Конспект урока. Закрепление изученного материала. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными


Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными;
Умения делать полный синтаксический разбор сложного предложения ;
Развивать навыки познавательной деятельности , умения обобщать материал , делать выводы ;
Подвести учащихся к размышлению над вопросами: Что такое Родина ? Что нужно сделать для того, чтобы процветала Родина ?
Тип урока : закрепление изученного материала .
Методы и приемы : беседа , кластер , диаграмма Венна , уровневые задания , групповая работа , мозговая атака .
Оборудование : учебник русской речи для 9 класса (авторы : М.Н.Шманова , М.Ж.Шаймерденова , А.Н.Кушерова .- Алматы : Мектеп , 2005г.) , карта Казахстана , иллюстрации , таблицы .
Ход урока
Ты видишь простор бесконечно
степной ,
Как шалью , покрыт бесконечной
травой ,
Здесь горы до неба , медовые реки –
Я сын твой , Отчизна , рожденный
тобой.
М.Жумабаев
1. Организационный момент
Ребята ! Вы уже познакомились с таким понятием , как сложные предложения , сложноподчиненные предложения с придаточным определительным
Цель сегодняшнего урока «углублять, закреплять, применять» Откроем тетради , запишем число , тему .
2. Работа с эпиграфом урока
О чем говорят строки великого поэта ? Как вы думаете , что будет предметом нашего разговора на уроке ?
3. Фронтальный опрос
1. Какие предложения называются сложными ? 2. На какие виды делятся сложные предложения ? 3. Какие предложения называются сложносочиненными ? 4.Какие предложения называются сложноподчиненными ? 5.Назовите виды придаточных предложений .
4. Диаграмма Венна
Ребята ! Попробуйте побыть исследователями-учеными . Составьте диаграмму Венна . Покажите в ней , чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных .
СПП состоит из неравно-
правных частей
[ ] , что ( ) Соединяются с помощью
подчинительных союзов
Из двух или
нескольких предложений
Союзные
ССП состоит из равно-
правных частей
[ ] , a [ ] Соединяются с помощью сочинительных предложений


