Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»


Тема урока:Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Цели урока:

Образовательные: 1. Закрепить и углубить сведения о сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.2. Закрепить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения. 3. Отработать связи придаточного с главным, совершенствуя пунктуационные навыки. 4. Расширить словарный запас обучающейся Развивающие: 1. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость. 2.Уметь определять типы придаточных обстоятельственных в СПП

Воспитательные: 1. воспитание уважения к предмету, любви к слову.


Оборудование: учебник под редакцией С.Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс», учебные карточки.



Структура урока
Организационный момент,
объявление темы и целей урока.


Сегодня мы приступаем к изучению темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными», закрепим умение определять главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения, распознавать типы придаточных обстоятельственных в СПП.
2. Словарный диктант
Привезти бетон на комбинат, прибивать гвоздями, прервать трансляцию, превысить прежний рекорд, отдыхать в приморском санатории, приоткрыть окна в салоне, избирать президиум конференции, нравственные идеалы, прикрепить кнопками, преследовать цель, в результате борьбы, эффективность мероприятий, пессимистичный взгляд на жизнь, оптимистичное мироощущение.

3.Повторение теории предыдущих занятий
Мы говорили в течение нескольких уроков о сложных предложениях.
- Что такое сложное предложение? (Это предложение, состоящее из двух и более простых)

- В зависимости от союза, на какие виды делятся сложные предложения? ( Союзные и бессоюзные. Союзные делятся на ССП и СПП)

- Сложносочиненные предложения – это ? ( предложения, в которых предложения связаны друг с другом интонацией и сочинительными союзами)

- Сложноподчиненные предложения – это? ( предложение, состоящее из главного и одного или нескольких придаточных. Сложноподчиненные предложения бывают с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными).

4.Изучение нового материала
а) рассмотрение таблицы в учебнике (с.30-31)
Прочитайте примеры, к придаточным обстоятельственным поставьте вопросы.
К придаточным какого вида нельзя поставить вопрос?
Какими союзами и союзными словами присоединены придаточные в данных предложениях- примерах?
Знаки препинания при составных союзах?
Какой конструкции синонимичны сложноподчиненные предложения с придаточными условия?
5.Закрепление изученного материала
а) Выполнение карточек (по вариантам)
Задание: в данных предложениях нужно расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы.
1 вариант
1. Петя был уверен в том что эта зима пройдет спокойно.

2. Солнце осв...щало белоснежные вершны сосен которые рсли на обрыве склона.

3. Пдул рекий зимний ветер начиналась метель.

4. Мне нравится когда на землю падают крупные хлопя снега.

2 вариант

1. Петя был уверен в том, что эта зима пройдет спокойно.

2. Солнце освещало белоснежные вершины сосен, которые росли на обрыве склона.

3. Подул резкий зимний ветер, начиналась метель.

4. Мне нравится, когда на землю падают крупные хлопья снега.

б) Комментированное письмо
Определите тип предложения.
Лишь после того как разойдутся темные тучи, видно голубое небо (СПП времени)
Чтобы узнать цену счастья, он прошел через много дорог (СПП цели).
Там где труд, там и счастье (СПП места)
Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! (СПП условия)
Большинство людей счастливы ровно настолько, насколько они к этому приспособлены (СПП образа действия и степени)
Нельзя жить счастливо, если все время дрожишь от страха (СПП условия)
Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу (СПП причины)

6. Рефлексия:

- Итак, что нового мы на уроке узнали? Чем занимались? (Мы говорили о придаточных обстоятельственных в сложноподчиненном предложении, вспомнили словарные слова)

7. Итоги урока. Выставление оценок за урок.
8.Домашнее задание
Повторить таблицу (с.30-31)
Выполнить упражнение №66 Письменно рассказать о своем селе. , употребив в нем сложноподчиненные предложения различных типов. Над сложноподчиненными предложениями указать вид.
15