактичный инструментарий, который создает уникальные предпосылки для развития целенаправленности и самостоятельности ученика в постигании нового, стимулируя его естественную деятельность  в соответствии с этапами учебного проекта.Нужен ли метод проектов в специальной школе?Проектную деятельность в специальной школе я считаю актуальной, сегодня необходимая переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков нужно развитие личности ребенка, ее творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет ученикам приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ученики, с чем-то знакомым и понятным из реального жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных заданий - это и повышение интереса до предмета, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учеников, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Вывод: процесс положительно влияет на разные сферы педагогической деятельности, в частности, общеобразовательную:- знания  становятся средством образования;- поиск решения практических заданий актуализирует необходимость приобретения знаний;- в сочетании познавательной, исследовательской  деятельности учеников 
повышается уровень усвоения учебных умений;- учебный материал воспринимается целостно и сориентацией на создание определенного продукта;- ученики получают новые, нетрадиционные для школы
знания, умения и навыки;- ученики выходят из обычной дидактичной среды,
выполняя задания, в которых отсутствует единственно
правильное решение;- учебные предметы естественным образом теряют свойизолированный характер, пользование знаниями и
умениями происходит на уровне между предметных связей;- поиск необходимой информации побуждает школьников
к систематической работе с дополнительной литературой.Как же с помощью метода проектов повысить интерес
учеников к учебе? 
Выясним, или достаточно развиты у школьников
специальной школы необходимые качества и умения?
Готовы ли дети к такой деятельности?Ответ: конечно же нет!Нужна поэтапная работа из учебы этому виду
деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы -педагоги - должны сами освоить эту интересную и
эффективную технологию. Конечно, особенные
потребности накладывают ограничение на организацию
проектной деятельности таких учеников, однако, начинать привлекать школьников в проектную деятельность нужно
обязательно. Дело в том, что именно в школьном возрасте
закладывается ряд ценностных установок, личностных
качеств и отношений. Если это обстоятельство не
учитывается, если этот возраст рассматривается малозначительным для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности учеников и значительной части школьников и не удается в последствии достичь желательных результатов в проектной деятельности.Мы понимаем, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Сначала темы предлагаются учителями.В основном они касаются одного из теоретических вопросов школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний поэтому вопросу (групповые работы, сообщения).В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя по сравнению с традиционным обучением.Это можно представить в следующем виде.Ученик Определяет цель деятельности Открывает новые знания или способы деятельности
Выбирает пути решения 
Экспериментирует
Субъект деятельности
Несет ответственность за свою деятельность
Учитель
Помогает определить цель деятельности
Рекомендует источники получения информацииспособы деятельности
Предлагает возможные формы работы
Способствует прогнозированию результатов
 Создает условия для активности обучающихсяПартнер учащегося
Помогает оценить полученный результат, выявить недочеты.
Следовательно, занятие проектной деятельностью предусматривает наличие у школьников определенного набора качеств и умений.Можно выделить важнейшие из них: 
-качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание,
креативиость. 
-умения: опытные, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение); б)социального взаимодействия (сотрудничать с учителями-предметниками, работниками школьной библиотеки,родителями, работниками предприятий, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь,  следить заходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г)информационные (самостоятельно производить поиск нужной информации; обнаруживать, какой информации или каких умений недостает);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированный вопрос, использовать разные средства наглядности).
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
- в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, которая имеет личностный сенс для ученика, который повышает его мотивацию в учебе;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Проектная деятельность непосредственно влияет на развитие ученика. Д.О.Савченко среди всех мотивов учебной деятельности центральным и самым называет мотив, в основе которого – познавательный интерес. По мнению ученых (В.Давидов,  Ш.Амонашвили, И Якиманская),  познавательный интерес является самым значимым среди познавательных мотивов, он возникает и укрепляется лишь в ситуации поиска новых знаний, интеллектуального напряжения исамостоятельной деятельности.  Учеба, подкрепленная познавательными интересами, имеет активный, действенный характер.
Активизируются умственные процессы ученика, волевые проявления познавательного интереса. Это обеспечивает позитивную мотивацию и дифференциацию в учебе, активизирует самостоятельную творческую деятельность детей во время выполнения проекта.
Проектное обучение поощряет и усиливает искреннее стремление учеников к учебе, потому что оно: 
- ориентировано на личность ученика;
- использует разные дидактичные подходы: учеба в действии, независимые занятия, общую учебу, мозговой штурм, ролевую игру, дискуссию и тому подобное;
- дает возможность учиться на собственном опыте и опыте других.
Во время работы учеников над проектом учитель выполняет такие функции:
- помогает в поиске источников, необходимых для работы над проектом;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает и поощряет учеников;
- обеспечивает беспрестанную обратную связь .В процессе совместной работы над проектом у учеников формируются такие качества, как умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения, анализировать результаты деятельности, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела.
Ведущая идея опыта использования проектной технологии - это формирование проектных умений как одного из условий развития индивидуальности, повышения общей культуры личности за счет дополнительной информации.
Каким образом организуется проектная деятельность?
Примерный план моей работы :- Проанализировать учебную программу и определить возможные темы для выполнения проектов.
- Выделить проблему, которую необходимо решить ученикам в ходе выполнения проекта.
- На основе проблемы определить тип проекта, его тему.
- Определить цель будущей работы.
- Сложить план работы над проектом.
- Организовать практическую (исследовательскую) деятельность по выполнению проекта :- Выдвижение гипотез исследования, выбор и обоснование основной гипотезы;
- Сбор информации (литература, СМИ, опросы, наблюдения, анкетирования, интервью, эксперимент ит.д.);- Решение промежуточных заданий;
- Анализ информации;
- Формулировка выводов;
- Оформление результатов.
- Продумать форму представления проекта :- Критерии оценки процесса и результатов работы в ходе выполнения проекта.
- Рефлексия (самооценка) - размышление о выполненной работе.
- Представление проекта на уроке-презентации 
Процесс работы не менее важен, чем сам результат:
для учителя - это обладание искусством коммуникативности, быть не навязываемым свою точку зрения, способность генерировать идеи, направлятьучеников путем решения поставленных проблем;
для учеников - знания и обладания опытными методами; тщательное выполнение работы; полное равноправие исвобода в выражении мыслей, идей инновационного поиска новых средств.
Организация исследовательской работы позволяетрешить ряд заданий :- Осуществить более крепкое освоение учебного материала;
- Познакомить с методами исследования;
- Показать алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов;
- Включить ребенка в контекст научного исследования;
- Научить формулировать цели и задания;
- Приобщить к разнообразным формам организации.
Опыт организации самостоятельной проектнойдеятельности учеников позволил выделить следующиепозитивные результаты данного метода : 
развитие ключевых компетенций, отработки их на практике;
расширение кругозора учеников;
выявление лидерских организационных способностей;
раскрытие инициативности и творческого потенциала учеников.
Есть определенные трудности: трудно соединить данный метод с урочной работой, трудоемкий метод.
Результатами метода проектов по истории есть :- Повышение творческой активности учеников на уроке;
- развитие их логического и критического мышления;
- расширение кругозора школьников.
Учебным результатом опыта проектирования есть способность создавать и  защищать свой продукт. Черезэмоциональное переживание, погружение в проблему,переживание "ситуации успеха" ученик делает открытие в самом собе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи учебы с жизнью.
Главный результат - компетентность учеников в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности. И проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учениками прошлого и нынешнего времени ,ведет к формированию собственных оценок, развития критического мышления учеников преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности. Реализация проектов способствует формированию самостоятельно мыслящей и т ворческой личности.