5. Беседа по вопросам Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными .
1. На какие виды делятся сложноподчиненные предложения ? 2. Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными. Приведите в качестве примера одно из трех предложений , записанных на доске . 3. Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными Какое из двух оставшихся предложений можно привести в качестве примера . 4. Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными . Докажите , что последнее предложение на доске подходит в качестве примера .
Предложения на доске :
Иди , куда влечет тебя сводный ум . Дети чувсвуют , кто их любит . Трех сосен , которые так любит Пушкин , в Михайловском сейчас нет .
6. Проверка домашнего задания
Задание . 1. Составить придаточные предложения (2) . 2.Слово любит разобрать как часть речи . 3. Определить состав слов интересующем, сбегает .
7. Работа с текстом
Родная земля .
Каждый думает , что любит свою родину больше всех , и все любят ее по-разному , потому что ничего нет прекраснее тех мест , где родился и рос .
Моя земля - гладкая равнина Тургая . В однообразие бесконечного степного простора врываются редкие каменистые сопки .
Наш аул находится поблизости от перевала Кызбель – Девичий стан . Издали каменная гряда сопок своими очертаниями действительно напоминает лежащую девушку . Кажется , какой-то звук привлек ее внимание , и она , повернувшись всем телом на этот звук , да так и застыла навеки , точно по воле злого волшебника превратившись в камень .
С Кызбеля сбегает шумный ручеек Конырау –Звонок . Этот слабенький Конырау весной , когда начинает пригревать солнце и тает снег , разливается так , что его невозможно перейти вброд . А в жаркие летние месяцы от него остается тоненькая струйка .
8. Составление синквейна
А теперь , представьте себе на миг , что вы поэты . Вам надо сочинить пятистишие (синквейн) к слову Родина .
Существительное Родина Прилагательное прекрасная , красивая Глагол манит , зовет Предложение Родину мы не забудем никогда Словосочетание Моя родина
9. Работа по учебнику ( упражнение 210 на стр. 129)
10.Синтаксический разбор предложений . Составить схемы предложений . Это был замечательный день , который мы запомним надолго .- сложное , союзное , СПП ,гл. предл. Это был замечательный день , придаточное. слово Мы запомним надолго , СПП с придаточным определительным , союзное слово который , отделяется гл. от придаточного запятыми. [ ] , который ( ) 11 . Итог
11. Рефлексия
У каждого из учащихся индивидуальная карточка с изображением физиономии : с одной стороны – грустная , а с другой – веселая . Понравился вам урок ? С каким настроением вы подошли к концу урока ? Поднимите ту физиономию , которая соответствует вашему настроению ?
12. Домашнее задание
Написать рассказ о своем детстве .
Родная земля .
Каждый думает , что любит свою родину больше всех , и все любят ее по-разному , потому что ничего нет прекраснее тех мест , где родился и рос .
Моя земля - гладкая равнина Тургая . В однообразие бесконечного степного простора врываются редкие каменистые сопки .
Наш аул находится поблизости от перевала Кызбель – Девичий стан . Издали каменная гряда сопок своими очертаниями действительно напоминает лежащую девушку . Кажется , какой-то звук привлек ее внимание , и она , повернувшись всем телом на этот звук , да так и застыла навеки , точно по воле злого волшебника превратившись в камень .
С Кызбеля сбегает шумный ручеек Конырау –Звонок . Этот слабенький Конырау весной , когда начинает пригревать солнце и тает снег , разливается так , что его невозможно перейти вброд . А в жаркие летние месяцы от него остается тоненькая струйка .
Родная земля .
Каждый думает , что любит свою родину больше всех , и все любят ее по-разному , потому что ничего нет прекраснее тех мест , где родился и рос .
Моя земля - гладкая равнина Тургая . В однообразие бесконечного степного простора врываются редкие каменистые сопки .
Наш аул находится поблизости от перевала Кызбель – Девичий стан . Издали каменная гряда сопок своими очертаниями действительно напоминает лежащую девушку . Кажется , какой-то звук привлек ее внимание , и она , повернувшись всем телом на этот звук , да так и застыла навеки , точно по воле злого волшебника превратившись в камень .
С Кызбеля сбегает шумный ручеек Конырау –Звонок . Этот слабенький Конырау весной , когда начинает пригревать солнце и тает снег , разливается так , что его невозможно перейти вброд . А в жаркие летние месяцы от него остается тоненькая струйка .
Родная земля .
Каждый думает , что любит свою родину больше всех , и все любят ее по-разному , потому что ничего нет прекраснее тех мест , где родился и рос .
Моя земля - гладкая равнина Тургая . В однообразие бесконечного степного простора врываются редкие каменистые сопки .
Наш аул находится поблизости от перевала Кызбель – Девичий стан . Издали каменная гряда сопок своими очертаниями действительно напоминает лежащую девушку . Кажется , какой-то звук привлек ее внимание , и она , повернувшись всем телом на этот звук , да так и застыла навеки , точно по воле злого волшебника превратившись в камень .
С Кызбеля сбегает шумный ручеек Конырау –Звонок . Этот слабенький Конырау весной , когда начинает пригревать солнце и тает снег , разливается так , что его невозможно перейти вброд . А в жаркие летние месяцы от него остается тоненькая струйка .
«Қонақтарды ұлттық дәстүрде күту»
Мақсаты :
Білімділік : оқушыларға қонақтарды қарсы алуды және оларды күту туралы қосымша білім беру .
Тәрбиелік : қонақты күтуде жауапкершілікпен қарауға , еңбексүйгіштікке , ұжым арасында этикетті сақтауға , тәртіппен еңбек етуге тәрбиелеу .
Дамытушылық : өз жұмыс барысын ұйымдастыра алуын дамыту , алған білімін іс жүзінде қолдануды , жоғары талғаммен дастарқанды әзірлеуді , тамақты безендіріуге үйрету .
Сабақ түрі : дәстүрлі сабақ
Сабақта қолданалатын әдістер : баяндау , көрсету, сұрақ-жауап , сахналау .
Көрнекіліктер : салт – дәстүрге қаннатты сөздер , «Ұлттық киімдер» , «Ұлттық тағамдар» , қазақ дастарханы .
Пайдаланылган әдебиеттер тізімі : «Технология – 6» оқулыгы , Технология – 6 дидактикалық материалдар , Технология журналы.
Сабақтың барысы :
Ұйымдастыру кезеңі .Сабақтың ерекшелігімен , келген қонақтармен таныстыру.

