Конспект урока по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ШАХТЁРСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ШАХТЁРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - СТУПЕНЕЙ №13 ИМЕНИ Н.И.БАРАНОВА
Урок русского языка в 9 классе
на основе субъективизации и
технологии встречных усилий
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
Лайтер Н.Н.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
«учитель-методист»
2012
Учебно-методическое обеспечение учебник русского языка для 9 класса с русским языком преподавания под редакцией Г.А.Михайловской, НА.Пашковской, В.А.Корсакова
Компьютерные медиапродукты
авторская презентация, созданная в среде POWER POINT.
Цели - способствовать формированию компетентностного умения учащихся находить придаточные определительные в составе СПП,
производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
правильно использовать конструкции СПП с придаточными определительными в своих устных и письменных высказываниях;
развивать стремление и умение оживлять свою речь СПП с придаточными определительными, придавая ей интонационную выразительность и эмоциональность;
способствовать развитию умения анализировать языковой материал и делать выводы;
развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
прививать вкус и любовь к образной, эмоциональной речи, богатой различными выразительными средствами, в том числе СПП с придаточными определительными;
воспитывать осознанное отношение к овладению русским языком
активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы
гармоничное развитие личности учащегося, формирование его мировоззрения.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор, экран, смайлики-звёзды; тетради на печатной основе, помеченные цветными звёздочками (голубыми, красными, жёлтыми – для объединения в группы по цвету звезды); листы самоконтроляТип урока: урок-практикум с элементами исследования
Форма урока: проблемный урок
Формы обучения: групповая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа
Методы обучения: методы антиципации, проблемно-эвристические, объяснительно-иллюстративные
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ЭТАП «ВКЛЮЧЕНИЯ» В УРОК.
Добрый день, ребята. У вас на столах лежат смайлики-звёзды . Звезда, как оберег и как символ высоких стремлений, является олицетворением красоты пропорций в природе. Поднимите эти звёздочки, вы сейчас взяли свою звезду, свой успех. А теперь положите себе на стол, чтобы эта звезда за вами наблюдала в течение всего урока, а в конце занятия вы дорисуете ей своё настроение.
В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я хочу предложить следующие слова:
Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.
Антуан де Сент Экзюпери- Посмотрите на состав первого предложения и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Продолжать изучение СП) (Слайд №2-3)
ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант с последующей взаимоопроверкой. (Вспомним ранее изученное, чтобы узнать новое)
Установка: Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0.
Итак, дайте свой ответ на мои утверждения:
Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: союзами, союзными и указательными словами. – 1.
Что, чтобы, как, если, как будто, так как, когда – это сочинительные союзы. – 0Союзные слова – это относительные местоимения, стоящие в разных формах, а также наречия: какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как. – 1Союзные слова служат средством связи, но не являются членами предложения. К ним невозможно поставить вопросы. – 0
В предложении союзы иногда можно опустить, а союзные слова - нет. – 1
Определение – это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? – 1
А теперь обменяйтесь тетрадями и сверьте ответ своего соседа с той цифрой, которая появилась на экране, поставьте оценку в лист самоконтроля. Помните, что каждый правильный ответ «стоит» 2 балла.
Итоговый ответ: (Слайд №5)
1 0 1 0 1 1
Заполнение «слепой» таблицы (Помощь см. на стр. 79)

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


?
СОЮЗНЫЕ


?
?


?
?

?

Поставьте оценку в лист самоконтроля. Помните, что каждый правильный ответ «стоит» 2 балла.
ВЫВОД: (Слайд № 6)
Итак, все придаточные в СПП делятся на 3 группы. Подумайте, почему в цифровой диктант я вдруг включила вопрос об определении и сделайте вывод о том, какие виды придаточных предложений мы будем изучать на уроке?
(Потому что речь на уроке пойдёт о придаточных определительных – это тема урока)
- А какие цели мы поставим перед собой (уметь различать, правильно ставить знаки препинания, уметь использовать в речи) (Слайд №8)
ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПУТЬ К ЗНАНИЯМ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЕ) (Слайд № 9)
Работа в малых группах: учащиеся объединяются в группы по цвету звёздочки в своих тетрадях и решают исследовательские задачи на сопоставление и анализ речевых фактов.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ: (заполняем слайд № 10)
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
определяют существительное или местоимение в главной части предложения
отвечают на вопросы какой? который? чей?
присоединяются союзными словами какой, который, чей, где, кто, что
местоимённо-определительные придаточные:
относятся к местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены;
могут стоять перед определяемым словом.
Оцение работу друг друга в группе и поставьте оценку в лист самоконтроля.
IY. ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Работа в парах: (Слайд №14-15)
Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное.
1. Николай и не заметил, 1. надо прилежно учиться.
2. Скучен день до вечера, 2. установилась теплая, солнечная погода.
3. Чтобы получить хорошую профессию, 3. тихо шелестящих под ветром.
4. Которая бывает в начале сентября, 4. что стало светать.
5. Воздух пропитан ароматом трав,  5. коли делать нечего.
1 – 4
2 – 5
3 – 1
4 – 2 (2 - 4)
5 – 3 ПП с ПО
Внимание! В таблицу вкрались две ошибки!!! Срочно исправьте их!
Вопросы классу:
Какие предложения из таблицы относятся к теме сегодняшнего урока? Запишите их в тетради, составьте схемы этих предложений.
Можно ли в них поменять местами главное и придаточное предложения? Почему?
Каким образом можно проверить, что перед вами именно придаточные определительные? (По вопросу от главного к придаточному – какой?)
Как вы думаете, только одно союзное слово который может присоединять придаточное определительное?Дифференцированная работа: 1-й в. – у.174, 2-йв. – работа с текстом к стихотворению (см. тетради на печатной основе Приложения 1, 2, 3).
Займёмся приятным и полезным (релакс) (решение лингвокультурологической задачи): (обратим внимание на культурную семантику слова звезда)
Прочитайте и прослушайте романс на стихи М.Ю.Лермонтова в исполнении Полины Агуреевой «Вверху горит одна звезда»
Определите доминантный личностный смысл стихотворения (ночная звезда, которая несёт в себе грустный, печальный характер, потому что она, как возлюбленная лирического героя, такая же далёкая и недосягаемая).
4. Минутки творчества (сочинение-ассоциация)
Запишите свои ассоциации, которые вызвал у вас романс, тремя предложениями с придаточными определительными, в которых вы постараетесь передать то, что вы видите, слышите и чувствуете.Домашнее задание:
изучить теорию на с. 87 (для любителей русского языка - дополнительную информацию извлечь на образовательном портале http://www.gramota.ru/class/: дополнительно изучить сведения о местоимённо-определительных придаточных)
Выполнить одно из заданий по выбору:
- упр.175 (выполнить все задания к упражнению)
- написать творческую работу, используя СПП с придаточными определительными, выбрав одну из тем: «Дарю тебе звезду небесную, ту, которая крупней!» или «Самая сильная боль та, которую скрываешьпод улыбкой» Коммуникативная задача: передать личностное отношение к изображаемому, заинтриговать читателя.
Дополнительное задание: проанализируйте роль СПП с придаточными определительными в своем тексте.
Итоги урока. Педагог проводит рефлексию, предлагая ответить учащимся на вопросы по содержанию урока.
Проблемные вопросы
Что нового мы узнали сегодня на уроке
Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения
Что особенно понравилось
Работа с листами самоконтроля. Выставление оценок.