1-оқушы
Ассаламагалейкум, халқым менің , Ардақта дәстүріңді , салтыңды , елім . Мерее басы болсын берекенің , Игі еңбек жемісінің бәрін жегін .
2-оқушы
Әрбір халықтың өз ерекшіліктері бар . Сондай ерекшеліктердің бірі – салт-дәстүр .Салт-дәстүрін, әдет-гұрпын ұмытпаған халық тарихтан өз орнын таба алмайды .
Халқымыз ежелден өз ұрпағын адамгершілікке , инабаттылыққ , ізгілікке , имандылыққа тәрбиелеуді ең басты мақсаты санаған. Содықтан ата-бабамыз көшіп-қонып жүріп –ақ ұрпақ қамын жеп, оның болашағына мән берген. Сонау жеті жарғыдан бастап сал , әдет-гұрпымыз бұдан кейінгі ұрпақ үшін теңдесі жо , тәрбиелік маңызы зор адамгершілік кодексіміз болды.
3-оқушы
Бүгінгі ұрпағымызды халқымыздың бага жетпес бай салт-дәстүрлері негізінде тәрбиелеу , жастарға ата-бабамыздың озық салт-дәстүрлерін терең сіңіру аса қажет . Негізінен салт-дәстүрді қадірлеу , туған жер , ата-бабаның кіндік қаны тамған жер , қасиетті мекенді қадірлеуден , аялаудан , сүйіспеншіліктен басталады .
4-оқушы
Ғасырлар бойы халықтың өзімен бірге жасасып , ұрпақтан ұрпаққа мұра болып , өмір сынынан өткен , бүгінге жеткен салт-дәстүрлер негізінде тәлім –тәрбие үлгілері қалыптасты . Халқымыздың даму тарихымен байланыстырып айтсақ , қазақтың сенім-нанымдары әлі күнге дейін өзінше дамуы үстінде келеді . Егеменді еліміздің болашағын қалыптастыру үшін халқымыздың қаһармандық тариыхын , ғасырдан ғасырға жалғасып жинақталған ұлттық мұрасын , озық мәдениетін , ұлттық мінез-құлқы мен әдет-ғұрпын білуіміз керек .
5-оқушы
Біздің заманымызда қонақ қарсы алудың көптеген формалары өзгертілген , бірақ халқымыздың қонақжайлылығы ежелгі заңдарын жоғалтқан жоқ .Бүгінгі дастарқанның басында жиналатындардың ішінде тек қазақтар емес , сонымен қатар үлкен көпұлтты республикамызда тұратын басқа ұлт өкілдері де бар – орыстар , татарлар , украйындар , немістер , ұйғырлар , азербайжандар , корейлер және басқалар .
6-оқушы ( сахналап көрсету)
Қонаққа шақырған кісілерге ертерек және барлығына бір мезгілде айтылған жөн . Өйткені шақыруды кеш алған адам : «Мені басқа біреу келе алмаған жағдайдан шақырғаны ма?» - деп ойлап қалуы мүмкін .
7-оқушы
Құрбы достарды кешкі асқа не болмаса шайға бір-екі бұрын телефон арқылы ауызша шақырған жеткілікті . Туған күн , отбасылық мейрамдарға – бір апта бұрын . Ерекше салтанатты іс-шараларға конвертке салынған жазба шақыруларды бір ай бұрын қолма-қол ұсынады , не болмаса пошта арқылы жібереді .
8-оқушы
Кей отбасыларда туыстармен , жақын достармен үнемі кездесу дәстүрге айналады . Мұндай жағдайларда арнайы шақыру талап етілмейді .
10-оқушы
Ең бірінші келген қонақтарды үй иелерінің екеуі де қарсы алады , ал ең соң келгн қонақтарды үй иесінің біреуі ғана не болмаса балаларына қарсы алуға болады . Үй иесінің әйелі үстел басына отырғанда қонақтарға да дастарқанға отыруға болады . Дастархан жабдықталуы үй иелері кеш бойы қонақтармен жайлы қарым-қатынас жасап , оларға тамақты әперіп ұсынуы ыңғайлы болатындай болуы керек
. 11-оқушы
Үй иелері барлық қонақтарына бірдей назар аударуы тиіс . Тек жасы үлкендерге ерекше назар аударуға болады . Отбасылық тамақта балалар үлкендердің айтқанын зейін Қойып тыңдап , үнемі көмектесіп отырулары керек .(әкеліп-әкетуге , әперуге көмектесу ).
Сарамандық жұмыс :
Сабаққа келген қонақтарды ұлттық дәстүрде күту.

Қорытынды :
Міне балалар ; біз бүгін барлық күш жігерімізді , білімімізді көрсете білдік .Ана тілдің қадірі түсініп ұлттық мәдени дәстүрімізді жалғастырайық .
Подробное изложение
Цель : проверить уровень умения учащихся воспроизводить прослушанный текст.
Слон
У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индеец умер. Тогда жена индейца заплакала, принесла своих детей к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала: «Слон! Ты убил отца, убей и их». Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял и посадил его себе на шею. И слон стал слушаться этого мальчика и работать для него.
Примерный план.Хозяин дурно кормил слона.
Жена принесла своих детей к слону.
Слон стал слушаться мальчика.
Сочинение «Природа – наша боль и забота»
Цель: уметь правильно выразить свои мысли;
знать о связи человека с природой; знать о заботе человека о природе;
воспитание любви к природе.
Монолог «Природа – наша боль и забота».
Мы любуемся природой нашего края. Природа имеет большое значение в жизни человека. Что я сделал для сохранения природы?
Природа не прощает нам наших ошибок. Мы платим за них здоровым потомков, здоровьем нации. Так давайте подходить по- хозяйски , по- матерински к природе, будем ее беречь. Я живу в Казахстане , здесь богатая природа.
Природу надо любить и беречь , охранять. Люди – дети природы. Наша жизнь зависит от нее: от климата, земли, воды, лесов и полезных ископаемых . Но сегодня сама природа зависет от человека . Люди у нее берут все, что нужно, но часто забывают о том, что природу надо беречь. «sos!» -международный сигнал .Его хорошо знают люди, которые плавают в море .Это сигнал о помощи. Сейчас этот сигнал посылает человеку природа . «sos!» «sos!» «Спасите!» - говорят человеку леса, горы, озера, моря, реки. И кажется ,что говорит вся земля: «Человек! Береги меня . Я знаю , что ты научился летать к звездам. Это прекрасно. Но я буду нужна тебе и в космосе. Ты не можешь жить без моего хлеба и моей воды, без моих деревьев и цветов!»
Высказывания видных деятелей культуры.
«Природу надо беречь, как мы бережем жизнь человека»
( П.И.Чайковский)
«Охранять природу – значит охранять Родину»
( М.М.Пришвин)
«Природу надо любить, но не надо ее покорять и подчинять. Это невозможно. Природа жестко мстит человеку за вмешательство»
(Р.Сейсенбаев)
Д/З : написать сочинение.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Цели урока:
Повторение и обобщение сведений о сложноподчиненном предложениии с несколькими придаточными ;
Формирование умения самостоятельно анализировать сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными;
Развивать критическое мышление через чтение информационного текста и выполнение практических заданий;
Воспитывать умение внимательно слушать , уважать чужое мнение ;
Тип урока : закрепление изученного материала .
Методы и приемы : беседа , кластер , групповая работа .
Оборудование : учебник русской речи для 9 класса (авторы : М.Н.Шманова , М.Ж.Шаймерденова , А.Н.Кушерова .- Алматы : Мектеп , 2005г.)
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
2. Синтаксический разбор предложений К доске для разбора предложений идут двое учащихся. Ваша задача сделать синтаксический разбор предложений, расставить знаки препинания. Напоминаю порядок разбора сложного предложения: По цели высказывания , по интонации, по наличию грамматических основ (сложное), по наличию союзов –сложносочиненное , сложноподчиненное , бессоюзное сложное , состоит из 2 и более простых.
1 ученик: Россия переживет муки, унижения, разделеня; и она, несомненно, выйдет из этих унижений. - повест.,невоскл.,слож.,союз.,ССП,состоит из двух простых.1) двусост.,распр.,полн.,осложн.однородн. дополн. 2) двусос., распр., полн., осложн. вводн. сл.
2 ученик: Перед мной Россия, которую Гоголь называл несущейся тройкой. - повест.,невоскл.,слож.,союз.,СПП,состоит из двух простых.1) главное ,двусост.,распр.,неполн.,не осложн. Ничем. 2) придаточное определ., прост.,двусос., распр., полн.,не осложн. ничем.
3. Работа над правилами На доске записаны «ключевые термины».Опираясь на них, составьте правила о предложении : простом сложносочиненном, сложноподчиненном. Ключевые слова: простое предложение, подчинительные союзы, сочинительные союзы, союзные слова, интонация, главное предложение, придаточное предложение. Учащиеся составляют правила. Простое предложение – это такое предложение , в котром имеется одна грамматическая основа. ССП – это предложение , состоящие из двух или более равноправных простых предложений, связанных между собой сочинительными союзами. СПП – это сложное предложение , состоящие из двух или более частей,одна из котроых подчинена другой и связывается подчинительными союзами и союзными словами.
4. Работа в парах А теперь работаем в парах. Задайте по три вопроса ( «толстых» и «тонких» ) друг другу. Но помните правило о толерантности. 1. На какой вопрос отвечают придаточные определительные? 2.Когда в СПП между двумя простыми предложениями не ставится запятая? 3. Как связаны простые предложения в составе сложного? 4. Что такое СПП предложение? 5. Чем отличается однородное подчинение от параллельного? 6. Могут ли в одном сложном предложении использоваться однородное и паралельное подчинение? 7. Что такое неоднородное подчинение?
5. Работа с кластерами Учащиеся работали над составлением кластеров одновременно с учениками, выполнявшими синтаксический разбор предложения. Теперь их очередь отвечать, чтобы показать порядок разбора предложений: простого и сложного.
6. Комментированный диктант Когда выехали со двора, он оглянулся назад и увидел , что Собакевич все еще стоял на крыльце и приглядывался, куда гость поедет. – повест., невоскл., сложн., союзн., СПП, состоит из 4 простых предложений , предложением с параллельными и последовательными подчинением.
7. Закрепление учебного материала А сейчас работаем с предложениями, записанными под буквами АБВГД. Найдите среди них такое предложение, которое будет иметь придаточное , соединенное точкой с запятой (знаки препинания не расставлены). Помните, при каком условии ставится точка с запятой . Разбирая каждое предложение, вы выделяете грамматическую основу, составляете схему, указываете вид придаточных и тип подчинения. Вам встретилось слово ПАРАДОКС. Знаете ли вы значение этого слова? Парадокс – 1. Страное, расходящееся с общепринятыми мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу.2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным. Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. А. Это риторическое оружие, научиться владеть которым также сложно , как сложно научиться владеть фехтавальщику шпагой. Б. Но тот, кто его освоил, становится неуязвим, потому что он может и нападать и защищаться. В. Парадокс – великолепное риторическое средство, которое придает речи блеск, вызывающий у слушателя удовольствие, наслождение; которое привлечет сразу внимание людей и удержит их. Г. Парадокс поиогает разрушить догму, высмеять устаревшее, надоевшее пошлое. Д. И делать это он может так, что вызовет у слушателей восхищение, даже если они его противники. Ключ: ВГАБД. 8. Подведение уроков Сегодня на уроке мы повторили : 1. Порядок разбора простого предложения. 2. Порядок разбора сложног предложения. 3. Синтаксический разбор ССП . 4. Синтаксический разбор СПП . 5. Виды придаточных в сложноподчинительнном предложении. 6. Виды виды в сложноподчинительнном предложении. На уроке вы сталкнулись с пастановкой точки запятой в СПП. Расскажите мне правило . Если однороднное придаточные рапространены и внутри этих предложений есть уже запятые, то они могут отделяться друг то друга точкой запятой. Укажите значение слова Догма. Догма – положение, принимаемое на веру за непреложеную истину, неименную при всех обстоятельствах. 9. Домашнее задание Найти и выписать из произведений художественной литературы СПП с несколькими придаточными.
Повествовательное


Двусоставное
Вопросительное


Односоставное
Побудительное


По наличию главных членов
По цели высказывания


Восклицательное
Простое предложение

Неполное



Невосклицательное
Полное
По наличию второсепенныхчленов


Нераспространенное
Распространенное

С разделительными союзами


Сложносочиненное
С соединительными союзами


С противительными союзами
Союзное


Сложное предложение

С придаточными определительными
Бессоюзное


Сложноподчиненное
С придаточными изъяснительными


С придаточными обстоятельственными

СПП с придаточными обстоятельственными
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными ;
Умения делать полный синтаксический разбор сложного предложения ;
Развивать навыки познавательной деятельности , умения обобщать материал , делать выводы ;
Воспитывать любовь к искусству.
Тип урока : Повторительно-обобщающий. Методы и приемы : беседа, диаграмма Венна ,ИКТ, мозговая атака . Оборудование : учебник русской речи для 9 класса (авторы : М.Н.Шманова , М.Ж.Шаймерденова , А.Н.Кушерова .- Алматы : Мектеп , 2005г.) .
Ход урока
1. Организационный момент Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф. Выразительное чтение эпиграфа. Добрата – язык, на котром немые могут говорить и который глухие могут слышать.
Каролина Анна Бови
1.осмыслите высказывание и сформулируйте лексическую тему урока. Язык доброты понятен всем. 2.Подберите синонимы к слову добрата. Милосердие,чуткость, сострадание, человечность, добродушие, душевность, незлобивость... . 3.Какой смысл заключается в себе слово «добрата»? Это отзывчивость, душевноерасположение к людям и ко всему окружающему , стемление делать добро другим... . 4.Кто , на ваш взгляд , больше всех нуждается в добром отношении? Немощные, больные, нищие, убогие, старики, дети... . 5. Какое предложение по структуре ? Сложное,СПП. 6.Озвучьте грамматическую тему и сформулируйте цель урока. Мы обобщим знания о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными . 2. Фронтальный опрос 1. Какие предложения называются сложными ? 2. На какие виды делятся сложные предложения ? 3. Какие предложения называются сложносочиненными ? 4.Какие предложения называются сложноподчиненными ? 5.Назовите виды придаточных предложений .

3. Диаграмма Венна
Ребята ! Попробуйте побыть исследователями-учеными . Составьте диаграмму Венна . Покажите в ней , чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных .
СПП состоит из неравно-
правных частей
[ ] , что ( ) Соединяются с помощью
подчинительных союзов
Из двух или
нескольких предложений
Союзные
ССП состоит из равно-
правных частей
[ ] , a [ ] Соединяются с помощью сочинительных предложений



4. Проверка домашнего задания
5. Работа с текстом
Искусство балета .
Разные виды искусства связаны друг с другом. Балет например связан с литературой и живописью. Я бы никогда не смогла бы создать на сцене волнующие образы , если бы с детства не полюбила литературу , не интересовалось бы работами художников. Особенно мне нравится Левитана.
Балет –это не только красивые движения , но и полет больших мысли выражения чувств и настроений.
Хореографическое искусство относится к числу самых трудных профессий. Чтобы показать одну небольшую сцену балерины трудятся изо дня в день. Но мы бываем счастливы , когда наша работа доставляет людям наслождение.
6. Оветить на вопросы
7. Новые слова
создать на сцене волнующие образы - сахнада жан тебрентерлік бейнелерді жасау полет больших мысли – ұлы ойдың шарықтауы выражения чувств и настроений – сезім мен көңіл күйдің берілуі доставляет людям наслождение –здесь: халықты ләззатқа бөлейді.
8. Работа по учебнику ( упражнение 163 на стр. 104)
9.Синтаксический разбор предложений . Составить схемы предложений . Молодой певец пел так, как никто еще не пел .- сложное , союзное , СПП ,гл. предл. Молодой певец пел , придаточное Никто еще не пел , СПП с придаточным обстоятельственным , союз как , отделяется гл. от придаточного запятыми. [ ] , как ( ) 11 . Итог
11. Рефлексия
У каждого из учащихся индивидуальная карточка с изображением физиономии : с одной стороны – грустная , а с другой – веселая . Понравился вам урок ? С каким настроением вы подошли к концу урока ? Поднимите ту физиономию , которая соответствует вашему настроению ?
12. Домашнее задание
Упражнение164 на странице 105 .

Обстоятельство. Виды обстоятельств
Цели урока:
Закрепить теоретические сведения учащихся по теме «Обстоятельство. Виды обстоятельств»
Развитие умения логический излогать свои мысли , умения обобщать материал , делать выводы ;
СПОСОБСТВОВАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ВОСПИТАНИЮ КОЛЛЕКТИВИЗМА, ВЗАИМОПОМОЩИ.
Тип урока : закрепление изученного материала .
Методы и приемы : беседа , мозговая атака .
Оборудование : учебник русский язык для 11 класса (авторы : Л.К.Жаналина.- Алматы : Мектеп , 2007г.) , таблица .
Ход урока
Организационный момент
Ребята , сегодня на уроке мы повторим и обобщим все , что знаем об обстоятельстве, о его видах.
Эпиграф урока – замечательные слова Абая : Лищь знаньем жив человек. Лишь знаньем движется век. Лищь знанье – светоч сердец . Да будет праведен путь твоей души молодой. УІчитель : Хочу пожелать вам удачи и веры в себя словами Августина Кюри: Ты сможешь сиять умом, Где бы ты ни был, Потому, что мир нуждается в таких , как ты. 2. Фронтальный опрос 1. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? Что? Подлежащее 2. Член предложения, выраженный глаголом в одном из наклонений? Простое глагольное сказуемое 3. Член предложения, выраженный глаголом связкой +наречие. Составное именние сказуемое. 4. Что подчеркивается волнистой линией? Определение 5. Как подчеркивается обстоятельство? 6.Какой член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей? Дополнение. 7. Раздел языка, изучающий словосочетания и предложения? Синтаксис. 8. Предложение, в котором грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого? Двусоставное. 9. Какой член предложения отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Сказуемое 10. Член предложения , выраженный вспомогательным глаголом + инфинитив. Составное глагольное сказуемое. 11. Как подчеркивается подлежащее? 4. Как подчеркивается дополнение? 12. Какой член предложения отвечает на вопросы какой?чей? Определение. 13. Что составляет грамматическую основу предложения? Подлежащее и сказуемое 14.Раздел языка, изучающий постановку знаков препинания? Пунктуация. 15. Предложение , в котором есть или подлежащее, или сказуемое? Односоставное
6. Проверка домашнего задания
7. На доске
1. (Где?) Далеко была слышна гармонь в деревенской тиши. 2. Жора и Ваня Туркенич вернулись (когда?) вовремя.3. Я читал (как?) бессистемно, безудержно, запоем.
Какие второстепенные члены предложения отвечают на вопросы как? Когда? Где? Как называется слова , которые написанные черном шрифтом ? (обстоятелство) Как почеркивается эти слова? В каком классе мы прошли обстоятельство? Что такое обстоятельство? Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, образ действия и др. , и отвечают на вопросы: Как? Когда? Где?Почему? и др. Какие виды обстоятельства мы знаем? (на доске схема)
8. Работа по учебнику . ( упр.138 на срт.67) Спишите, раскрывая скобки.
9. Самостоятельная работа (упр.144 на стр 69)
10 . Итог
11. Рефлексия
У каждого из учащихся индивидуальная карточка с изображением физиономии : с одной стороны – грустная , а с другой – веселая . Понравился вам урок ? С каким настроением вы подошли к концу урока ? Поднимите ту физиономию , которая соответствует вашему настроению ?
12. Домашнее задание
Упражнение 147, 150 .
Уступки
Несмотря на
что?
Примеры
В домах , (несмотря на что?) несмотря на ранний час, горели лампы.
Ягненок в жаркий день пришел к ручью (зачем?) напиться.
Сенокос запоздал (почему?) из-за дождей.
Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде.
(Когда?) Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Остановись (где?) здесь.
Тропинка (как?) беспокойно заметалась и покинула ребят на просторном лужке...
Виды обстоятельств.


Односоставное предложение
Цели урока:
Повторить типы односоставных предложений и установить их семантические особенности;
Сопоставив синонимичные предложения, раскрыть стилистическую функцию различных типов простого предложения и уточнить их синтаксическую синонимию ;
Обобщить все сведения об односоставных предложениях и определить их роль.
Тип урока : закрепление изученного материала .
Методы и приемы : беседа , уровневые задания , групповая работа , мозговая атака .
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой и целевая установка.

2. Слово учителя
Тема «Односоставное предложение» вызывает немало вопросов , но, пожалуй, эта тема, как никакая другая, показывает богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава языка, но и путем использования арсенала синтаксических конструкции. Это и определило основную задачу изучения односоставных предложений-сформировать навык умственого употребления предложений в речи.
3. Комментированное письмо Записать под диктовку предложения, найти главные члены и дать характеристику.
Иду и радуюсь. (односост.,гл. чл. –сказуем.) Легко мне. (односост.,гл. чл. –сказуем.) . Дождь прошел. ( двусост.) Все молчит. ( двусост.). Совсем тепло. (односост.,гл. чл. –сказуем.). Темнеет. (односост.,гл. чл. –сказуем.). Поздний вечер. (односост.,гл. чл. –подлеж..)
4. Объяснительное списование Перед вами определенно-личные предложения, давайте прочитаем, найдем главный член предложения сказуемое и определим способы выражения сказуемого: Люблю безмолвие полуночной природы...Гл., 1л., ед.ч., наст.вр. Что стоишь, качаясь,тонкая рябина? Гл., 2л., ед.ч., наст.вр. Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья. Гл., 1л., ед.ч., буд.вр. Уходи, зима седая! Гл.,повел.н. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. Гл.,1л.,мн.ч.,буд.вр.. Звени,звени, златая Русь, волнуйся, неуемный ветер! Гл.,повел.н.
5. Синтаксический разбор предложения
Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думая о нем , изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. 1.[ =] 2. [ |_ Д. О _ |, = , =] ,и [= _ ] , ( ибо = _ )
6. Констрирование предложений Переделать данные двусоставные предложения в безличные: Я нездоров. – Мне нездоровится. Приближается вечер . –Вечереет. Снег замел дорогу. –Снегом замело дорогу. Вчера был дождь? –Вчера не было дождя. У тебя есть книга? – Уменя нет книги. Я скучаю. –Мне скучно. Могу я выйти? – Можно мне выйти?
7. Анализ предложений Раннее утро. Сенокос. Холодный рассвет. Последние лучи уходящего солнца. Что такое назывное предложения? Назывное предложение –это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее.
8. Работа по учебнику ( упражнение 160 на стр. 77)
11 . Итог
11. Рефлексия
У каждого из учащихся индивидуальная карточка с изображением физиономии : с одной стороны – грустная , а с другой – веселая . Понравился вам урок ? С каким настроением вы подошли к концу урока ? Поднимите ту физиономию , которая соответствует вашему настроению ?
12. Домашнее задание
Упр. 161 на стр. 78 .